БиоШкола "Пилигрим". В поисках новых Ломоносовых

Найдём по городам и весям юных натуралистов с горящим взором - и покажем им путь к высшему образованию и большой науке. Подробнее
Найдём по городам и весям юных натуралистов с горящим взором - и покажем им путь к высшему образованию и большой науке.

Выберите вознаграждение

Привет! Наш проект посвящён организации летней выездной БиоШколы. Наша цель – показать, как устроено на сегодня биологическое знание и его получение!  Всё действо происходит на фоне живописных пасторалей одного из национальных парков Центральной России.

Дальше найдете описание, там много букв. Но суть мы изложили в одной картинке.

Компоненты в синих кружочках у нас уже есть, при вашем участии будет и четвёртый! ;)

Средства, собранные сверх установленной суммы, пойдут на частичную оплату дальних железнодорожных переездов и перелётов ребятам издалека. Ведь к нам едут из таких далёких мест, как Кемерово и Воркута, а мы стремимся сделать БиоШколу максимально материально доступной.


ПО СТОПАМ ЩАЦКОГО И ТИМОФЕЕВА-РЕСОВСКОГО

Меня зовут Иннокентий, я студент второго курса биологического факультета МГУ. Звёзды сложились так, что родился и вырос я в Обнинске – городе мирного атома, первом наукограде России. 


Истоки

Когда-то в этих местах воплощалась в жизнь педагогическая мысль Станислава Шацкого, четвертью века позднее – кипела научная деятельность Николая Тимофеева-Ресовского. Сейчас – лишь памятные таблички, тускнеющие на фоне вывесок новых торговых центров. Или… есть что-то ещё?

Новаторство

  •  Есть идея – создать площадку для академического (впоследствии – научного!) роста заинтересованных школьников, в будущем – молодых специалистов. В общем смысле – институт передачи биологических знаний.
По своему опыту помню, как непросто перепрыгнуть пропасть между последним классом школы и первым курсом университета, компанией одноклассников и миром олимпиадного движения. 

Немалая важность мне видится также в организации конвейера, быстро доставляющего элементы научного знания с мировой передовой к нашим ребятам. 

Воплощение

  • Итак, цель – Новая Обнинская БиоШкола. В широком смысле. 
  • База – школьный эколого-биологический клуб «Экос».

В обнинской школе, где я заканчивал девятый класс, педагог-энтузиаст Марина Михайловна Рассказова организовала эколого-биологический клуб с названием «Экос». Туда шестиклассником пришёл и я. 

Там получил развитие интерес к биологии, во многом благодаря стараниям Марины Михайловны удалось добиться успеха на федеральных олимпиадах школьников,  убежать учиться последние классы в сильные московские школы.

 Но душой я остался в Клубе – проводя занятия, приглашая в Обнинск читать лекции знакомых преподавателей и учёных, вывозя ребят на экскурсии в лаборатории университета. 

Это потрясающе – когда можешь открывать кому-то новые горизонты, волновать воображение, строить деятельную мотивацию.

В «Экос» пришли ребята из других городов области – Малоярославца, Балабаново. С удивлением я отметил, что пополняются не только наши школьные ряды – интерес к Просветительской Миссии проявили товарищи-ровесники – студенты московских, питерских, калужских ВУЗов. Некоторые из них являются, как и я, выпускниками «Экоса».

 А ещё – родители школьников, активные учителя Обнинска и Калуги.… В общем, родилась настоящая команда, объединённая под флагом «Шацко-Тимофеевской» научно-образовательной идеи. 


ПЛБШ "ПИЛИГРИМ" - НАША РЕСПУБЛИКА ШКИД

  • Профильная Летняя Биологическая Школа «Пилигрим» - самый бурно развивающийся и перспективный проект клуба.


  • «Пилигрим» - образовательная среда, в рамках которой ребятам среднего и старшего школьного звена предлагаются к освоению академические курсы, факультативные лекции, лабораторные практикумы и полевые выходы.

  • Первая Школа прошла в 2013 году, к 2015 возросла численность и география участников, расширен преподавательский состав и укреплена материальная база.

     
Формат летней выездной школы удачно моделирует систему, существующую по правилам, отличным от привычных для ребят устоев, подчеркивающую ценность интеллектуального совершенствования.  
Такая «Республика ШКИД» - мощный инструмент самоосознания и самоопределения школьников, кроме того – создания крепкой людской общности, сплочения команды.

Первый «Пилигрим» прошёл в июне 2013 года. Нас было семеро преподавателей (из них двое старшеклассников и один абитуриент) и 12 человек школьников (все – обнинцы, члены клуба и учащиеся одной школы из 5-7 классов). Готовили и врачевали инициативные мамы школьников, оборудование и детей до места проведения и обратно помогали возить инициативные папы. Словом, школа была воздвигнута на коленке, полной голого энтузиазма. 

И удалась! Показателем этого послужил интерес к нам Калужского Областного Эколого-Биологического Центра и Департамента образования г. Обнинска. Заручившись их поддержкой и привлекая к нашей интереснейшей работе  моих товарищей по университету и выпускников клуба, к июлю 2014 мы расширили «Пилигрим» до 22 школьников 5-10 классов из нескольких городов Калужской области и 12 преподавателей.

 Из них двое – золотые медалисты Международной Биологической Олимпиады в Берне, трое - победители Всероссийской олимпиады, двое - кандидаты биологических наук. 

Примечательно, что одна школьница приехала к нам вместе с мамой из далёкого северного города шахтёров – Воркуты. Весь секрет здесь в том, что мы с её старшей сестрой учимся на одном курсе, однако… из частностей создаётся общность, о чём речь далее.

В ПОИСКАХ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ

  • Школа стремится работать с детьми из Калужской области, иных периферических областей, небольших районных городов и сельской местности.
  • Клуб расширяет сотрудничество, приобретая коллег и союзников в других городах.
  • Главное для нас – заинтересованность ребёнка, а не имеющиеся знания.
В 2015 году мы сохраняем тренд на увеличение размера летней школы и примем до 45 школьников. Лейтмотив расширения – привлечение детей из местностей, пока не имеющих своей сильной системы дополнительного образования в сфере биологии. 

Оттуда, где в силу информационного вакуума  ребята знают крайне мало о том, что вообще существуют летние школы, олимпиады, что есть возможность вести своё научное исследование под руководством специалистов - действующих учёных.

Первой экспериментальной площадкой в этом отношении стал город Воркута. Ах, этот север – полуоставленные посёлки у заброшенных шахт, отсутствие автомобильной дороги на «большую землю»… не здесь ли притаился в душе скромного сына шахтёра будущий научный гений?.. 

На сегодня установлен контакт с Управлением образования города, проведена «профагитационная работа» в самых сильных образовательных учреждениях Воркуты. Город воспринял предложение с большим интересом и выразил желание сотрудничать. «Пилигрим-2015» планирует принять до 10 воркутинцев с сопровождающим. 

Благодаря информационной помощи со стороны МАН "Интеллект будущего" к нам поступили заявки из Башкирии, Саратовской области, Пермского края. 

Развивается связь с организацией дополнительного образования "Изумрудный город" из Новосибирска. Безусловно, миллионную столицу Сибири глубинкой не назовёшь, но это прекрасный стратегический плацдарм для освоения пространств, лежащих севернее и восточнее. Кроме того, сотрудничество с организациями сходной направленности в других городах – потенциально плодотворный симбиоз, открывающий огромное поле новых возможностей.

Наконец, как обнинский клуб, мы нацелены на тщательную работу с калужским регионом – 24 района, Обнинск и Калуга – шутка ли, целый миллион населения.

При приёме на «Пилигрим» наиболее важным критерием для нас является умение школьника работать с массивами информации, вычленять главное, составлять своё мнение по изучаемому аспекту. И общая заинтересованность, конечно. Имеющийся background второстепенен.

Принцип малых дистанций

  • Преподавательский состав школы имеет высокую разнородность и формируется из нескольких источников.
  • Многие преподаватели являются студентами, что определяет отсутствие возрастного барьера между учеником и учителем.

Итак, о нашей преподавательской команде. С одной стороны – это педагоги Обнинска и Калуги, имеющие беспримерный опыт учительства и работы в сфере классического дополнительного образования. 

С другой – действующие «полевые» ученые, специалисты Национального парка «Угра». Это настоящие адепты «дела Паганеля», фанаты натурализма, «спецы» по отдельным таксономическим группам организмов. 

С третьей – в 2015 году мы стремимся приглашать лекторов – исследователей международного класса, имеющих публикации в Nature-Science и прочих «глянцевых изданиях».

 Наконец, около половины преподавателей составляют студенты МГУ, СпбГУ, ВШЭ, МГИМО. Это - наша сильная сторона. Куда проще найти общий язык со школьником, если сам еще вчера ходил на уроки... А теперь вот на пары. :)


О ПРОГРАММЕ И СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ

  • Младшим классам предлагаются основополагающие курсы по цитологии и протистологии, а также натуралистическое ознакомление с разнообразием живого, которое растет и бегает и вокруг.
  • Старшие классы сами формируют своё расписание, исходя из предлагаемых  альтернатив.
  • Тематика практикумов выбрана, исходя из заданий Всероссийской олимпиады школьников.
  • Есть возможность посещать курсы по другим дисциплинам, интеграционные курсы, верчение факультативы, воскресные лекции, экскурсии по национальному парку.
  • По пройденным курсам принимаются зачёты, действует система поощрения.
Занятия, как и в других летних школах, проходят парами. Младшим школьникам (5-6 класс) мы предлагаем две пары в день, ребятам постарше прибавляется ещё третье, послеобеденное занятие. 
Вся учебная программа уложена в двухнедельный интенсив. Каждая неделя – цикл, состоящий из пяти рабочих дней, шестого зачётного  и седьмого выходного. 

Большинство курсов пятидневные, но некоторые фундаментальные дисциплины (например, науку о клетке – цитологию) наши преподаватели читают десять занятий, проводя промежуточный зачёт после первой учебной недели.
 
Для первой возрастной группы (5-7 классы) мы предлагаем курсы по изучению разнообразия растений, животных, грибов с практикумами и полевыми выходами. 

Кроме этого, ребята основательно знакомятся с единой частицей строения всех форм жизни – клеткой. Это фундаментальный курс, на знаниях которого может базироваться вся последующая система биологических дисциплин. Его закономерным продолжением является рассказ о разнообразии и устройстве форм, тело которых состоит всего из одной живой клетки – прокариотах и одноклеточных эукариотах.

Ребята постарше (8-10 класс) вольны сами выстроить своё расписание, выбрать те курсы, которые их интересуют. Мы предлагаем на каждой паре альтернативу (минимально – два курса разной направленности), школьники набирают себе три курса на каждую учебную неделю по своему вкусу.

Мы заинтересованы в том, чтобы мотивированные дети могли успешно подготовиться к практикумам Всероссийской олимпиады школьников, поэтому организуем соответствующие курсы.  

Другой тренд в учебной программе для старших классов – интеграционные курсы, оперирующие на стыке дисциплин. Для успешного прохождения таких курсов мы вводим в программу и чисто химические, физические, математические занятия, предтечу интеграционных. 

Так что от ребят потребуется элементарное умение тактического планирования – если желаешь на второй неделе слушать биохимию, потребуется на первой сдавать химию органическую.

Зачёты дифференцированные, выставляются по 10-балльной системе. Каждый школьник имеет свою зачётную книжку – основной документ, который обязан бережно хранить. Исходя из суммы баллов по всем курсам, выстраивается символический рейтинг по школе с итоговым поощрением наиболее успешных. 

"Пилигрим - 2015" - это взлётная полоса. Но мы также покажем, как выбрать ориентир, оказавшись в голубизне неба! Так, мы расскажем о других летних (зимних, весенних) школах, сборах и конкурсах, которые помогут расширить полученные знания, помочь с самоопределением, завязать интересные знакомства. 

Таким образом, мы встроим наш ПилиКирпичик в общую цитадель БиоОбразования.

МЕСТО И ВРЕМЯ

  • Экологическая база на территории национального парка «Угра»

  •  27 июля – 12 августа 2015 года

Это Юхновский район Калужской области, в 200 км к юго-западу от МКАД. На базе есть двухэтажный коттедж. На первом этаже планируется разместить биохимическую лабораторию и библиотеку, на втором – лекционную аудиторию. Есть три щитовых домика, один из которых станет медицинским (для наших врачей).

В других будут жить старшие преподаватели, повара и нуждающиеся школьники. Все остальные дружной гурьбой обоснуются в палатках рядом, на специально подготовленной для этого поляне. 
На базе есть кухня с газом и русская баня, а также скважина с водой, навес для трапез и электричество. База стоит на живописном берегу реки Угра. Экосистема реки – замечательное наглядное пособие для проведения занятий. 
В автобусной доступности от нас расположены другие небезынтересные объекты – например, Беляевское верховое болото. Там можно погрузиться в мир вересковых, сфагновых и леконоромицетов…


ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Юридическую поддержку нашему проекту оказывает МБОУ СОШ №11 им. Подольских курсантов г. Обнинска. Трудовые договора с родителями ребят, врачами и поварами подписываются её директором. 

Мы очень благодарны Школе №11 г. Обнинска и её директору Анатолию Афанасьевичу Гераскину, надеемся на дальнейшее сотрудничество.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТОИМОСТЬ

Итак, главной целью проекта является проведение образовательного мероприятия "Школа "Пилигрим - 2015". Основные результаты, которых мы стремимся добиться:

  • Выявление и поддержка талантливых и заинтересованных школьников Калужской области и других регионов в сфере биологии и экологии;
  • Содействие академическому и научному росту школьников среднего и старшего звена;
  • Направленная подготовка учащихся 8-10 классов к Всероссийской Олимпиаде Школьников;
  • Интеграция мотивированных детей в российское научное сообщество в широком смысле;
  • Знакомство учащихся школ с процедурой поступления в ВУЗ, возможными способами получения льгот;
  • Поддержка образования на местах - в районах и сельских поселениях Калужской области и других регионов;
  • Организация летнего отдыха и общения школьников, совмещенного с обучением.

Для реализации задуманного потребуются ощутимые финансовые вливания. Мы составили смету, по новым ценам это около 700 000 рублей. Самые основные статьи расходов:
  • Аренда экобазы "Палатки" (250 000 рублей)
  • Закупка продовольствия (240 000 рублей)
  • Оплата труда врачей и поваров
  • Закупка реактивов и оборудования
Если у вас есть желание углубиться в тонкости, внести своё предложение по оптимизации системы расходов - обязательно пишите, мы перешлём вам подробное описание и будем рады диалогу!

Некоторую часть трат покрывают взносы родителей школьников. Мы стремимся сделать школу максимально материально доступной, в том числе для детей из небольших городов и сельской местности, где заработные платы невысоки. Поэтому планируется предлагать участие за приемлемые 8000. Со всех участников - около 300 000.

По опыту прошедших двух лет мы также рассчитываем на небольшую, но важную поддержку со стороны города и области.

Выходит, что наши традиционные источники финансирования покрывают только около половины  установленной суммы.

Поэтому мы предлагаем поучаствовать в организации Школы и вам! Каждый спонсор - полноправный участник проекта. Совершая взнос, вы приобретаете для Школы пинцет, килограмм бихромата калия, новый микроскоп. В конце концов, банку сгущёнки для поддержки нейрофизиологических процессов в голове будущих... будущих и настоящих.

ОТЛОЖЕННЫЕ ЦЕЛИ

Мы очень хотим, чтобы крауд-кампания оказалась успешной. 

Если благодаря милейшим народным спонсорам мы получим дополнительное финансирование, то сможем реализовать некоторые интересные идеи!

Так, планка в 400 000 означает, что Школа приобретёт несколько профессиональных диктофонов. Это позволит записать все лекции,  после Пилигрима они станут доступны многим другим ребятам!

Следующие 50 000 пойдут на предоставление грантов нуждающимся школьникам: это оплата дороги людям издалека. 

Если же на горизонте замаячат "пол-лимона"... Тсс, какие фантазии. Об этом потом. 

Да. Идея в том, что Школа - не разовое мероприятие, но развивающаяся образовательная среда, с каждым годом обрастающая традициями, выпускниками, особой самостью. 2015161718... :)

ВДОХНОВЕННЫЙ ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД

Мы делаем школу, чтобы помочь юным дарованиям развиваться и расти. Чтобы наша работа была эффективной, совершенствоваться должны мы сами. 

И это развитие состоит не только в получении нами новых знаний и освоении навыков, которые по цепочке будут переданы нашим ученикам. Чтобы «Пилигрим»-2015 прошёл успешно, нужны носители полезной материальности:   пипетки, бюретки, реактивы, сачки. А также банки тушёнки, буханки хлеба и автотранспорт на 60 мест. И ещё много каких фитюлек.

Конечно, наша школа имеет определённую стоимость для участников. Но мы стремимся сделать школу максимально материально доступной. Так,  многим участникам нужно ещё оплатить дорогу из своих регионов. 

Поэтому, помогая младшим товарищам постичь сложный, но прекрасный мир биологической науки, мы сами, в свою очередь, просим помощи у вас. 

Участвуя в нашем проекте, вы вносите вклад в Большое Дело - развитие науки и улучшение качества образования. В стране и мире - в целом. В Калужской области и наукограде Обнинске - в частности.

Мы открыты для общения и совместной работы. Обязательно пишите нам! 

Добро пожаловать в нашу команду!