Они нас не слышат
Москва
Общество

Выберите вознаграждение

Мы, Максим Григорьев – писатель, журналист, правозащитник, автор книг "Кондопога: что это было?", "Финал новгородского Чикаго", "Нелегальные мигранты в Москве", "Коррупция в сфере медицинских услуг России", член Общественной палаты Российской Федерации, и Диана Гурцкая – Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства, заслуженная артистка России, являемся авторами проекта "Они нас не слышат".

Многие из нас даже не догадываются, что в России около полмиллиона глухих и слабослышащих людей. Во всем остальном они ничем не отличаются от слышащих, но, тем не менее, они часто оказываются в ситуации, когда подвергаются дискриминации, начиная с самого детского возраста. Родители не дают играть своим детям с глухими и слабослышащими детьми. Их передразнивают во дворе и на улице. По многим специальностям их не берут на обучение в ВУЗы. Им сложно найти работу, многие компании отказывают им только по причине своих предубеждений, не понимая, что они могут выполнять целый ряд работ ничем не хуже слышащих. Часто их зарплата меньше, а в случае сокращений их пытаются выгнать в первую очередь.

Этот проект и книга не случайно называется "Они нас не слышат". Именно так сказал о мире слышащих один из более чем 150 глухих с которыми мы провели интервью: «Они нас не слышат, не понимают».

Наша главная задача – привлечь внимание к этой проблеме и научить наше общество относится к глухим и слабослышащим без предубеждений.

Первое, что мы собираемся сделать – закончить наше исследование и издать книгу о жизни глухих и слабослышащих. С помощью этой книги мы хотим помочь научиться понимать и слышать друг друга — сотни тысяч глухих и слабослышащих и российское общество. Вторая задача: создать общественные группы помощи глухим и слабослышащим в каждом из российских регионов.


Согласно данным Всемирной федерации глухих, десятки миллионов людей в мире являются неслышащими. В России более 300 тысяч глухих и слабослышащих являются носителями жестового языка, обучались или обучаются в специальных школах для глухих и слабослышащих — это люди с врожденными дефектами слуха или потерявшие его полностью либо в значительной степени в раннем возрасте. К ним необходимо прибавить значительное количество тех, кто потерял слух в результате травм, болезней, катастроф, профессиональной деятельности, ухудшения здоровья и т. д.

В книге мы затрагиваем все аспекты жизни глухих и слабослышащих на каждом из этапов их взросления и жизни. Мы рассказываем о дошкольном и школьном детстве, обучении в вузе или в среднем профессиональном заведении, проблемах при трудоустройстве и на работе, о личной и общественной жизни, о досуге и бытовых проблемах.

Основная проблема, о которой говорит практически каждый из них, связана с их взаимодействием с окружающим миром.

Как правило, окружающие не знают, как с ними общаться, опасаются, а зачастую и проявляют себя в агрессивно-негативной манере. К сожалению, в обществе глубоко распространен стереотип, который приравнивает глухих людей к умственно отсталым, предполагающий у них неадекватное поведение. Именно это незнание и непонимание со стороны общества питает те негативные стереотипы, от которых так страдают глухие и слабослышащие, порождает взаимное неприятие и агрессию, лишает сотни тысяч людей полноценной жизни, а общество — специалистов и полноценных граждан.

Научиться понимать и слышать друг друга — сотни тысяч глухих и слабослышащих и российское общество — именно для этого эта книга.

Сейчас стало намного проще найти средства на "модные", "раскрученные" благотворительные проекты – проекты в тех сферах, которые хорошо известны обществу. И почти невозможно найти помощь в тех сферах, о которых знают меньше. Например, многие люди сейчас готовы помогать детским домам, но пока люди не знают о проблеме глухих и слабослышащих, почти невозможно найти тех, кто готов участвовать в помощи им.

С помощью краудфандинга мы надеемся не только получить возможность издать книгу, но и привлечь внимание к этой проблеме, найти тех людей, которые готовы в дальнейшем участвовать в этой деятельности, сделать так, чтобы неравнодушные люди задумались, могут ли они, например, трудоустроить глухих и слабослышащих в компании, где сами работают или предложить руководству того или иного банка сделать свои услуги доступными для них. Этих людей мы будем включать в группы волонтеров, которые мы будем создавать в каждом регионе России на базе Общественных палат и общественных организаций.

Во-первых, будет издана книга тиражом более 3 тыс. экземпляров, и каждый депутат Государственной думы РФ, каждый член Совета Федерации, член Общественной палаты РФ, губернатор получит эту книгу после завершения кампании на Boomstarter. Таким образом, мы сразу сделаем серьезный шаг в том, чтобы привлечь внимание к проблеме глухих и слабослышащих. А самое главное, наша книга станет толчком для того, чтобы в каждом регионе Российской Федерации, опираясь на Общественные палаты, создавались группы из авторитетов общественных деятелей, организаций и членов Общественной палаты, именно из тех людей, которые готовы помогать глухим и слабослышащим. В этой помощи главное совсем не материальная поддержка, а изменение отношения общества к ним.

Большую часть пути нам уже удалось пройти – мы провели более 150 интервью с глухими и слабослышащими. Мы знаем, что происходит с самого момента рождения глухого, какие есть проблемы, что должны делать органы власти для того, чтобы изменить жизнь глухих и слабослышащих к лучшему. Мы знаем, где и как надо менять отношение общества к этой проблеме. Но нашего знания совершенно недостаточно. Об этом должно узнать все российское гражданское общество, все неравнодушные люди. Именно об этом хорошо сказал один из героев наших интервью, Никита: "Нужно пропагандировать, что глухие тоже люди. Мы не плохие, не наркоманы, не воры, и было бы замечательно, если бы общество убрало все эти стереотипы. Это было бы очень серьезной победой".

Сейчас вы сможете прочитать краткие истории жизни лишь пяти из более чем 150 глухих и слабослышащих, интервью с которыми будут представлены в нашей книге.

Истории из жизни героев книги.

Эдуард.

Эдуарду двадцать три года. У него слышащие родители. Отец покинул семью, когда Эдуард был маленький. Эдуард воспитывался в коррекционном детском саду. В детстве он мечтал о том, чтобы заниматься строительством. Как и его отец, он хотел быть директором строительной компании. В его окружении есть слышащие и глухие друзья. Эдуард с детства носит слуховой аппарат. После окончания специальной коррекционной школы очень хотел учиться дальше. Окончив десять классов, он решил поступать в колледж. Отучился четыре года на факультете рекламы колледжа №14. В процессе обучения в колледже возникали трудности: не успевал конспектировать, но он брал дополнительное задание. На данный момент Эдуард работает кинооператором. Отмечает, что устроиться на работу сложно, потому что начальники не умеют общаться с глухими людьми и не хотят брать на себя ответственность. Также последние два года Эдуард служит в церкви. Он читает проповеди и учит людей истине. Эдуард не женат, но относительно выбора партнера говорит, что это может быть как слышащая, так и глухая девушка. По его мнению, каждой стране присущи какие-то идеалы, но в России жить хорошо. У него не бывает свободного времени, потому что много работы, в которую он погружается. Как правило, он снимает свадьбы, монтирует и т. д. Он отмечает, что для инвалидов по слуху благодаря появлению субтитров многие проблемы решаются. Однако желательно появление мониторов, субтитров в музеях. Если рассматривать пенсию как государственное вложение, то она Эдуарда устраивает. Эдуард оптимист и считает, что люди должны верить в лучшее, т. к. легко не бывает, но Бог дал нам мудрость. Он также утверждает, что государство продолжит лучше заботиться о людях с нарушениями слуха, особенно выделяя мэра Москвы, который, как говорит Эдуард, хорошо заботиться о них. По мнению Эдуарда, необходимо построить церковь для глухих людей, иначе люди выбирают не тот путь. Эдуард отмечает ситуацию на Украине. Его комментарии заключаются в том, что Бог объединяет людей, которые должны прийти к покаянию. Нам необходимо жить с оптимизмом.

Валерий.

Журналисту Валерию Константиновичу 70 лет. Всю его жизнь он дружит и общается в основном со слышащими людьми. Слух он потерял в детстве. Валерий не ходил в детский сад, т. к. находился в санатории. Затем обучался в специализированной школе. С детства он понимал, что не сможет быть машинистом, хотя очень восхищался паровозами. От отца Валерий унаследовал любовь к морю, кораблям, и он до сих пор строит модели кораблей. Его хобби – корабли. Когда-то он работал на Балтийском судостроительном заводе. Существовали УПП (учебно-производственные предприятия), где он проучился полгода, получил специальность токаря, и его направили на завод. На заводе Валерий проработал семь лет, токарем, и это были лучшие годы в его жизни. Затем он устроился работать в редакцию ВОГ. Валерий рассказывает, что всю жизнь он стесняется глухоты. Даже сейчас, выходя на улицу, он снимает аппарат, чтобы общество не видело, что он глухой. Ему стыдно, что он этого стесняется, но это происходит потому, что общество неправильно воспринимает глухих. По рассказам Валерия, сейчас они вместе с женой занимаются проблемами слепоглухих людей. Так называемый синдром Ушера, когда глухой человек со временем теряет зрение. Как говорит Валерий, у них большая группа глухих в Москве. Он участвует в различных семинарах и помогает, потому что проблемы глухих ему понятны. Валерий утверждает, что общество принимает глухих за умственно отсталых людей. Он рассказывает, что при царе глухого приравнивали к умалишенным людям. Сейчас департамент образования занимается слиянием школ глухих со школами для умственно отсталых детей. Это неправильно. У общества негативное отношение, и от этого мы никогда не избавимся. Ведь даже в русском фольклоре слово «глухой» приравнивается к «глухой угол», «глухая ночь», «глухое место» — все отрицательное, таящее в себе угрозу. Именно это негативное по-прежнему витает в обществе. Как и любой другой человек, глухой, если его не учить, если с ним не общаться жестами, с помощью слухового аппарата, по губам, он не будет развиваться. Валерий утверждает, что общество глухих очень помогает людям. Валерий говорит, что к государству нужно правильно подходить и правильно формулировать проблему. Государство — доброе, считает Валерий. Русский народ — милосердный. Это очень сильная основа народа. И государство тоже доброе, но бедное, к сожалению, однако оно старается помочь. Подняли проблему жестовой речи — жестовая речь, сколько хотите. Валерий и сегодня вместе с женой продолжают работать, решая проблемы глухих и слепых людей.

Анна.

Анне 17 лет. Она живет с глухими родителями. В семье они общаются на жестовом языке. У нее много слышащих родственников. Аня ходила в специальный детский садик для глухих. Она говорит, что многие детки плачут и не хотят ходить в детский сад, потому что там нет жестового языка. Ей повезло, в ее саду воспитатели знали жестовый язык. Училась Аня в специализированной школе №30. Сначала она училась в другой школе, но ее перевели, т. к. ездить приходилось далеко. Когда она попала во вторую школу, то столкнулась с множеством проблем. Учителя не пользовались жестовым языком. Ее первая школа была только для глухих детей. Там ей было лучше. Сейчас она учится в школе для слабослышащих и позднооглохших, поэтому тут учителя не знают язык жестов. Но Аня со временем привыкла. Она хочет стать юристом. Она понимает, что у нее возникнут проблемы при поступлении, но готова пойти в трудный вуз. Она представляет, что станет учиться одна среди слышащих и ей будет очень трудно без переводчика. Кроме учебы, Аня активно занимается спортом, участвует в соревнованиях среди слышащих детей, занимается легкой атлетикой. На соревнованиях их вызывают по номерам. Аня дожидается своего номера, выступает и сразу уходит, чтобы не общаться со слышащими участниками. В дальнейшем Аня планирует поступить на юридический факультет. Единственная проблема для нее заключается в том, чтобы получить возможность пользоваться переводческими услугами во время обучения. К тому же она сможет обращаться за дополнительной информацией к интернету. Поэтому Аня не считает, что учиться будет очень сложно. У Ани есть хобби — фотографировать. Каждое лето она отдыхает в лагере для глухих подростков. Ане страшно думать о предстоящих экзаменах, потому что там ее ожидает диктант. Если вдруг она не поступит, то пойдет в ВОГ. Они сумеют ей помочь, считает Аня. Аня уверена, что все будет хорошо. В будущем в детских садах и школах учителя овладеют языком жестов. Она уверена в хорошем будущем, и не планирует уезжать из России.

Виктор.

Виктору 52 года. У него были слышащие родители, которые очень любили его и определили в коррекционный детский сад для глухих. Затем он пошел учиться в специализированную школу для глухих детей. Ему приходилось очень долго ездить до нее в другой район. В детстве у Виктора была мечта стать пожарным, но все изменилось. Он очень любил физкультуру, посещал все спортивные кружки в школе. Он с друзьями обращался в департамент образования и добился того, чтобы в физкультурном институте открыли отделение для глухих учеников. Так он поступил, а потом окончил Физкультурный институт. Хотя, помнит, что все учителя были слышащие, и было много сложностей из-за конспектирования. После окончания он быстро устроился на работу в школу-интернат. Он работает воспитателем в коррекционной школе. У Виктора есть хобби – он занимается стрельбой и участвует в соревнованиях. В выходные дни он предпочитает проводить с внуками. Он за рулем. Они вместе с внуками выезжают за город. В будние дни Виктор работает до семи вечера в школе. Виктор считает, что глухим не хватает культурно-информационного центра или центра по социальному обслуживанию. Виктор пользуется услугами переводчика и отмечает, что их особенно не хватает в школах. Он много путешествовал и заметил, что за границей жизнь лучше. Там общество знает о том, кто такой глухой человек. Однако он говорит и о том, что из России никогда не уедет.

Михаил.

Михаилу 35 лет. На данный момент Михаил временно без работы. У него слышащие родители. Как рассказали ему родители, будучи очень маленьким, Миша заболел и поэтому потерял слух. В детстве его мама водила Мишу по разным учреждениям, к специалистам, врачам. Михаил вспоминает, что мама водила его даже к шаманам. Однако ничто не помогало. Его определили в ясли со слабослышащими детьми. О детском саде у Михаила остались только хорошие воспоминания. Потом он пошел в специальную московскую школу для глухих детей. В школе он не любил математические предметы. Он вспоминает, что детском саду хотел быть космонавтом. Когда повзрослел, в школьные годы, мечтал о том, чтобы быть ближе к машинам, заниматься их ремонтом. В школе случались разные ситуации. Некоторые учителя занимались рукоприкладством. Он помнит, например, что учителя могли ударить ребенка головой о стол или шваброй. Но были и те, кто относился к ним с любовью, как к своим собственным детям. Поэтому о детском саде у него лучшие воспоминания. Михаил отмечает, что у него маленькие дети, которые ходят в детский сад. Он очень переживает, в какую школу их отдать, потому что ситуация в школах сейчас не радует. Мало что меняется в лучшую сторону. В 52-й школе, отмечает Михаил, так ничего и не изменилось. После школы Михаил пять лет отучился в Московском техникуме электроники и автоматизации. Однако работал не по специальности. В жизни он работал в торговле и был начальником, также работал грузчиком, его назначали на место управляющего. В техникуме было непривычно и интересно. Так получилось, что в школе он привык к отсутствию дисциплины. В техникуме же за нарушения заставляли отжиматься. Если студент опаздывал, то его принуждали мыть класс. У них некоторые учителя были бывшими военными. Иногда на уроках студенты могли переговариваться друг с другом на языке жестов. Преподаватели били по поверхностям, по стенам кулаками, чтобы создать вибрацию и привлечь внимание к себе. Также была серьезная проблема с переводчиками. Слабослышащие студенты вставали и пытались переводить. Михаил рассказывает, что всю жизнь он находится в поиске дела, в котором сможет себя реализовать. Он считает, что необходимо проводить какую-либо беседу с будущими студентами и помогать им в определении своего призвания. Это повысит уровень мотивации и грамотности среди молодежи. Однако Михаил утверждает, что система образования в России лучше, чем в других странах для глухих людей. В России сложнее учиться, дают больше знаний, но за границей обращают внимание на талант в каких-либо областях. Этот талант выявляют, развивают и сберегают, считает Михаил. В России пока этого нет, но Михаил считает, что будущее России выглядит оптимистично.