Международный краудфандинг запустился!
Получи поддержку со всего мира!
Начать

МАГЕЛЛАН 500 - (1519 - 2019)

Популяризация историко-географических знаний с целью повышения географической культуры молодежи РФ More
МАГЕЛЛАН 500 - (1519 - 2019)
Популяризация историко-географических знаний с целью повышения географической культуры молодежи РФ

Choose reward


к 500-летию Первого в мировой истории Кругосветного плавания

Повышение географической культуры детей, юношества и студенческой молодежи России, популяризация историко-географических знаний на примере практического воспроизведения Кругосветной морской экспедиции Фернана Магеллана и его спутников в связи с 500-летием этой знаменательной даты.


"География - это история в пространстве,

а история - география во времени"

Жан Жак Элизе Реклю,

французский географ и историк, член Парижского Географического общества


I. Причина покинуть тихую пристань

1 ноября 2015 года в России впервые состоялась масштабная образовательная акция, обещающая стать ежегодной и направленная на оценку уровня географической грамотности населения – Всероссийский географический диктант (в последующие годы географический диктант проходил 20.11.2016 и 26.11.2017 гг.). Этот географический тест впервые проводился Русским Географическим Обществом (РГО), и участвовать в нем мог любой желающий независимо от возраста и образования. С инициативой его проведения выступил Председатель Попечительского Совета РГО, Президент Российской Федерации Владимир Путин на XV Съезде Русского Географического Общества.

География является единственной дисциплиной, которая сочетает естественнонаучную и общественную составляющие, формируя, таким образом, целый комплекс наук (см. рисунок 1). Владение географическими знаниями – важный показатель культуры человека.

Рисунок 1

Актуальность предлагаемого проекта объясняется возрастающим за последние годы вниманием со стороны государства к вопросам географического образования, связанным, прежде всего, с проблемой снижения уровня географической грамотности населения Российской Федерации. Основной целью проекта является повышение общего уровня географических знаний и пробуждение большего интереса к ним посредством размещения на открытых и общедоступных (бесплатных) интернет-ресурсах тематических очерков, маршрутных записей, фото и видео-публикаций с развернутыми авторскими аннотациями и пояснениями, полученными в ходе практической реализации всех этапов проекта. Все эти материалы, в первую очередь, будут адресованы юным любителям географии и истории - ученикам средних школ, лицеев, колледжей, кадетских корпусов и т.д. Создаваться они будут в салоне яхты "Виктория", преобразованном в рабочий кабинет автора, в течение всего плавания в атмосфере как исторического (парус), так и географического (маршрут) максимально возможного соответствия тому удивительному времени - Эпохе Великих Географических Открытий.

II. Экскурс в историю

Испанская морская экспедиция под руководством Фернана Магеллана вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда 20 сентября 1519 года. Пять судов экспедиции ("Консепсион", "Тринидад", "Сан-Антонио", "Сант-Яго" и "Виктория") были укомплектованы большой командой (по разным оценкам 265 - 280 человек). В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей (ныне – Молуккские острова) команда сильно сократилась. Только одному судну под командованием штурмана экспедиции Хуана Себастьяна Элькано, каравелле "Виктория" - самому маленькому из пяти судов эскадры - удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту. В честь единственного корабля, завершившего это Первое в истории кругосветное плавание, и будет названа яхта проекта - "Виктория" (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Воссозданная копия каравеллы "Виктория"

Трудно переоценить с географической точки зрения значение Первого кругосветного плавания. Оно явилось поворотным пунктом, который отделяет древний период в области землеведения от новой эпохи. До Магеллана (см. рисунок 3) шарообразность Земли признавалась учеными, однако это было всего лишь умственное построение. По окончании плавания один из 18 вернувшихся на «Виктории» в Испанию участников экспедиции, Антонио Пигафетта, который вел ежедневные записи, обнаружил расхождение в календаре: в Севилье уже наступил четверг, тогда как согласно его журналу была среда! Из этого факта родилась догадка, что Земля вращается вокруг своей оси… Человечество стояло на пороге космографической революции – перехода от привычной, но ошибочной птолемеевской геоцентрической системы устройства Мира к гелиоцентрической системе Николая Коперника (см. рисунок 4)! На глазах рушились прежние представления о мироздании. Плавание Магеллана, окончательно доказавшее, что Земля – вращающийся шар, имело огромное научное значение!

Рисунок 3Рисунок 4

III. А что же в итоге?

В процессе одиночного плавания вокруг земного шара, посвященного столь значимому для всего человечества событию, автор будет аккуратно заполнять не только обязательный в таких случаях судовой журнал, но и ежедневно вести записи своих наблюдений, мыслей, планов, приумножать коллекцию фото и видеоматериалов. Впоследствии все это будет использовано при написании давно задуманного им цикла историко-географических очерков, посвященных таким людям как Магеллан и событиям того уникального времени – Эпохи Великих Географических открытий, удивительно и закономерно совпавшей с эпохой Возрождения (Ренессанса) в искусстве.

Путем размещения всех материалов, полученных в ходе реального повторения маршрута Магеллана и его спутников, на доступных и популярных Интернет-ресурсах (программы, площадки, видео-хостинги, сайты и пр.) и предполагается посильное выполнение главных задач и целей проекта – привлечение большего внимания и интереса, как к Эпохе Великих Географических Открытий, так и к историко-географическим знаниям в целом (см. рисунок 5). Следствием этого подразумевается повышение общего уровня знаний населения нашей страны по таким наукам, как география и история (особенно среди молодежи).

Рисунок 5

Закономерным продолжением первого этапа проекта будет подготовка к печати самых интересных и удачных текстовых публикаций, иллюстрированных качественными фотоработами, отснятыми в ходе плавания. Финансирование этой части проекта предполагается осуществлять также при помощи технологии краудфандинга, опираясь на уже имеющийся (к тому времени) опыт сотрудничества с такой популярной российской платформой, как Boomstarter.

В ходе доработки проекта для более стабильного и динамичного его поэтапного развития и продвижения создана инициативная группа (т.н. «Штаб VictoriA»). Этой группе делегируются все действия, которые необходимо будет выполнять и контролировать, особенно в период отсутствия автора (нахождение в плавании). Вопросами и задачами, появляющимися в ходе развития проекта, также будет заниматься этот небольшой, но достаточно мобильный коллектив добровольных помощников.

Осуществляя прокладку маршрута по ходу плавания, автор будет придерживаться контрольных точек экспедиции Ф. Магеллана, указанных на карте-схеме, прилагаемой к данному тексту (см. рисунок 6).

Кругосветное путешествие Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано (20 сентября 1519 – 6 сентября 1522)

Рисунок 6

IV. Немного арифметики

Для осуществления данного замысла (проекта) планируется приобретение стеклопластиковой парусной яхты длиной от 9 до 12 метров, шириной 3,0 - 3,6 метров, площадью парусности 50 - 60 кв. метров, водоизмещением 4 - 6 тонн, осадкой 1,5 - 1,7 метров.

Наиболее подходящие по основным параметрам (качество/цена) яхты на специализированных рынках Швеции (к примеру, парусные яхты, предлагаемые к продаже на широко известном шведском сайте www.blocket.se) (см. рисунок 7).

Рисунок 7

Денежные средства, необходимые на приобретение парусной яхты – это деньги, собранные автором за период подготовки к практическому воплощению проекта (2 400 000 рублей = покупка+таможенные платежи).

Предварительные расчеты дополнительных расходов – снаряжение и оборудование, в том числе навигационное (автопилот, радар, картплоттер с набором электронных карт всего маршрута, эхолот и мн. др.), топливо (ГСМ), запасные части для двигателя, запасные части рангоута и такелажа, паруса, продовольствие, пресная вода, интернет и связь (в том числе спутниковые) и прочее при продолжительности самого плавания от 12 до 15 месяцев - в сумме ориентировочно 2 400 000 рублей. Эти денежные средства и предполагается собрать с помощью широко известной российской краудфандинговой платформы Boomstarter. К расходной части также относятся затраты на теоретическое обучение с получением соответствующих документов на управление парусным судном и практических занятий, как в виде однодневных, учебно–тренировочных выходов в море, так и участие в дальних походах под парусом с получением действенных знаний и навыков.

V. Море, а не сокровища, кружит мне голову...


Автор - он же исполнитель проекта «Магеллан-500» - осознает и понимает, насколько нелегка будет практическая часть: пройти в одиночку весь путь этой Великой морской экспедиции начала 16 века!

Родился и провел первые 12 лет жизни в небольшом поселке при авиабазе на берегу одного из притоков Уссури (Сихоте-Алинь, Приморский край). В одном из укрепрайонов на границе с Китаем отслужил срочную (реактивная артиллерия, наводчик). В мае 1973 года из рядов Вооруженных сил по Комсомольской путевке был направлен в Магаданскую область, где в течение шести лет, закончив поочередно соответствующие курсы, работал недолгое время взрывником, а далее буровым мастером в Комплексной геологоразведочной экспедиции Северо-Восточного территориального геологического управления. Затем - также буровым мастером в одном из проектных институтов министерства среднего машиностроения. Регулярные и длительные командировки: Забайкалье, Прибайкалье, Западная Сибирь, Урал и т.д. В 1988 году без отрыва от производства закончил геологоразведочный факультет Иркутского политехнического института, получив диплом Горного инженера.

В рамках приобретения навыков, знаний и опыта, необходимых для прохождения маршрута протяженностью в 55 000 километров, пересечения трех океанов планеты (Атлантического дважды) с августа 2017 года автор участвует в регулярных выходах в акваторию Финского залива на одной из яхт Учебной Флотилии парусных судов ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова (Государственный Университет Морского и Речного Флота). По окончании навигации, в зимний период 2017-2018 годов, успешно прошел обучение на курсах «Рулевой Спортивного Парусного Судна» при том же университете (ГУМРФ) с получением соответствующего диплома, разрешающего управление парусным судном с площадью парусности до 80 квадратных метров. В навигацию 2018 года (с 10 июля по 20 августа) автор будет участвовать в качестве вахтенного рулевого в дальнем походе (1200 миль) флотилии Учебных парусных судов ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова по маршруту Санкт-Петербург – Архангельск – Санкт-Петербург. Таким образом, будет получена достаточная как практическая, так и теоретическая подготовка для успешного выполнения заявленного проекта.

Рисунок 8

Приведенные выше факты - это только малая толика того, что уже известно о нашей планете. И хоть эти данные получены не только посредством кругосветного путешествия, плавание вокруг земного шара все еще может приоткрыть множество дверей в окружающий нас мир.

Грядущее путешествие - это еще один способ продемонстрировать на личном примере фундаментальность географии. География, как известно, устанавливает связи между особенностями природы Земли и человеческим существованием. Людям необходимо изучать географию, заниматься образованием, стремиться к познанию, ибо через познание окружающей действительности мы познаем себя.

Поднимем паруса образования вместе!