ДРУЖИМ! Летний лагерь для непростых детей и подростков
Екатеринбург
Общество

Выберите вознаграждение

Лагерей для детей существует превеликое множество, в частности, невероятно много площадок развития есть и для детей-сирот. Что же особенного хотим сделать мы?

Началось все с меня, автора этой затеи, Яны Вегера.
Так вышло, что с 18 лет моя деятельность неразрывно связана с детьми: начиная с вожатства в лагерях и заканчивая сегодняшним проектом наставничества детей и выпускников из детских домов. И всегда это были подростки 13-17 лет, и у большинства из них есть те или иные проблемы взаимоотношений в семье. Кто-то был из бедной семьи, кто-то из пьющей, а кто-то из многодетной, кто-то живет с приемными родителями, а кто-то в детском доме, кто-то уже выпустился и набивает первые шишки в самостоятельной жизни. В 2014 году я попала волонтером в лагерь для воспитанников детских домов, где познакомилась со своими детдомовскими "первенцами" – впоследствии именно с этими мальчишками я прошла экспресс-обучение по работе с детьми помощнее, чем если бы это был профильный ВУЗ. Именно на их бедах, вопросах, страхах и сомнениях я поняла, в какую сторону выстраивать направление работы с ребятами, чтобы в будущем они не пополнили печальную статистику*: 40% выпускников детских домов становятся преступниками, еще 40% – наркоманами и алкоголиками, 10% заканчивают жизнь самоубийством и лишь оставшиеся 10% адаптируются к нормальной жизни. Не для каждого детского дома эта статистика актуальна, но все же это скорее правило, чем исключение на сегодняшний день.

*Статистика приведена из статей с профильных порталов по усыновлению и приемному родительству, которые в свою очередь ссылаются на прокурорские данные. Наши личные наблюдения за уже выпустившимися ребятами также склонны подтверждать эти цифры.


16-летний светловолосый мальчишка стоял у полки с рисом и крупами и не понимал, что выбрать: ему предстояло прожить на 1000 рублей ближайший месяц в большом городе, а он не представлял, чем отличается одна крупа от другой, и как все необходимое вместить в этот бюджет. Его ровесница, боевая девочка, боится задумываться о будущем, потому что оно окружено туманом неизвестности – куда идти после выпуска из колледжа, как найти работу, где жить и что вообще делать? Мальчишка, самый младший в этой компании, не привык делить общество с боевыми гулящими братками, которыми кишит его общежитие, но деться все равно некуда, особенно с тем фактом, что у него аттестат коррекционной школы. Все они хотят себе человеческого будущего: успешно закончить учебное заведение, найти хорошую работу, завести любящую семью и дать своим детям все, что не выпало на их долю. Никто не хочет спиться или потеряться в жизни. Но это очень часто происходит. Почему?
• Потому что нет своего значимого взрослого, который и пример, и объект безусловной любви, и защита от всего на свете – а без ориентира маленькому человеку сложно придерживаться верного пути;
• Потому что в условиях постоянной жизни в коллективе размываются границы личного пространства – а потом ребенок теряет способность искренне любить и дружить;
• Потому что законодательная база запрещает детям в детском доме трудиться, соответственно, дети не приучены к труду и не привыкли его любить – а по выпуску выясняется, что многие из ребят не понимают, что еда не появляется из ниоткуда, как и чистые носки;
• Потому что невозможно в условиях работы с большим коллективом детей учесть особенности каждого из них, а потому индивидуальность ребенка ломается об удобство управления коллективом – в будущем это отучит их мечтать, планировать и реализовывать, ведь все решения принимаются за них;
• Потому что долгое время благотворительность подразумевала под собой задаривание детей подарками, предоставление благ не заслуженно, а лишь на основании жалостливого отношения благотворителей – и на выходе получались иждивенцы, которые искренне полагали, что все появится само собой на блюдечке, стоит только написать грустное письмо спонсору.

Итого, когда ребенок перестает быть государственным и становится самостоятельным гражданином, выясняется, что он не имеет достаточных навыков для этой самой самостоятельной жизни. И если у семейных детей родители все еще есть и на них можно положиться, то этим детям приходится рассчитывать только на себя, и именно тут они и ломаются.

Мы с ними дружим. И учим дружить их самих – друг с другом, с взрослым окружением, с мирозданием и с собственной головой.
Мы понимаем, что найти каждому из них счастливую приемную семью – задача не из простых. Но мы стараемся дать им все от нас зависящее, чтобы в будущем нивелировать их трудности.
Мы – это несколько энтузиастов, объединившихся в 2014 году в Свердловское региональное общественное волонтерское движение «Про.Добро». Мы создали организацию, чтобы официально иметь возможность помогать нашим давним подопечным из интерната для деток-инвалидов, детских домов, нашим кризисным семьям и юным жителям отдаленной деревни. Мы горим своим делом и любим его. Мы не зарабатываем этими проектами, но это не главное – главное, что получается потихоньку менять что-то в лучшую сторону. И конечно, чем больше нас – тем это делать проще.

В остальном, каждый из нас проходит этапы взросления вместе со своими подопечными: прививая им бытовые навыки, объясняя юридические и правовые нюансы, обучая самостоятельному поиску вариантов решения проблем, помогая найти подработку или разобраться с учебой, разговаривая на личные темы и отвечая на вопросы, которые стыдно или неловко задать кому-то еще. И мы видим результаты: многие наши подопечные не без трудностей, но все же неплохо учатся, стараются помогать, подрабатывают, расправляются с неурядицами, выстраивают отношения с родителями и изо всех сил стараются соответствовать успешному образу взрослого человека, который нарисовался у них в головах за время нашей дружбы.

Но вернемся к лагерю.

Идея лагеря родилась прошлым летом, когда я на деле увидела неэффективность летней рекреационной программы для воспитанников детских домов. Во-первых, дети круглый год живут одним и тем же коллективом, а тут еще и летние каникулы приходится проводить в той же компании. Во-вторых, программа летнего досуга и бюджеты лагерей не рассчитаны на то, чтобы эффективно занять подростков: мальчишкам и девчонкам 14-16 лет уже неинтересно посвящать все свое время плетению браслетов из цветной бумаги или веселым стартам. Отсюда слонение подростков по территории от забора до ужина.

Тогда же, летом 2015 года, мы в первый раз провели мини-лагерь для детей и подростков, занимавшихся в танцевальной студии одного из наших волонтеров.

Просто собственными силами и силами неравнодушных друзей арендовали коттедж в деревне и устроили танцевальный лагерь: каждый ребенок был приобщен к ежедневной готовке, уборке, каждый день был насыщен занятиями по танцам и сценической деятельности, каждый день у ребят была возможность не сидеть в ограниченном пространстве, а прогуляться по деревне, самостоятельно купить продукты к обеду и ужину, сходить порыбачить или набрать ягод, а также вечером погулять с соседской собакой или уйти в свою комнату и там поразмышлять о чем угодно наедине с собой. Это были счастливые 2 недели, по прошествии которых мы поняли, ЧТО ЖЕ хотим сделать в этом году.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ЛАГЕРЯ «ДРУЖИМ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Количество участников: 72 ребенка (дети и подростки из 2 детских домов и 21 ребенок из числа подопечных семей и выпускников детдомов)

Возрастная категория участников: 12-17 лет
Количество взрослых сотрудников: 22 (1 директор, 6 воспитателей на отряды, 6 педагогов доп.образования и профессионалов в выбранной сфере деятельности на отряды, 2 медика,1 завхоз, 1 бухгалтер, 2 повара, 2 охранника, 1 техник, 1 звуко- и видеотехник)
Место проживания: база отдыха рядом с населенным пунктом близ Екатеринбурга; проживание поотрядно в 4-комнатных домиках.
Количество дней и даты проведения: 15 июля – 15 августа 2016 года (30 дней)
Волонтеры проекта: координаторы и постоянные участники проектов СРОВД «Про.Добро», ведущие екатеринбургские шоу-деятели и деятели искусства, культуры и спорта (проведение мастер-классов и трехдневных интенсивов).
Программа работы: В лагере существует 6 отрядов по интересам и способностям: художники-творцы, танцоры, спортсмены-защитники, циркачи-акробаты, музыканты и фото- и видеорепортеры. В день заезда ребята перемешиваются и распределяются по отрядам согласно собственным интересам. Каждый отряд углубленно изучает аспекты своей деятельности и по итогам каждой недели выдает ощутимый результат: от масштабной хореографической постановки до показательных боев, от кавера на известную и любимую песню до видеоновостей о жизни в лагере. В течение смены, во второй половине дня, каждый ребенок может в свободном режиме посетить занятия другого отряда. В конце смены на масштабную показательно-отчетную постановку-концерт приглашаются желающие гости из города, а также партнеры проекта и близкие люди и друзья. Каждый ребенок получает по итогам проекта награды по результатам, мини-фотоальбом со снимками, самые активные и результативные – подарки, мотивирующие продолжать занятия (спортивный инвентарь в личное пользование/творческие наборы/оплату курсов и т.п.)

Социально-коммуникационный аспект: дети учатся выстраивать отношения с ровесниками и взрослыми другого социального круга и образа жизни, перенимают опыт успешного коммуницирования в естественной общественной среде.
Бытовой аспект: дети принимают активное участие в готовке пищи, в дежурстве, в поддержании быта на должном уровне, при этом каждый ребенок имеет личное пространство и личную зону ответственности.
Образовательный аспект: каждый ребенок развивает свои интересы и наклонности и углубленно изучает то, что интересно именно ему. Все занятия ведутся с применением современных технологий. Так, в программе рисования есть мини-курс по работе в технике граффити, а в акробатическо-цирковом направлении – световое шоу.

ВАЖНЫЙ ФАКТОР – взаимодействие семейных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Наш опыт показывает, что активные и целеустремленные дети из обычных семей очень благоприятно влияют на детей из детских домов, а дети из детских домов в свою очередь учат семейных детей находить неординарные решения в различных ситуациях, а также защищаться и показывать зубы там, где это необходимо. Плюс, стирается граница социального отчуждения и пристрастного необъективного мнения друг о друге. В будущем именно это и помогает создавать инклюзивное общество, где учитываются интересы и права каждой группы людей, независимо от их возможностей.

Насколько дорога такая затея? Чуть более, чем очень. Но эффективность такого подхода ничуть не ниже! Приятная новость состоит в том, что много людей из числа волонтеров в нашем городе поддерживает идею и готовы вложиться в нее своим человеческим "я", а также одолжить на срок проведения тот или иной инвентарь или снаряжение.
На сегодняшний день остро стоит вопрос в расходах на перевозку детей, аренду домиков, а также на часть продуктов питания. Именно с этими позициями мы и мечтаем расквитаться посредством площадки краудфандинга.

ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ?

В рамках площадки BOOMSTARTER – распространением информации и посильным возможным вкладом.
В рамках человеческой заинтересованности – дельными советами, опытом, любыми ценными для проекта ресурсами,от человеческих до материальных. Мы ценим ваше участие!

От себя лично напоследок:

Кто-то мечтает о путешествиях, кто-то о любви, кто-то о частном доме или новом пальто, я же мечтаю и желаю, чтобы у детей, ставших мне друзьями, все сложилось удачно. И этот лагерь – один из тысячи важных шагов на большом пути реализации моей мечты. А, как известно, дорога в тысячу ли начинается с первого шага.
Я очень верю в эту мечту и буду искренне благодарна каждому, кто поможет мне ее реализовать.