Перейдите в свой кошелек и переведите на этот адрес любую сумму.
Рекомендуем myetherwallet.com
По данным Минпросвещения, 99.8% российских детей ходят в школу [1]. В школе они получают не только образование, которое во многом определяет их шансы на будущую карьеру, но и первый сознательный опыт общественной жизни, а также первое столкновение с бюрократией. При этом как самим школьникам, так и их родителям и учителям школа часто задаёт «задачи со звёздочкой»: то и дело возникают ситуации, в которых непонятно, как правильно поступить.
Во-первых, в школе сталкиваются разные поколения: сами дети и родители, молодые и более опытные родители, а также сами учителя. В школе работают долго, и некоторые преподаватели вошли в профессию ещё в советской системе образования (например, в 2020–2021 учебном году 26% учителей школ составляли лица в возрасте 55 лет и старше [2]). В результате получается, что родители, дети и учителя между собой принадлежат к разным поколениям, а значит – часто имеют разные картины мира, разные языки общения и разные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Во-вторых, школа быстро меняется вслед за государством. Только за период с августа 2020 по февраль 2023 профильные органы исполнительной власти выпустили 3 федеральных закона, 7 постановлений, 4 разъяснения, 2 методические рекомендации, 16 писем, 5 распоряжений и 12 приказов [3], которые связаны с получением среднего образования и поступления в заведения среднего профессионального и высшего образования. Разобраться с тем, что это означает на практике, без специалистов довольно трудно.
Не в каждой школе есть хороший штатный психолог или социальный педагог, который мог бы разрешить тот калейдоскоп конфликтов, который происходит в её стенах, и тем более не у каждой семьи есть возможность консультироваться с личным юристом. У многих из авторов идеи есть дети или опыт работы в школе (а у кого-то и то, и другое), и мы знаем, как бывает непросто. Поэтому мы решили создать «Шпаргалку» – горячую линию помощи всем нуждающимся сторонам, чтобы они смогли защитить свои права и интересы, и при этом сохранить добрые отношения.
Ответы на вопросы горячей линии будут готовить профильные специалисты – юристы, психологи, конфликтологи, а передавать их конкретным пользователям – операторы-волонтёры. Так мы сможем быстро отвечать на типовые вопросы, а в сложных случаях быстро запрашивать помощь профессионалов.
Из разных способов организации «Шпаргалки» мы остановились на формате чат-бота в Telegram, чтобы для того, чтобы получить или предоставить помощь, не нужно было никуда идти, никому звонить. К тому же по данным Минцифры интернетом в России пользуются до 90% людей, и большинство из них используют смартфоны [4]. Кроме того, использовать именно Telegram кажется нам хорошим техническим решением: с одной стороны, доступ к нему будет иметь большое количество потенциальных пользователей, а с другой стороны, этот мессенджер позволяет пользователям оставаться анонимными, а разработчикам нашего бота – автоматизировать его и делать его удобнее.
Прежде всего, «Шпаргалка» будет предоставлять юридическую справку. Какими правами обладают учителя, ученики, родители и администрация школы? Что обязательно, а от чего можно отказаться? Как защитить свои права, права своих детей и свои трудовые права? Помочь с этим смогут профессиональные юристы-консультанты проекта.
При этом мы знаем по своему опыту, что знания своих прав бывает недостаточно для того, чтобы справиться с конфликтом в школе. Бывает, что сменить школу невозможно, а значит, нужно не просто отстаивать свои права, но и пытаться урегулировать ситуацию мирно. К тому же, далеко не все вопросы лежат в сфере права: иногда споры возникают из-за личных симпатий и антипатий или взглядов на образование, а у разных сторон подчас нет ничего общего, кроме того, что они оказались в одной школе. Поэтому мы также подключили специалистов, которые смогут дать советы по ведению коммуникации – то есть подскажут, как отстоять свои границы и при этом не разрывать, а наоборот, улучшить отношения с людьми, с которыми, возможно, предстоит работать и учиться ещё не один год.
Третий важный компонент нашей помощи – психологическая поддержка. Мы поможем решить вопросы, связанные с психологическим состоянием и эмоциональной стороной конфликтов, включая ситуации буллинга и психологического давления. Психолог даст общие рекомендации по вопросу, ссылки на ресурсы и контакты помогающих организаций, если вопрос содержит явный или скрытый запрос на помощь. Кроме того, мы хотим заботиться о наших пользователях, поэтому даже ответы на вопросы, которые не связаны напрямую с психологией, тоже будем направлять на вычитку психологу.
Работа и разработка чат-бота будет вестись в два этапа:
Это видео демонстрирует, как будет работать «Шпаргалка» после окончания бета-версии разработки. Если вы не хотите смотреть видео, вы можете прочитать примеры вопросов от пользователей и ответов бота вот в этом документе.
Вы можете пожертвовать любую сумму на Бумстартер (без получения вознаграждения или за вознаграждение).
Если вы юрист, психолог или специалист по коммуникации, вы можете присоединиться к команде подготовки ответов на вопросы пользователей.
Если вы не являетесь ни юристом, ни психологом, ни специалистом по коммуникации, но хотите помочь, вы можете присоединиться к команде операторов бота, которые будут отвечать по заготовленной схеме пользователям, пока специалисты готовят ответы на вопросы, а также группировать вопросы и направлять их специалистам.
Если у вас нет лишних денег и времени, но вы всё равно хотите помочь, то, пожалуйста, распространите информацию о нашем сборе, а также о самом боте среди своих друзей, коллег, родственников или знакомых, среди них наверняка найдутся те, кому захочется помочь или получить помощь.
[1] Даже в 2019-2020 учебном году, наполовину «съеденном» дистанционным обучением из-за пандемии коронавируса, на домашнем обучении был 31 201 ребенок (по материалам издания «Коммерсант» со ссылкой на Минпросвещения https://www.kommersant.ru/doc/4988101). Это 0,019% от общего числа детей школьного возраста.
[2] Образование в цифрах: 2021 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. :НИУ ВШЭ, 2021. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/516715423.pdf
[3] См. обзор изменений законодательства в сфере образования, «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/edu/teacher/obrazovanie/obzor/
[4] Дмитрий Чернышенко: Сегодня в России насчитывается около 130 миллионов интернет-пользователей – это практически 90% населения, Сайт Правительства РФ, 28 сентября 2022. URL: http://government.ru/news/46639/
Я лингвистка, преподавательница и программистка. В 2008 окончила МОУ СОШ № 78 в городе Новосибирск. Затем в 2013 году окончила филологическое отделение Гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. В 2015 году получила степень Магистра на кафедре математической лингвистики Санкт-Петербургского государственного университета.