Новистика. Учебник творчества
Москва
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение


ЗАЧЕМ НАМ ЭТО ТВОРЧЕСТВО?

   Личный опыт изобретательства у меня начался с детства, а с 1973-75 г.г. - специальное изучение чужого творческого опыта и главное - исследование самого явления творчества.

  Оказалось, и это уже доказано, оно единственно, что  дает людям божественную  способность созидания, когда 2 + 2 > 4, это есть эффект сверхсуммарный, еще говорят: синергический. Это в конце концов и заставляет человека, человечество ориентироваться на инновационный путь развития вместо ресурсопоедающего.


ПУТЬ К НАПИСАНИЮ УЧЕБНИКА

   СНАЧАЛА Я БЫЛ ПРОСТО  ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОРОМ и еще активным ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ. Но лишь три десятилетия спустя, после кандидатской, а потом докторской диссертации и десятка двух книг и брошюр все это привело меня к пониманию и открытию того, чем мы позже насытили учебник. И главное - к необходимости введения нового пути в образовании: творческого, креативного. А затем к реальному созданию  такого учебника, или пока, строго говоря,  – учебного пособия, которые должны будут повернуть наше образование от требования безумного накопления в мозгах учеников несметных тонн знаний - к умению эти знания получать, делать из учеников архитекторов и кузнецов своей жизни.  Одновременно по ступеням накапливались сугубо аналитические познания самой сути творчества, из которых потом, уже в последние годы выкристаллизовались приемы творчества, которые можно рекомендовать всем. Увы, до сих пор в западной литературе мелькают вопросы типа «что такое новое и не новое», хотя мы уже измеряем уровень новизны. Так мы оказались как бы в вакууме. Малоприятное ощущение. 

   Но вскоре наши поиски и успехи вдруг, совершенно неожиданно для нас, были подкреплены материалами, а точнее – прямыми требованиями, которые вошли в Решение Европарламента - 2008 года о «креативизации» всей Европы: подробно здесь.

   К сожалению, наши специальные поездки в 2010 и 2012 годах в Германию показали, что до многих европейских школ эти европейские требования  даже не дошли. 

   А вот для нас они значили очень много: если до этого мы себя чувствовали действительно как в вакууме и почти бесполезными, сейчас это нам придало полную уверенность: мы идем куда надо. Оставалась, правда, некоторая неуверенность, что ее захотят воспринять наши учителя, а значит и их ученики. Но и эта наша неуверенность исчезла сразу после 5-й общероссийской конференции по образованию, прошедшей в Москве в марте 2014 года: представленный доклад с нашей Новой Доктриной образования там занял призовое место и получил впечатляющие аплодисменты учителей. Правда, придется признать: учителя на той конференции были не обычные, а тоже творческие, со своими проектами. И все же теперь мы можем быть твердо уверенными: как только в России будет приняты и объявлены приоритеты творческого образования, наши учителя, а за ними и ученики окажутся никак не хуже, чем ученики европейские. И вот хотим заранее познакомить педагогическую общественность с этой темой.


ПОЧЕМУ В ОБРАЗОВАНИИ ТАКОЙ ЗАСТОЙ?

   Почему же в образовании образовался этот застой, почему то, что казалось бы, лежит на поверхности – потребность учить с детства творчеству – пока лежит на задворках? 

   В детстве мы, как известно, подобны молодым барашкам, которые всецело верят в мудрость взрослых пастухов, а они в плену многолетних привычек обрекают нас на самое простое – на преподавание выученных учителями истин и на необходимость вызубривания учениками массы законов, цифр, правил... И лишь потом, потом у думающих, уже совсем взрослых, возникает отчаянный вопрос типа: когда же, наконец, когда мне понадобится косинус? или хотя бы синус? Мне помогло то, что отцом я стал совсем взрослым и приходил в ужас, когда видел домашние задания своему отпрыску, особенно по заучиванию исключений в русском языке, никогда в жизни мне, немало пишущему (с десяток толстеньких книг наберется – см. на нашем сайте),никогда такое не встречалось и не встретится. А кто читает исследования на эти темы, например, РАО, Российской Академии образования, тот видит вообще парадоксальный факт: из всего школьного образования мы, как оказывается,  запоминаем процентов десять, а из запоминаемого столько же мы применяем в жизни

   Так стоит ли ради одного процента насиловать и коверкать самое чувствительное, самое радостное время жизни? Разве мы не знаем, что близость без любви – это насилие. Как же мы не введем в каждый курс, в каждый предмет обязательный этап «заинтересовывания» ученика в этом предмете, чтобы уж потом требовать его запоминания? И какой смысл вкладывать в мозги факты, не заинтересовав, не рассказав, как они были получены, чем все это тогда сопровождалось и для чего это сегодня надо  и что было бы сегодня с нами, если бы этого не произошло? А ведь результат от этого, как известно, очень печальный: вот  печальная статистика, которую вскрыли польские науковеды, а именно: что для научной работы сегодня пригоден всего один из 200 человек, а для творческой... 1 из 2000! Остальные могут только копировать. Школа ежегодно со скоростью пулемета выбрасывает из себя поголовно одних консерваторов!  Уникальные личности, творцы – это у нее получается совершенно случайно. Хотя и за это ей спасибо

   Вы все хорошо представляете, каково это. Учить, только чтобы сдать очередной экзамен! Да еще по оценкам от запоминания этих почти не нужных знаний оценивать как бы всего человечка! – мы, уже взрослые, не можем не признать, что ценность человека любого, большого и малого, многократно больше, шире, чем его умение решать арифметические задачи и запоминать годы исторических событий. И как это так получается: за насилие физическое во всех государствах полагается самое жесткое наказание, а за насилие интеллектуальное – ничего! Хотя еще не известно, что вреднее... 

   Нетрудно заметить, что мы здесь говорили и говорим о так называемом «серьезном», инновационном  творчестве. И в оправдание скажем: художественное, зачастую  «развлекательное» творчество мы отнюдь не ставим  «за скобки». Просто мы твердо, абсолютно твердо уверены, что и создание художественных шедевров, и их оценка – это дело сугубо человеческое, а не научное и не машинное. И только тогда оно приводит к главному – к духовному развитию человечества, к широкомасштабному  человеколюбию. Это слишком сложно, и его мы в своих учебниках даже не пытаемся трогать. Но наш учебник, помимо материалов сугубо учебных, буквально пронизан элементами воспитанияпрезентация учебника. 


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Привлечь деньги на издание 1000+ экземпляров Учебников творчества для 5-8 классов. Представить Вам новую прогрессивную систему образования. Переломить глухое непонимание чиновников важности творческого образования наших ребят. Для этого отправить часть книг высоким чинам от образования, чтобы медленно переломить их неспособность к восприятию необходимости перехода на творческое образование. Сделать будущее наших детей счастливым и сформировать у них творческое отношение в жизни, что будет способствовать улучшению жизни всего населения.

Присоединяйтесь, профинансируйте проект, если он Вам нравится. Каждый Ваш взнос приближает нас к цели, и когда мы будем там, мы хотим, чтобы вы были с нами.

В “сумму проекта” входит:

- бюджет на реализацию идеи - издание книги от 1000 экземпляров;

- вознаграждения и их доставка;

- комиссия Boomstarter;

- комиссия платежных систем;

- налоги.


КАК ДЕЛАЛАСЬ ЭТА КНИГА

   Всё у меня, как и у многих других, начиналось с детства.

 Но что можно было ожидать от сына отца, который до войны всё вкладывал в музыку на грампластинках и в книги типа Шиллера и Гете, а пройдя всю войну, уже совсем немолодой, при финансовой службе полка, вернулся домой не с отрезами красивых венгерских тканей, а только с пачкой красивых бланков и машинкой для заточки карандашей? Но вот, оказалось, что-то он мне передал, что позволило пройти путь от радиоинженера на полигоне Сары-шаган к  Институту противоракетной обороны, чтобы уже там сделать полтора десятка изобретений, не забывая раскручивать теорию радиопрогноза полей мощных РЛС  и  на ней защитить совсем  не плохую диссертационную работу. После армии я не раздумывая двинулся в Институт патентной экспертизы, чтобы не только врезаться в теорию патентоведения, но в конце концов выяснить, почему у нас так много изобретений, а живем мы так плохо... Можно не смеяться: тогда, по статистике, наших национальных изобретений было раза в 3 раза больше, чем в США, а жили мы тогда, наверное, раза в три хуже! Через год от меня начали выходить совсем зрелые статьи в сборник ВНИИГПЭ. И как выяснилось потом, тогда по серьезному начали подозревать, что на меня где-то на Западе работал чуть ли не целый институт. Чего, честное слово, не было.   А вот наши органы в другом деле - где бы надо было их внимание – тогда, как потом оказалось,  работали совсем плохо. Только после капреволюции выяснилось, что материалы наших лучших изобретений (которые, как и все заявки на изобретения по кем-то заведенному порядку задерживались на целый год без рассмотрения, а значит и без раскрытием для своих инженеров) уже через неделю оказывались через Израиль в Штатах. О чем тогда думали наши органы контрразведки!? И только вот сейчас  мне стало ясно, почему моя разработка совершенно социалистической патентной системы сразу после опубликования в журнале ЭКО, тогда, кажется, единственном свободном, а значит как бы диссидентском, была подвергнута моим Комитетом по изобретательству настоящему остракизму... неужели и тогда так просто покупались?

 Вторую диссертацию на доктора экономических наук я защитил позже, после выхода на гражданку,  по разработкам социально-экономического аппарата расчета уровня качества и социально-экономической эффективности инноваций.

   Итак, на моем примере, как вы видите, можно наблюдать плавную трансформацию  от технического изобретательства в социально-экономическое, сегодня, как оказалось, самую дефицитную, но пока... еще не признаваемое нигде. С завершением в будущем, как мы предполагаем, ее победой и принятием везде в мире патентной системы с выдачей «Социального патента», подтвержденного расчетами и измерениями общественной эффективности социального изобретения. Это, я уверен, обязательно будет впереди.


УЧЕБНИКИ ТВОРЧЕСТВА НУЖНЫ РАЗНЫЕ

   Первый наш учебник серьезного инновационного творчества был подготовлен нами  для 8-11 классов и вузов, с расчетом, что его читатели - школьники и студенты уже знакомы с азами.  У нас его издать не удалось. Он был опубликован издательством ЛАП в Германии, г. Саарбрюккен. Он включил в себя все основные фрагменты теории творчества, как это мы себе представили. И потому он оказался слишком объемным и для наших ребят слишком дорогим (почти 70 евро). Его полный текст можно увидеть на нашем сайте  

   Итак, та книга оказалась действительно слишком фундаментальной.  Читать ее и осваивать сходу было бы слишком сложно.
   Для того, чтобы к этому подойти  плавно, мы и подготовили этот, средний вариант, на несколько ступеней проще изложенного, для 5-8 классов общеобразовательной школы. Начальный вариант, для начальных классов школ, мы планируем, мы надеемся написать со знатоками детских душ, но попозже, скорее в воспитательных целях, чтобы ребята полюбили саму идею инновационного творчества и внутреннего понимания его полезности. Вместо того, что сегодня делают вынужденно школы в виде творчества сугубо художественного, чтобы отвлечь их от действительно безрадостной «обязаловки» заучивать подаваемые нам в головы тонны знаний, внутренне понимая, что они нам практически никогда не понадобятся. Но от этих тонн родятся, как мы знаем, только консерваторы, а от художественных изощрений – только куклы. 

   Этот, срединный вариант мы планируем опубликовать здесь, в России. Вот его Содержание.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие, обращаясь к педагогам 3

Введение для ребят - Мир вокруг, вечно меняющийся  15

  1. Развитие в природе и обществе 25

1.1. Природные изменения, катастрофы. Влияние человеческой деятельности 25

1.2. То, что мы производим и чем мы производим  – всё это надо  улучшать 27

1.3. Нематериальные блага, они тем более требуют развития 34

  2. Общественное развитие 37

2.1. Общественное развитие – что это такое? 37

2.2. Искать, как исключить плохие последствия 41

2.3. Революции и потрясения - что, если о них заранее не думать? 45

  3. О важности социального развития. Социомика  54

3.1. В чем различие между стимулами для экономического, политического и социального развития? 54

3.2. Что входит в понятие социальные факторы,

что есть социальный эффект или ущерб? 57

3.3. Конструктивная социология 59

3.4. Социомика - наука и практика производства и потребления социальных благ 62

  4. Как, вкратце, оценить нововведения? Новометрия 67

4.1. Как оценить экономический эффект? 70

4.2. Социальный эффект. Как его измерить? 78

  5. О качестве товаров и услуг. Квалиметрия 88

5.1. Из предыстории темы качества 88

5.2. О расчете качества 93

5.3. Особенности оценки качества услуг 96

  6. Новометрия, завершающий этап 99

6.1 Моральный износ (старение). Новизна и Перспективность  нововведений 101

Давно известное старение 1 и 2 рода 101

Третий тип морального старения 108

О потенциале творческих находок 116

О точности расчетов 121

6.2. Как можно реально использовать методы новометрии?  123

  7. Новистика - наука обновления (развития) общества 134

7.1. Новистика – наука о новом 134

7.2. Как избавляться от привычных истин,

навязанных штампов и придуманных мифов 137

7.3. Следующий этап - обдумывание решений 139

7.4. Изобретательство –  конструирование устойчивых систем.

  Изобретения де-факто и де-юре 142

7.5. О сопротивлении новому и полезному - и как этому  сопротивляться 150

7.6. Развивать – значит правильно стимулировать 152

7.7. Еще о компенсации ущерба, нанесенного в результате противообщественного действия или бездействия 160

  8. Уметь изобретать: и наука, и искусство, и личная жажда 165

8.1. Наука и искусство социально-экономического творчества, как об этом пишет Интернет 165

8.2. Изобретательские приемы на реальных примерах – авторских и других 176

8.3. Что же нам надо, чтобы хотеть и уметь изобретать? 178

8.4. Итак: и  дар, и техника 181

8.5. Новационный путь развития – иного пути нет 187

Русские и арабские пословицы и поговорки 192

О проекте «Новационное образование» для преподавателей, ученых и специалистов – For teachers, scientists and experts

ПРИЛОЖЕНИЯ 194

П1. О Проекте «НОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».  Университет творчества 195

П2. Основные тезисы Решения  Европейского Парламента и Евросовета, касающиеся Европейского

Года творчества и нововведений - 2009.  201

П3. Основнойсписоклитературы,сформировавшей  стиль  данного  учебника  205

ABOUT THE PROJECT «NOVATIVE EDUCATION» - for teachers, scientists and experts 206

Заключение 207



РАЗЪЯСНЕНИЯ

   ...Трудно, говорится в аннотации к этой книге,  встретить человека, который бы не хотел уметь изобретать. Но умеют, как известно, менее одной десятой процента. Хотя большинство из нас в совсем юном возрасте делают это подсознательно, с легкостью. Затуманивание наших мозгов происходит от того, что начиная со школы нам вливают в головы знания в виде готового материала, а надо бы – их же, пусть в меньшем объеме, но в диалектическом развитии: что было до этого, что заставило думать (то есть общественные потребности), как находился оптимум, с кем в помощи и в борьбе...

   Да, всем известно, что дети могут изобретать лучше, но чего не хватает юному созданию – так это широты охвата реальной жизни, ее потребностей, умения искать и видеть недостатки. И понимания сути, что такое новшество, изобретение. Этот  учебник обо всем таком и рассказывает. Она написана по результатам  многолетней работы автора как военного, а потом и гражданского изобретателя и методолога. - Причем еще задолго до знакомства с уникальным Решением Европарламента «2009 – год творчества и инноваций», которое блестяще подтвердило верность выбранного пути.

   Что еще увидит молодой читатель этой книги?

   Вот вкратце требование к таким книгам из Новой доктрины, которая реализовывалась в книге.

   ...Это основы теории и правил творчества плюс хотя бы самые простые элементы теории систем, которые нужны для осознанного, а не только интуитивного создания творческих решений. В наших учебниках все это есть. По крайней мере, это такие правила и знания, как:

§  что от творческого решения появляется сверхсуммарный, системный эффект, когда 2+2>4, и его можно измерить;

§  что как правило настоящие изобретения дают не просто экономию затрат, но и повышают полезность продукта, увеличение эффекта экономического, материального, социального, экологического, морального...;

§  что их перспективность всегда выше, чем нетворческих решений и т.д. А лучше бы еще понимать, почему и насколько выше.

   Кстати, именно этим правилам (принципам) отвечают такие технические решения, как первый паровоз, первая шариковая ручка, такое организационное решение, как Гибкий рабочий день (Gleitzeit, Flaxtime), предложение Игнаца Земмельвайса; наша Доктрина...

   Будут там и схемы мастер-классов для освоения материалов учебника.


   Образование относится к тем примерам, когда Россия действительно долго запрягает. Очень долго. Хотя в том, что она поедет, у нас нет никакого сомнения. Но когда???

   Между тем, европейская организация ECHA трепетно окучивает целую плеяду компаний с разработкой серии приемов по организации помощи Европы одаренным людям и помощи от них Европе. В 2008 году вышло знаменитое решение Европарламента, который совместно с Еврокомиссией предложил идею и ряд решений по «креативизации» Европы, вплоть до перевода на целенаправленное обучение творчеству во всех школах и до программы «Марко поло» - реального перевода автомобильных губительно неэкологичных грузоперевозок на морские и рельсовые с определением получаемого выигрыша и с начислением соответствующего вознаграждения их разработчикам и участникам реализации. Но вот в переходе школ на обучение творчеству пока результаты там поскромнее.

   К уже ранее сказанному выше об оценках скажем: школьная балльная оценка – это для человека единственная на все 8-11 школьных лет, от мала до велика, и по ней оценивается как бы весь этот человек.  Не оттого ли его, действительно,  так притягивает к вину, курению, к  дурным компаниям?... А ведь ценность для общества человека, любого, многократно выше, чем способность что-то запоминать и решать разные арифметические задачи, осваивать и запоминать то, что в жизни почти наверняка не понадобится. А понадобится – без проблем найти нужные справочники и все сделать как надо. Разве мало нынешний подход критиковали в прошлом большие и великие люди? Но пока  в результате  почти все выпускники оказываются не готовыми к труду и к существованию в реальном обществе в реальных условиях. А за рубежом, например, в Испании, уходят из школ, не закончив их. И ходят на демонстрации против сегодняшнего образования.

   ...Чтобы среднему и даже одаренному ученику превратиться в талантливую и тем более в гениальную общественно ориентированную личность творца, изобретателя, необходимо, увы,  много  условий,  качеств и умений самой личности и особенно окружающих ее лиц, прежде всего педагогов,  необходимо выполнение нескольких  условий, которые бы закрепить на ряде мастер-классов (МК). И не только тех, схемы которых мы дадим в учебнике.

   По сравнению с обычными уроками, лекциями, мастер-класс, как верно считает методолог Елена Пахомова,– это гораздо более эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Центральным звеном ее является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. В идеале мастер–класс – это вызов традиционной педагогике, это не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, впитывание плюрализма мнений, это  новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; это постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций. И для этого потребуется воспитание в детях ряда умений.

   Вот эти умения, навыки - как минимум:

- с детства каждому уметь замечать недостатки и, наоборот, прекрасные особенности вокруг, и хотя бы интуитивно находить решение, как найденные недостатки исправить, а лучшие находки запомнить и где надо – передать другим.

- с детства все должны иметь хотя бы самое общее представление, во-первых, о сути творчества, изобретательства и, во-вторых, о системе оценки ценности того, что изобретено - чтобы представлять, ради чего надо стараться. Все это есть в разработанных нами учебниках. Но этого крайне мало. Нужны усилия и усилия, чтобы это всё впитать в себя, чтобы это стало нормой жизни. Наши мастер-классы – это лишь зачатки становления этой нормы.

   Хорошо, если бы к изданию этой книги было выпущено одобрение Минобрнауки нашей Новой Доктрины образования и программы введения в практику преподавания школ и вузов теории и практики творчества. Хорошо бы. НО ТАКОГО ОДОБРЕНИЯ ПОКА НЕТ. ПРИДЕТСЯ ДЕЙСТВОВАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ. Сегодня на дворе – настоящая политическая весна, в педагогике тоже когда-нибудь начнется новая эра: учить не столько верить и поклоняться, копировать и пользоваться готовеньким, сколько, главное, – уметь, когда надо, изобретать новое и полезное, действительно становиться архитектором и кузнецом своей жизни. Увы, Россия, тут как всегда,  очень долго запрягает.

   Конечно, текст учебника – не совсем простой, играми здесь не обойтись, но без труда никакой рыбки из пруда, как известно, не выловишь.

   Нам приятно здесь сказать, что еще за два года до выпуска европейского надправительственного европейского решения 2008 года российский журнал «Элитное образование» № 6 за 2006 год опубликовал нашу статью о необходимости организации в России Университетов творчества с особыми учебными и воспитательными задачами и приемами. И особыми – отнюдь не расслабленными - условиями существования, типа лицея. Умные родители первые поймут, как это важно для воспитательных целей.

    В отличие от первого нашего, более сложного опубликованного в Германии учебника, этот учебник, который мы предлагаем здесь, гораздо больше насыщен воспитательными задачами. Больше того, надо прямо сказать: эта, воспитательная часть по объему вообще не уступает учебной, хотя воспитательные фрагменты в виде выразительных рисунков и понятных надписей к ним вкраплены в серьезные тексты. Так что сейчас две почти равные части  презентации: учебная и воспитательная, стоят в одном блоке: презентация.

   Такое объединение как бы разнополярных задач не должно вызывать недоумение. Мы ставим вопрос о необходимости реальных педагогических затрат на достижение соорганизации учащихся, вообще  психологического, внутреннего  взаимопонимания людей разных рас, политических взглядов и религиозных верований во имя достижения высших человеческих целей: сохранения и оздоровления человеческого сообщества, сохранения планеты Земля и всего доброго, что на ней существует.

    То, что чиновник от образования реально, напрочь, с головой заражен профскептицизмом и может сдать свои позиции только последним, надо не удивляться, а понимать и сочувствовать: Ибо они сами набираются как правило из педагогов, которые еще недавно подбирались «по остаточному принципу», как бы совсем уж не пригодные никуда еще; ибо они обучались и обучаются преподавать все написанное в учебниках как истины в последней инстанции, то есть они сами заражены уверенностью в неколебимости преподаваемых истин; ибо они как бы защищают армию своих коллег-учителей, которым придется заметно переучиваться, но защищают вопреки интересам всего общества.  И еще: ибо за качество своего продукта (выпускников) они не отвечают «по результатам», «по плодам», то есть по успехам развития всей страны – тут нужен реальный заказчик из высшего эшелона, которого на горизонте, увы, пока не видно.

   Нам лично много для жизни не надо. Я в шутку даже говорю, что нашей обычной пенсии, если не каждый день пить водку, для жизни вполне хватит. Но вот полагающихся достойных подарков от нас, уважаемые спонсоры, не ждите. Думаю, самым справедливым будет рядом с нашими консультантами указать ФИО тех, кто финансово способствует делу, - но их поставить по определенному порядку: пропорционально переданной сумме и обратно пропорционально срокам поступления финансовой помощи. Надеюсь, с этим все согласятся.

   Мы давно уверены, что в каждом деле финансист, спонсор есть равноправный соавтор, от нас вам всем заранее большое спасибо! Почти весь тираж с нашими благодарностями мы отдадим инвесторам - их ребятам  может пригодиться. Плюс всем разошлем цифровую версию, там рисунки в цвете и проще использовать линки наших ссылок.

   Но и о покупателях подумаем. Если мы раздадим не все книги, попробуем упросить распространителей ставить в магазинах цену раза в полтора-два ниже. И за это самих распространителей простимулируем.

    У нас нет никакой уверенности, что эта наша откровенная, может быть даже - слишком откровенная записка кого-то близко затронет. Если таких будет слишком мало, то, как и полагается, все деньги будут вам возвращены. А если будет их некоторый переизбыток, то мы постараемся увеличить первоначальный тираж, если в России будет спрос. Еще передадим материал, кроме наших издательств, некоторым издательствам зарубежных стран, может быть, когда-то входящих в состав СССР, возможно, с переводами на их языки - не из благотворительных целей, а как пример для подражания: нет ничего лучше для размораживания нашей самоуверенности и собственного Я любого чиновника, чем указать на успехи народов и его коллег-чиновников других стран.

   НАДО ЗДЕСЬ ПОВТОРИТЬ: хотя мы начали ставить вопрос о творческом образовании и предложили полный текст учебника еще в 2006-2008 годах, а вот Европарламент 2008 года сходу закрепил это требование на надгосударственном уровне. Вопрос теперь в том, кто первый начнет широкомасштабную акцию. Вполне возможно, этот учебник станет для нашего правительства спусковым сигналом. Или же всё останется, как было и 50, и 100, и 200 лет назад.

    Больше того, никто не сможет обещать, что на завтра даже после массового поступления этого учебника в магазины и даже при соответствующем решении Минобрнауки школы поторопятся менять свои планы. Или что всего через год число российских патентов удвоится. Или что сразу изменится печальная статистика, которую вскрыли польские науковеды еще полвека назад (а именно: что для научной работы сегодня пригодны всего один из 200 человек, а для творческой... 1 из 2000).  Процесс, который длится сотни лет, так просто прервать нельзя, систему надо раскачивать и поощрять. Но движение к этому явно начнется. И мы с вами будем стоять где-то в начале начал. А вот первые слова благодарности от ребят, которые лишатся бесполезного гнета, и которые без ограничений смогут заниматься  любимыми предметами – столькими, сколько любится, не оглядываясь на оценки по другим, могут прозвучать почти сразу. Это будет означать, что мы позволили раскрыть им их настоящую высокую сущность. И это будет очень большая всем награда, и нам, и вам.

   Но даже если нам и не удастся повернуть всю реку российского образования в сторону к настоящему творчеству, те, кто прочтет эту книгу из выпущенных на деньги, собранные через БУМСТАРТЕР, сумеют увидеть свою работу, свою жизнь в новом свете, увидят, где что надо менять, а где не надо, будут внимательнее наблюдать за своим здоровьем, увидят, где можно положиться на силы своего организма, а где надо посмотреть Интернет или идти к врачу. Еще, вполне возможно, жизнь тех, кто будет озадачен широкими проблемами, возможно, продлит Всевышний, чтобы они сумели закончить свое богоподобное и богоугодное дело. НО ТОЛЬКО «ВОЗМОЖНО».

   Пока у меня остались какие-то крохи здоровья, я попробую закончить две начатые книги. Во-первых, «НОВЫЙ СОЦИАЛИЗМ» - из серии «мироустройство будущего»,  для нее мне, кажется,  потребуется еще не более полугода. И вторая книга «Я – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ», ее мне подсказала написать знаменитая книга  Норберта Винера «Я – математик». Очень жаль, что такую книгу не написал Аксель Берг, наш соотечественник, наш кибернетик, с которым мне довелось однажды встретиться по поводу вручения группе победителей конкурса ВДНХ. Возможно, и мне не удастся дописать и опубликовать свою книгу. Возможно. Я ее пишу уже более 20 лет, каждый год на пути появляются всё новые и новые интересные находки. Но когда-то ведь это закончится? И пора бы мне просто отдохнуть.