Рубаха
- Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян
была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» —
«кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то
ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно
началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам,
снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок
стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и
утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся
только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного
полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые,
знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII
века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли
«зендень».
Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица».
Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому
«сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи
усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они,
делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка
— из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно
бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей»,
«навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.
- Ворот
Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу,
шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не
только согревать, но и отгонять силы зла, а душу — удерживать в теле. Так,
когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего
одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил,
«наружу» — затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы
не навлечь на человека беду.
По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служили вышивки и пуговицы.
Бронзовые и медные пуговицы IX- XIII в Застёгивали Ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают
бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше
сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых
подручных материалов — кости и дерева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды —
ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности
этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда
содержавшей — конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, — золотое
шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную
«наплечную» часть одежды — «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или
«оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно.
Рукава
рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у
скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих
тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между
женщиной и мужчиной...
В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми
(застёгивающимися) браслетами — «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах
были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у
древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды
надевались не только для красоты — это были одновременно и ритуальные
облачения. Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого
праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей
магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах
взлетают, как лебединые крылья. Учёные думают, что это танец дев-птиц,
приносящих земле плодородие. Южные славяне называют их «вилами», у некоторых
западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской
мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах:
герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о
Царевне-лягушке: помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль.
Вот уж действительно, сказка — ложь, да в ней намёк. В данном случае — намёк на
ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и
колдовства.
- Ольга Макаренко
- Автор проекта