Вознаграждение спонсорам проекта "Календарь Светлых Дней" - CD ансамблей российского фольклорного движения от музыкального издательства IZBA records (Подарочная упаковка, буклет с текстами песен)
"Юрий Щербаков - Парень в кепке"
Упаковка: сувенирный 6 полосный DG Pack + 24 стр. буклет с текстами песен.
Казалось
бы, всем известно, что такое «жестокий романс». Так был назван один из
самых популярных отечественных кинофильмов 1980-х годов. Сильные
чувства, несчастная любовь, коварная измена, часто - гибель героя или
героини, против которых ополчился весь мир, жестокий и равнодушный… Само
наименование этого жанра свидетельствует о его городском происхождении,
о связи с письменной культурой. Корни его уходят, с одной стороны, в
народную балладу с ее страстями, доведенными до крайнего обострения, с
глубокими нравственными конфликтами, приводящими к страданиям и гибели
героя. С другой стороны, «жестокий романс» продолжил традиции
«разбойничьих» песен, зародившихся в эпоху народных восстаний.
Еще
одним источником явилась авторская литература, созданная в духе
сентиментализма. Такими произведениями зачитывались городские барышни на
рубеже XVIII-XIX веков. Несколькими десятилетиями позже эти сюжеты
проникли сначала в слободскую культуру городских окраин, а затем и в
сельский быт. В эту же эпоху стал активно развиваться новый стиль
сольной песни с инструментальным сопровождением. В городской музыкальный
быт прочно вошла семиструнная гитара, в крестьянской среде – различные
виды гармоники, отвечавшие эстетике и музыкальному складу новых
городских песен.
В народе «жестокие романсы» называют «жизненными
песнями». В ХХ веке это – самый актуальный, наряду с частушкой, пласт
русского фольклора. Он продолжает сохраняться в живом бытовании даже в
тех случаях, когда все другие жанры традиционной музыки давно утрачены.
Обильный материал для создания новых текстов предоставляют драматические
события современной истории: различные социальные катаклизмы, войны и
революции - все, что приводит к нарушению привычного уклада жизни.
Сталинские
репрессии вызвали всплеск тюремного фольклора. В середине прошлого
столетия появилась особая жанровая разновидность – так называемые
«инвалидные песни», с которыми нищие просили подаяния в электричках.
Одним из последствий гражданской и Великой Отечественной войн стали
«сиротские» песни, повествующие о трагических судьбах брошенных детей.
В
жизни современного российского села «жестокие романсы» занимают ту же
нишу, что и телевизионные сериалы-мелодрамы. И если внимательно
присмотреться к их сюжетам, можно открыть для себя много интересного,
раскрывающего особенности русского национального характера. Как и
традиционная баллада, «жестокий романс» отстаивает моральные нормы и
правила поведения, принятые в традиционном сообществе, но делает это «от
противного». Любовь предстает в этих текстах как огромное несчастье,
разрушительная сила, ломающая судьбу человека, приводящая его на каторгу
или в могилу. Любовь всегда греховна, она никогда не бывает счастливой,
более того, несет в себе смертельную опасность – вот мораль, которую
утверждает «жестокий романс». Антиподом коварной возлюбленной выступает
мать-старушка – идеал верности и всепрощения, олицетворение другой любви
– высокой и вечной.
Казалось бы, все ясно. Так почему же в русских
деревнях, в казачьих станицах с таким постоянством продолжают петь про
обманщика-матроса, заманившего доверчивую девушку на свой корабль, а
потом бросившего ее с ребенком; про молодого «жульмана», умирающего в
тюрьме с мечтой о своей неверной любимой; про «бедную девицу, горем
убитую», утопившуюся от несчастной любви? Не потому ли, что в сердце
русского человека живет непреодолимый страх перед любовью-страстью,
которой невозможно противостоять? Ведь, как сказал великий поэт, «все,
что нам гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы
наслажденья – бессмертья, может быть, залог»…
Но можно сделать и
другой вывод, более утешительный – если традиционные моральные ценности
продолжают отстаиваться нашим народом, пусть и таким необычным образом,
то они сохраняют свою значимость даже в эту сложную, далеко не самую
нравственную эпоху.
этномузыколог, кандидат искусствоведения.
Екатерина Дорохова
01. Глухой да неведомой тайгою
02. Как в одном селе жила парочка
03. Вы матросы-моряки
04. Полюбил Катю, поверил
05. Дуют ветры над дубравушкой
06. Васильки
07. Нижнечерская тюрьма большая
08. Не влюбляйтесь в молодость, ребятушки
09. Александровский централ
10. Бедная девица
11. Как была эта ночь
12. Парень в кепке да зуб золотой
13. Имел я деньги пребольшие
14. Как-то ранней весной
15. Не для меня
16. Самогонщица Маруся
- Станислав Зверев
- Автор проекта
Комментарии