"Из Свердловска пришла машина. Из неё - нет, не вышел - вывалился человек: он не мог самостоятельно встать. Из дома принесли простыню, расстелили, уложили на неё обессиленного, истощённого и очень больного профессора и занесли в дом. [Его] нашли в Карлаге, он умирал от дистрофии и пеллагры, странной болезни, распространённой в основном среди заключённых (человек как бы отключается от окружающего мира, перестаёт чувствовать голод и холод, ему безразлично всё - будто перешагивает из живого мира в мёртвый)..."
«Чем не сюжет для фильма?» – подумал я, прочитав этот отрывок из статьи Владимира Губарева в журнале «Наука и жизнь». Конечно, одной этой сцены для фильма маловато и я тут же залез в Википедию – посмотреть, что еще было интересного было в жизни
Николая Тимофеева-Ресовского. Нет, конечно, я знал, кто это такой, даже когда-то давно в той же «Науке и жизни» читал цикл его воспоминаний, запомнившихся мне тонким юмором и ироничной хвастливостью, но… Но прочтя краткую биографию в Википедии, я был поражен, почему никто до сих пор не раскрыл эту золотую жилу: Тимофеев-Ресовский – живая иллюстрация всех перипетий XX века, причем не только в нашей стране, но и в мире: родился в последний год XIX века, в канун революции уже ездил в экспедиции по Карелии – собирал иконы для Грабаря, в Гражданскую воевал на стороне красных, при этом несколько раз оказывался на грани смерти, учился в Москве, в середине 1920-х был командирован в Германию – повышать квалификацию, да нет – не свою, а тамошних ученых. В 1938 году отказался возвращаться на Родину, поскольку всех его коллег-генетиков в СССР уже либо посадили, либо расстреляли, либо сослали. Да и от двух родных братьев подозрительно давно не было вестей. В общем, так и проработал он под Берлином всю войну и в апреле 1945 года с радостью вручил советскому коменданту свой полностью сохраненный институт, подготовленный для переезда в СССР. Институт перевезли, Ресовского – тоже. Но в другом вагоне, и не туда, куда институтское оборудование… Впрочем, через год-другой знания и опыт Тимофеева-Ресовского понадобились стране, и… Ну, что случилось, вы уже прочитали в самом начале. Дальше описывать жизнь ученого я не буду, и так понятно, что фильм на ее основе может получиться захватывающий.
Но всё это внешняя сторона. Внутренняя еще интересней – Тимофееву-Ресовскому очень часто приходилось выбирать между двумя крайностями. Упомяну лишь одну – пойти на сотрудничество с фашистами, или потерять томящегося в гестапо старшего сына. Ресовский выбрал второе и с тяжестью этого выбора прожил всю жизнь…
«Теория выбора» – такое название я придумал для будущего фильма. Каждый человек постоянно что-то выбирает. К счастью, не часто нам достается тяжелый выбор между предательством и хорошей жизнью, между попустительством и чистой совестью. Но, когда он настает, с нас слетает вся шелуха и зачастую даже мы сами не знаем, что таится у нас в душе и на какие поступки – подлые или возвышенные мы способны. Повезло тем натурам, которые даже не задумываются о таком выборе – для них он происходит органично, как само собой разумеющееся. Тимофеев-Ресовский, мне кажется, был один из них. Всей своей жизнью он показал, что человеком можно оставаться при любых обстоятельствах. И что еще для меня важно, он показал, что если ты по-настоящему любишь свою Родину, то даже если ты не доволен властью и не согласен с ее действиями, с происходящим в стране, от этого не зависит количество сил, которые ты вкладываешь в свой труд на ее благо.
Ну вот, собственно и всё, что я хотел сказать по поводу будущей картины. Оценивать ее потенциал – ваша задача :-)
Теперь о насущном – зачем мне понадобились деньги.
За прошедшие полгода с того момента, как я прочел приведенную в начале цитату, я подробно изучил все доступные киноматериалы о Тимофееве-Ресовском, ознакомился с кипой статей и книг. То есть, говоря научным языком, неплохо освоил теоретическую часть. Пора приступать к практике…
К сожалению, наша киноиндустрия устроена так, что сама по себе идея никому не нужна. На идею никто денег не дает. Как минимум необходим готовый сценарий. Пока нет сценария – нет денег. Вот и пишут сценаристы за свой счет. Вот и смотрим мы потом фильмы на основе этих сценариев, в которых не то что «правды жизни» нет, а нет даже элементарной исторической достоверности. Я так работать не привык. Если еще на современном материале это может прокатить, то на биографическом, тем более затрагивающим огромный исторический период, избежать банальных ошибок, не погружаясь в материал, просто невозможно. Лучше тогда и вовсе не браться за такое кино.
Ну, мы же с вами возьмемся? :-)
Шуточки-шуточками, но реальная проблема, стоящая сейчас передо мной – это огромная география поездок для сбора материала. Даже ключевых мест, связанных с основными перипетиями жизни героя будущего фильма, и то десяток наберется:
Самостоятельно мне со всеми поездками просто не справиться. Вот почему я и задумался – а не попросить ли денег у вас. Такой своего рода эксперимент – работаем над сценарием вместе. Я знаю, в каких местах необходимо побывать - вы решаете, куда мне ехать в первую очередь. Но, самое главное, можно заодно и проверить, насколько вообще интересна тема будущего фильма зрителям, то есть вам… Или при таком раскладе вы уже становитесь соавторами?
Итак, открываю сбор средств на первую поездку – в Петербург, на встречу с Даниилом Граниным – автором публицистического романа «Зубр», посвященного Николаю Тимофееву-Ресовскому. Цель – получить его принципиальное согласие на включение в сценарий пары-тройки описанных в романе эпизодов, а главное – задать несколько важных вопросов, касающихся драматургии будущего фильма. Гранин был лично знаком с Тимофеевым-Ресовским на протяжении многих лет, и, безусловно, может многое рассказать и посоветовать.
Смета проста – два железнодорожных билета из Москвы в Петербург и обратно (для меня и соавтора сценария), оплата четырех дней проживания в простой гостинице, небольшие накладные расходы. Питание, аппаратуру для записи разговора с Граниным, прочие технические и все непредвиденные расходы беру на себя.
Срок поездки – середина февраля 2015 года. Первую половину декабря я всё равно занят – заканчиваю работу над фильмом «Охота жить» по рассказам Шукшина, потом новогодние праздники, в январе надо хорошенько подготовиться к поездке, так что февраль – самое удобное время.
Ну, теперь точно всё. Буду рад за вашу помощь в этой работе, причем не только денежную. Любые советы по теме тоже весьма актуальны :-))
Ах да – чтобы вы не искали, кто я такой, в интернете, вот пара профессиональных ссылок:
Мои режиссерские работы в документальном жанре можно оценить здесь: