Санкт-Петербург
Художественная литература

Выберите вознаграждение

Новость №7
03 марта

Недавно для вот этого паблика https://vk.com/voshod_slova написал пост "как написать короткий рассказ".
Не скажу, что я сам точно пользуюсь этой инструкцией, но если мне задать подобный вопрос, то, если коротко, я отвечу следующее:


Поговорим с вами коротко о коротком рассказе. Допустим, вы сидите за чашкой чая и вдруг решили написать короткий рассказ. Для начала хорошо бы определиться, зачем он вам. Тут могут быть три основных варианта:
- у вас есть сюжет, который кажется хорошим для рассказа,
- у вас есть мысли, которые вы хотите донести с помощью короткого рассказа,
- у вас просто есть желание написать короткий рассказ.



С первым всё довольно ясно. Вам только нужно следить, чтобы ваш рассказ не разросся на целую повесть или роман. Для этого можно, например, соблюдать традиционное для рассказа единство повествования. Это как кино, которое снято одним кадром, без монтажа. Стоит на миг выключить камеру, и вот уже прошли годы, и вам потребуется ещё пара страниц лишь для того, чтобы объяснить читателю, что произошло за это время. Иные мастера, конечно, делают это одним-двумя словами, но это явное искушение судьбы. Можно также стараться не распространять боковые линии сюжета.

В итоге, вам придётся намного тщательнее подбирать каждое слово, чтобы выразить через него то, что можно было бы сказать в нескольких абзацах. Однако, мой вам совет - отпустите ваше повествование на волю. Ваша история сама должна подтолкнуть вас в нужную сторону. Стивен Кинг, например, планировал написать короткий рассказ про писателя, убитого сумасшедшей поклонницей, а в итоге издал целый роман «Мизери». Кстати, говоря о Кинге, стоит упомянуть, что в коротком рассказе читатель легче простит вам убийство главного симпатичного персонажа.

Итак, второй вариант. Тут вы в принципе склоняетесь в сторону притчи или басни. Вы как бы ведёте дискуссию, но облачаете её в художественную форму. Допустим, вы хотите написать рассказ о том, что воровать и убивать - это плохо. Тогда пусть у вас будет герой, который думает, что это хорошо. И мир его стройно вертится вокруг этого. Затем вы даёте контраргумент. Например, у него воруют часы его дедушки. И затем вывод: либо он вешается с горя, либо вдруг становится хорошим человеком. Почитайте побольше притч, и у вас всё получится. Библия — кладезь коротких рассказов.

И, наконец, третий вариант. Тут я посоветую вам взять какую-нибудь простую ситуацию и внести в неё что-то необычное, а затем просто постараться достоверно описать, что бы могло тогда произойти. Для этого вам понадобится какой-нибудь образ, или свежий анекдот, или классическая история, затем добавьте туда резкий поворот, и после этого используйте весь свой жизненный опыт, чтобы рассказ пришёл к какому-то быстрому завершению. Например, ждёт жена, что муж принесёт ёлку на новый год, и вот он бегает по городу. Стандартный образ. Но ёлок нигде нет, вот это поворот. Например, они только что переехали в Израиль, или просто муж непутёвый. И теперь вопрос, чем же это закончится? Допустим, он купит пальму. Вот вам и сюжет. Уверяю вас, даже столь скучную и банальную историю какой-нибудь О'Генри смог бы превратить с шикарный рассказ на пару страниц. О'Генри вообще часто такими вещами и занимался, что не умаляет его заслуг.


Напоследок я хочу посоветовать вам две вещи.

1. Короткий рассказ — это хороший способ не рассказать слушателю своё мнение, а заставить его задаться каким-то новым для него вопросом или взглянуть на избитую вещь с другой стороны.

2. В рассказе должна быть какая-то недосказанность. Как в песне, в которой, казалось бы, в конце не хватает ещё раз повторенного припева. Такая недосказанность, которая заставит перечитать рассказ, а потом ещё долго думать о нём.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.