В названии диска и его ключевой
композиции – «Вечная мерзлота» - для
меня важнее первое слово. Не одно только наше время беспокоит самых чутких
людей замороженностью сердец, равнодушием и невежеством, перешедшими в
наступление по всем фронтам. И ледяная
корка давно покрыла бы людские души, если б не художники, эти «разжигатели
сырых дров», которым всегда не всё равно, которые красками и звуками, стихами и
образами поддерживают огонь в очаге.
В современном российском джазе у
Игоря Володина свой индивидуальный почерк, свой мир. Своя «песня» - и нет
сомнений в её национальности. Попробуйте мысленно спрямить острые углы ритма в «Русской песне», и основная тема
предстанет аутентично фольклорным напевом. Но такое генетическое родство
мелодики не самое главное. Композиция каждой пьесы на первый взгляд «скроена»
по традиционно джазовым лекалам, но в гармонии, в выборе лада, в
подголосочности, в вариантном развитии – везде «русский дух».
В музыку Игоря Володина слушатель
входит с ощущением, что он ей нужен, ему доверяют. Все пьесы диска имеют названия, задающие «камертон»
нашему восприятию, но сама музыка не
навязывает жёстких трактовок. «Виртуальная
любовь» с красивой грустной темой, пейзажная зарисовка «Песни леса» или суетливый мир «Площади
трёх вокзалов» всегда будут разными в зависимости от жизненного опыта,
приоритетов и характера каждого из нас.
Пьесу «Непутёвый» сам автор прокомментировал с самоиронией – дескать, она
о джазовом музыканте, «который никак не
научится "правильно" жить, всё в
поисках каких-то своих гармоний и смыслов в жизни». Когда вокруг так много не
обременённых исканиями, шагающих строем, это слово впору выдавать как награду.
Каких классных «непутёвых» собрала запись этого альбома! Игорь Володин безоговорочно
доверяет саксофону Алексея Круглова,
с которым работает очень много и ярко, несмотря на разделяющее Тихвин и Москву расстояние. Ещё одна вершина
постоянного географического треугольника – Архангельск, представленный ударными
Олега Юданова, контрабасом Николая Клишина и гитарой Николая Куликова. В начале 2013 года в
составе ансамбля Игоря Володина впервые сыграл Аркадий Шилклопер. Хорошо помню их первое выступление в КЦ «ДОМ»,
поиск взаимодействия, выстраивание диалога. Теперь на этом диске вы все
услышите голос его валторны, придающий новое измерение музыке Володина (в
композициях "Вечная мерзлота" и "Виртуальная любовь"). Ещё в записи принимали участие тихвинцы Юрий Грибецкий (гитара), Михаил Павлов (перкуссия) и барабанщик Пётр Афанасьев (Москва,
Санкт-Петербург). Каждый индивидуален,
все вместе гармоничны. Как сказал один великий поэт, «найди различье и
сделай цельным» - это ли не один из главных талантов Володина-лидера?
Когда в заключение альбома нас
качают трёхдольные ритмы «Маминых рук»,
уже точно знаешь, что всю эту музыку будешь часто переслушивать с
благодарностью за свет и доброту, за красоту и ясность, за глубокие мысли без
псевдо-философских «завываний». За
индивидуальность.
Елена
Сергиевская, музыковед.