Износостойкие карты для туристов Хибины и Ловозерские тундры
Москва
Издания

Выберите вознаграждение

Цель проекта

Издание уникального набора туристских топографических карт Хибин и Ловозерских тундр, обладающих следующими свойствами:

  • Масштаб: 1:50000 (500-метровка).
  • Максимальная современность и актуальность по свежим данным 2013-2018 годов.
  • Наивысшая подробность, ориентированная на нужды туристов. Помимо стандартного топографического содержания на карту нанесены: удобные места для стоянок, перевалы с категориями трудности, тропы, заросшие и совсем заброшенные дороги, локальные достопримечательности.
  • Водостойкое и износостойкое исполнение на высокопрочной пластиковой "бумаге".
  • Набор карт состоит из 5-ти листов формата А3 с двусторонней цветной печатью, транспортировочный размер в сложенном виде 99х210мм.

История проекта

Весной 2017го, собираясь вести спортивный пеший поход по Хибинам и Ловозерам, я, как водится, начал смотреть, какие карты есть на этот район. И не смог найти ни одной карты, которая была бы достаточно подробна и актуальна. Огорчился, взял старую карту Тониса и Завьялова, и начал на её основе рисовать свою. После похода продолжил работу с использованием собранных геоданных и наблюдений на местности. Так, к осени 2018 года возникла первая версия моей GPS-карты, в разы более детальная и полная по сравнению с первоисточником.

Я регулярно участвую в соревнованиях по спортивному ориентированию, например, ММБ и Ночная ПрАгулка. И всякий раз радуюсь качеству тамошних пластиковых карт, которые выдают участникам на старте. Аналогичные карты используются и на многих других соревнованиях, например - подмосковная Радиалка и широко известная культовая гонка Red Fox Adventure Race. И дело не только в картографической подробности и актуальности (которые также всегда на высоте), но и в устойчивости этих карт к различным внешним воздействиям. С этими картами в кармане спас-жилета я часами плавал в болотах Рязанской области. Ронял их в расквашенную глину лесовозных дорог на ММБ, после чего, вытерев грязь рукавом, брал азимут и шел дальше. Зажав карту в зубах, продирался через буреломы. Рукой, держащей карту, прикрывал глаза от еловых торчков, ломясь сквозь плотные лесопосадки. Многократно перегибая и перескладывая, разгадывал секретные КП на спецэтапах ММБ, писал маркером легенды пошаговых КП. Они часами мокрыми тёрлись то в кармане то в руках, то в рюкзаке. На питьевых пунктах, свернув лист карты вороночкой, я заливал кипяток во фляжку, а вечером на ПромФинише я этими картами накрывал сверху свою плошку с заваривающимся ужином, иначе быстро стынет.

В тоже время в походах всякий раз оставалось лишь мечтать о хороших картах и использовать массу ухищрений что бы сохранить бумажные карты сухими, иначе они моментально приходят в негодность. И это всё полумеры - ламинирование не позволяет лист сложить в карман, гермопланшеты неизбежно отпотевают изнутри и через них плохо видно мелкие подробности, карты заскотченные в файлики всё равно намокают в местах перегибов, поскольку файлики начинают течь уже на следующий день пути.

О полноте, подробности, и актуальности содержания карт, которые сейчас приходится использовать в туризме, горевать можно долго. У каждого походного штурмана есть масса разных саркастических историй, с общим для них всех началом - критическое расхождение между картой и местностью.

Сравнение содержания карт

Тогда я подумал — ведь сам же регулярно рисую карты для дистанции ММБ. А что мешает выпускать для туристов карты того же качества, которые мы делаем для соревнований? Качества как по содержанию, так и по неубиваемости исполнения? А ни что не мешает! Надо просто сесть, и сделать. Поскольку к этому времени мною уже была выпущена GPS-версия карты Хибин-Ловозер, то начать решил именно с этого региона. Да, пришлось несколько доработать систему знаков карт ММБ, максимально приблизив её ко всем известному и привычному ГенШтабу, но без утраты преимуществ, свойственных системе ММБ. Подробнее о системе знаков ММБ в моей части выступления на традиционном предстартовом семинаре в магазине Спорт-Марафон. Пришлось кое-что изменить в системе сборки карт с целью перехода к корректной математической проекции, иначе невозможно положить на лист большие пространства без существенных искажений, ведь здесь площади в разы большие, чем любые соревнования на дистанциях. Потребовалось внести массу технических изменений в мой собственный составительский оригинал с тем, что бы из него с равным успехом можно было получить и печатную растровую карту фиксированного масштаба и векторный вариант для GPS со свободным масштабированием и адаптивной детализацией.

Глаза боятся, а руки делают — гласит народная мудрость. Да, это была большая работа, но в итоге часть моих технологических и знаковых решений уже используются в системе сборки карт дистанции для грядущего весеннего ММБ, и сейчас полностью готовы к печати все листы набора карт Хибин-Ловозер. Осталось лишь отправить оригинал-макеты в типографию.

Лист 1

Лист 2

Лист 3

Лист 4

Лист 5

И это только начало. Если нынешний проект получит достаточную поддержку спонсоров, продемонстрировав общую финансовую состоятельность этого дела, то в скором времени последует выпуск карт на многие другие популярные у туристов регионы.

Технические характеристики карты

  • Составитель: О.Б. Власенко 2017-2019гг.
  • Масштаб: 1:50000 (500-метровка), сечение рельефа 20м.
  • Размеры листов: А3 (297х420мм), поставляется в сложенном виде 99х210мм.
  • Система условных знаков: ММБ с дополнениями по ГОСТ 1983 года.
  • Печать: цветная двусторонняя, всего 5 листов, 10 сторон.
  • Материалы: пластиковая водостойкая "бумага", водостойкая печать.
  • Проекция: UTM, ориентирована на географический север, разграфка листов нестандартная, позволяет в пути переходить с листа на лист без необходимости переворота листа. На карты нанесена километровая сетка прямоугольной системы координат.
  • Дополнительная информация: на титульной стороне каждого листа дана схема стыковки сторон, на каждой стороне указано магнитное склонение по состоянию на 2019й год, легенда знаков, графический масштаб.
  • Страховочное решение: в каждом углу листа расположены отверстия диаметром 5мм, позволяющие пристраховать к себе карту вспомогательным карабином - её не вырвет из ваших рук шквальным ветром на перевале, не смоет на броде. Материал достаточно прочен на разрыв для пристраховки самой карты, но не настолько, что бы заякорить вас в ущерб безопасности.
  • Ограничения: краска чувствительна к воздействию кислот и некоторых репеллентов, которые сильно снижают механическую износостойкость краски; как и все пластики, материал карты тяжелее воды - она тонет.

Использованы материалы:

  • Топографическая основа - карты ГШ СССР 60х-70х годов;
  • Актуализация по спутниковой съёмке из различных источников 2013-2018 годов;
  • Сверка POI и путей по wikimapia, OSM, Strava heatmap;
  • Рельеф ASTER GDEM с ручными правками;
  • Многочисленные дополнения содержания на основе отчетов и GPS-данных различных туристских походов 2013-2018;
  • Перевалы даны в соответствии с проектом Перечня перевалов среднегорья России 2008г., категории трудности указаны для лета.

Пример рельефа, перевалов, достопримечательностей

А как же мой GPS?

Иметь в руках подробную и актуальную неубиваемую печатную карту, и её же в GPS-навигаторе - не об этом ли мечтает каждый походный штурман?! На листе хочется иметь большой обзор и надёжность, в навигаторе - максимальную подробность в крупном масштабе, и своё текущее местоположение. Поэтому, в дополнение печатной карте, совершенно бесплатно, можно скачать векторную сборку под GPS-навигаторы, которая по содержанию полностью соответствует печатным листам. Оба варианта карты собираются мною из единого составительского оригинала. Ознакомившись с содержанием GPS-карты, вы получаете очень четкое представление о степени детализации карты печатной - уверен что эта подробность вас весьма порадует. Актуальную версию GPS-карты можно скачать из моей группы в VK: https://vk.com/hiblovgpsmap в процессе подготовки карты к печати уже было выпущено 4 обновления сборки для GPS.

Благодарности

Александру Тонису - за огромную помощь в технологических вопросах картографии. И вообще за то, что несколько лет назад принял меня в дружный коллектив постановщиков дистанций ММБ - с этого всё и началось, по сути.

За предоставление подробных геоданных из походов, тестирование карты на местности, актуализацию информации: Роману Андриянову, Андрею Захарову, Максиму Кондрашкину, Маргарите Крыловой, Николаю Левенчуку.

Лучшему outdoor магазину страны «Спорт-Марафон» - который организовал у себя бесплатную площадку самовывоза карт в Москве. Вы можете выбрать этот вариант доставки в «вознаграждениях».

Олегу Чегодаеву - за очень полезные советы по теме краудфандинга и организации доставки.

И, конечно, моей жене Ольге, оказавшей огромную моральную поддержку, проявившей великое терпение, и оформившей иллюстрации для страницы проекта.

Варианты доставки

Желаемый вариант доставки вы можете выбрать в каждом вознаграждении:

  1. Самовывоз в Москве. Забрать карты можно будет в Июне 2019 года в магазине Спорт-Марафон на ул. Сайкина, 4. Это самый быстрый способ доставки для тех кому удобно приехать в магазин - карты появятся там буквально через 2-3 дня после получения из типографии. В случае если вы не получите карты в течении 3 недель с момента оповещения о готовности, ваш заказ будет возвращен автору, и мы сможем выслать его вам удобным для вас способом за ваш счет.
  2. Доставка почтой России, за счет автора. Стандартный способ доставки. Все заказы будут отправлены в начале Июня 2019 года. Получение заказа в почтовом отделении. После отправки вышлем трек-номер отправления.
  3. Курьерская служба СДЭК (по России), за счет спонсора. Более быстрый, но и более дорогой способ доставки. Стоимость доставки рассчитывается индивидуально в зависимости от места назначения и оплачивается при получении. Ориентировочную стоимость доставки вы можете узнать по этой ссылке https://www.cdek.ru/calculator.html

В путь!

Заказывайте печатные листы, заливайте вектор в навигаторы, и Доброго Пути вам по этим прекрасным заполярным местам!