23 июня 1926 года остановилось сердце великого нашего художника.
В связи с этим событием вновь обратимся к его наследию и к тем произведениям искусства, которые сохранились в нашем храме.
В самой восточной точке Лоемского храма, в Успенском алтаре, во всю ширину стены изображена довольно необычная картина. Не Успение Богородицы, как следовало бы ожидать, не Христос Вседержитель, не Пресвятая Троица. Всё это было бы ожидаемо и логично. Но нет. Автор вдруг поместил там "Положение во гроб". Это необычно, непривычно, но это очень хорошо раскрывает суть литургии.
Здесь мы видим самого Иисуса Христа, Который пролил за нас свою Кровь, и Жертвой Которого мы спасены. Именно так писал апостол Павел: "Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. (...) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем."
И вот, уже 100 лет всякий, входящий в этот храм, видит Христа, полагаемого не только в гроб, но и на престол храма. Именно так рассчитано изображение, именно так расположены фигуры.
В центре полотна изображен Христос в полный рост, который лежит в гробу. Его тело возложено на плащаницу. У изголовья Христа изображена склонившаяся к нему Пресвятая Богородица, рядом стоит Иоанн Богослов. По другую сторону от зрителя к гробу прильнули жены тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.
Задний план внизу окрашен в красно-бардовый цвет, на фоне которого располагается гроб и большой деревянный крест. Верхняя часть фона имеет темно-серую гамму, сходящую до черного цвета, а над всем этим висит звезда, словно венчающая крест. По краям полотно расписано словами из текста тропаря Великой субботы.
Оригинальное полотно хранится в Третьяковской галерее в Москве.
- ТОС "Возрождение" Лойма
- Автор проекта
Комментарии