Фестиваль независимого авторского кино «Киноликбез» пройдет в Барнауле в шестой раз – с 13 по 17 мая 2015 года. За несколько лет он превратился в международный кинофорум с качественной конкурсной программой, авторитетным жюри и аншлагами на фестивальных показах. При этом "Киноликбез" сохранил домашнюю атмосферу и верен своей репутации зрительского фестиваля. О том, как пройдет кинофорум и зачем он нужен, редакции«Афиши.амик.ру» рассказал организатор фестиваля, профессор Алтайского государственного университета, доктор философских наук Вячеслав КОРНЕВ.
– В чем цель, сверхзадача фестиваля «КИНОЛИКБЕЗ»?
– Показать нашим зрителям авторское кино – этот параллельный мир настоящего искусства, который не поглощен сериалами и мультиплексами, а существует именно на фестивалях и в интернете. Правда, в сети фестивальное кино редко бывает в открытом доступе, поэтому новые интересные фильмы можно лицезреть только на подобных нашему кинофорумах. Также важно организовать очную встречу зрителей и режиссеров, создать площадку для взаимополезного общения, найти живого человека, стоящего за каждой картиной. Прекрасно, что к нам в Барнаул добираются режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга, Кемерово, Новосибирска, Казахстана и, конечно, городов Алтайского края.
– Сколько в среднем приходит фильмов на «КИНОЛИКБЕЗ»?
– Рекордной была программа четвертого «Киноликбеза» - сто фильмов (игровых, документальных, анимационных). Однако и для зрителей, и для жюри выдержать такой киномарафон непросто. Трудно сохранить свежесть восприятия, отсматривая 7-8 часов в день. Поэтому на последних фестивалях мы намеренно сокращаем конкурсную программу. Идеальным вариантом теперь представляется конкурс из 50-60 картин
– Какими принципами руководствуетесь при отборе?
– «Киноликбез» - фестиваль с направлением и строгой культурной политикой. Мы ориентируемся не просто на независимое авторское кино, но конкретно на экспериментальный творческий молодой кинематограф. С тех пор, как видео и кинокамеры стали доступны населению, многие ощутили в себе потенцию режиссера или актера. Но результатом этих упражнений (с технической точки зрения к ним часто и не придраться) является бессознательное копирование глупейших сериальных сюжетов, голливудских жанров и приёмов, новорусской чернушной стилистики. Когда в фильмах молодого автора из провинциального городка видишь те же штампы, что и в попкорновом кинематографе – это досадно. Почему бы не идти собственным путем, не пытаться заново изобрести кино? Вот живой символ нашего фестиваля Жан-Люк Годар даже в свои 84 года в очередной раз реформирует язык кино, делает по-настоящему авангардные и бескомпромиссные фильмы. Патриарх португальского кинематографа Мануэл Ди Оливейра, которому сейчас 106 лет (!) продолжает снимать невероятно яркие экспериментальные картины, в то время как многие молодые режиссеры занимаются мертворожденным вторичным кино, в художественном смысле совершенно бесплодным.
Так что «Киноликбез» пропагандирует кино как искусство, как подлинное творчество, авангард. И сегодня это также важно и актуально, как на заре истории мирового кинематографа, когда в недрах балагана, попсового аттракциона, в груде кинохлама, который сейчас не интересен даже историкам кино, появлялись золотые крупицы киноискусства.
– На что конкретно собираете деньги на «Бумстартере»?
– В последние годы выяснилось, что главной ценностью фестиваля является именно знакомство и общение участников кинопроцесса – режиссеров, актеров, зрителей… На прошлогоднем «Киноликбезе» именно гости создали атмосферу какого-то серьёзного культурного события, праздника кино. Точно так же два года назад настоящей «бомбой» было приглашение на роль председателя жюри известного московского кинокритика Сергея Валентиновича Кудрявцева – он и творческие встречи провел, и в жюри великолепно отработал, и вообще украсил собой фестиваль. Вот почему мы стараемся сделать теперь всё возможное для приглашения в Барнаул интересных людей из мира кино – вся смета на «бумстартере» и пойдет на авиабилеты и проживание гостей.
– Есть ли идеологическая цензура при отборе фильмов?
– Как отборщику фестиваля мне хотелось бы верить, что идеологической цензуры нет. Но, в любом случае, есть цензура эстетическая. Или можно понимать под идеологией нашу фестивальную политику поощрения экспериментов в кино. Тогда критериями отбора является оригинальность, новизна, актуальность фильма.
– В ваших заявлениях последних лет чувствуется усталость, пессимизм, сдержанность. Неужели режим взросления фестиваля, «дранг нах остен» – пройден?
–Напротив – минувший пятый «Киноликбез» придал веры и сил всему штабу организаторов. По всем параметрам это был лучший фестиваль за пять лет. Дальше нужно брать новые высоты, извлекать уроки из прошлого, проектировать будущее. Независимо от того, выгорит ли дело с проектом на «бумстартер» или нет – «Киноликбез» будет развиваться.
– Вас не смущает, что на просмотры «Киноликбеза» никогда не собиралось более 50 человек?
– В галерее«Республика ИЗО», где состоялся прошлый и будет проходить новый фестиваль, около 50 сидячих мест – столько людей и набирается на показы. Между тем, как рассказывают знакомые, на престижных столичных фестивалях независимого кино посещаемость бывает просто катастрофичной.Таковы тенденции сегодняшнего дня, такова культурная логика капитализма, создающего очереди в торговых центрах, но превращающего выставки и фестивали в маргинальные явления. Впрочем, гости «Киноликбеза» удивляются как раз заполненным залам на нашем фестивале, и уровню понимания кино, благодарной реакции наших зрителей. Так что с Барнаулом, бьющим потребительские рекорды по объему торговых площадей на душу населения, всё не так ещё плохо.
– В этом году – кто, если не Депардьё? Кого из VIP-ов пригласите?
– VIP – это на «Киноликбезе» слово ругательное.Это атрибут пафосных и дорогих ярмарок кинематографического тщеславия, создающих защитные кордоны между авторами и зрителями, торгующими наградами и регалиями. «Киноликбез» –независимый фестиваль, проходящий без всякой помпы и роскоши.Поэтому и гостей мы ждем других – просто молодых и талантливых режиссеров, любящих кино в себе, а не себя в кино.
- Вячеслав Корнев
- Автор проекта
Комментарии