Многие наши товарищи хотят пойти на «Бумстартер» или «Планету» и собрать там денег на свои проекты. Их вдохновляют тамошние рекордсмены, что получили по несколько миллионов (http://vk.cc/2lgeft и http://vk.cc/4LFHwk).
Казалось бы, чем они хуже? На наш вкус, решительно ничем.
Одна беда: из 7 проектов проваливаются 6. Проваливаются, не собрав и трети суммы. Точную статистику дают в «завершающихся проектах» (http://vk.cc/4LFHN3 и http://vk.cc/4LFHYy), и смотреть надо именно туда. Посмотреть — и трезво содрогнуться.
Впрочем, отчаиваться не приходится. Победу вам не гарантирует никто, но если вы немного поработаете, то шансы у вас будут. И не самые плохие.
На наш вкус, стоит озаботиться всего несколькими вещами. Теми самыми, о которых чаще всего забывают. Мы попробуем о них напомнить.
Его величество перепост
Будем честны: скорее всего, ваш потенциальный донатор вообще не узнает, что вы что-то затеваете.
Поэтому вы обязаны хорошо засеять медиасферу своим объявлением. В первый же день. Никаких экспромтов: заранее заготовьте список людей, которых будете просить о перепосте. Отдельно — список сообществ в соцсетях (ВК, ЖЖ, FB), куда вы будете давать новость: в эти сообщества вам надо заранее вступить. Отдельно — список СМИ, которые стоит охватить.
Если возможно, всех ключевых людей стоит ещё до официального объявления поймать и спросить: смогут ли они вас перепостить. А если смогут, то не нужно ли им каких-нибудь дополнительных материалов (например, сокращённой версии вашего объявления или картинок в другом размере). Заодно они могут вам посоветовать, что поправить в объявлении.
NB: Даже если вы попали на главную страницу «Бумстартера», это (на мой вкус), не принесёт вам особых сборов. Большую часть денег вносят именно те, кого вы привлекли с внешних ресурсов. И именно под ваш конкретный проект. Может быть, на «Планете» по-другому, но у нас было так.
NB: Искать новые аудитории можно и после того, как проект начался.
В нашем случае вся кампания держалась на 3 китах: объявлении у Гоблина, объявлении у Кассада и объявлении на Vott.ru. Ну, ещё в паблике «Мира Фантастики». Перепосты пошли уже не от нас, а от них.
Вкусное описание
Положим, наш донатор всё-таки наткнулся на объявление. Скорее всего, он закроет его через 3-4 секунды и постарается забыть как страшный сон.
Чтобы этого не случилось, объявление должно быть понятно написано и красиво оформлено. Как писать понятно — Ада Быковская в помощь (http://vk.cc/4LFI8W).
Что должно быть отражено в описании?
- Кто вы такие. В смысле, есть ли у вас хоть какой-то удачный опыт.
- Что вы хотите сделать. В смысле, что произойдёт, если вы насобираете деньги, и чем это хорошо для донаторов.
- Какие будут вознаграждения.
Видеоролик? Все советуют его сделать, но тут есть тонкость. Если вам есть что снять, кроме своей говорящей головы — да, делайте обязательно. Если у вас есть видеодизайнер, который нарисует вам наглядное видеопособие по вашему проекту — просто отлично. Или если вы, в конце концов, красивая черноокая брунетка, носящая за пазухой боеголовки самого крупного калибра — это тоже могут съесть. Съесть и попросить добавки.
А вот если показать особо нечего — то, на мой вкус, видеоролик вам только помешает.
В нашем случае текст объявления написал tsoka, как единственный среди нас копирайтер. Большую часть картинок мы взяли со старых конкурсов, а инфографику с вознаграждениями сделал archy13. Заглавного ролика для кампании у нас не было: не успели подыскать видеодизайнера. Впрочем, у нас остался старый ролик о нашем сообществе и трейлер от сборника: их худо-бедно хватило.
Быть нужным
Ну ладно, потенциальные донаторы увидели вашу рекламу. И даже сумели понять, что именно вы хотите сделать. И даже верят, что вы сможете совершить задуманное. Теперь им остался главный вопрос: почему они должны взять свои деньги — и отдать их вам.
Один вариант — иметь классные вознаграждения. Желательно, уникальные: каких не купишь на рынке и не закажешь на eBay. Если вы, например, скидываетесь на бумажный тираж вашей книги — это оно и есть. Если вы хотите заказать партию кожаных кошельков уникальной конструкции — это тоже оно. Сгодится что угодно, лишь бы товар был нужен не только вам.
Другой вариант — когда людям нужен сам ваш проект. Они должны верить, что если вы получите их денежки, то это сделает их мир хоть на полкопейки лучше, веселее и добрее. Обратите внимание: не ваш мир, а именно их. Если вы хотите открыть авторемонтную мастерскую у себя в гараже, то денег вам не дадут. А вот если вы хотите открыть, например, клуб юных техников, да ещё и обозвав его модным словом «хакспейс» — это как раз для вас.
В нашем случае, конечно, был последний вариант. Наших донаторов радовало само существование нашей лавочки. И они были готовы ей помочь. Такое доверие, правда, приходится отрабатывать, но мы стараемся как умеем. ^_^
Что ещё стоит учесть?
Похожие проекты. Если вы придёте к аудитории, где месяц назад уже собирали денег на похожий проект, то ваши сборы будут невелики: те люди, что могли бы вас поддержать, уже потратили те деньги, которые готовы были выкроить на донаторство. Тут лучше подождать пару месяцев, иначе сборы упадут в разы.
Выбор минимальной суммы. Мы в своё время исходили из того, что чем меньше, тем лучше. Но вы можете выставить «лестницу»: что будет, если вы соберёте не 100 000, а 200 000, 300 000, и так далее, до любых разумных границ. Мы в своё время так далеко не загадывали: боялись сглазить.
P.S. И да, если у вас есть опыт сбора средств (как удачный, так и, особенно, неудачный) — мы будем очень рады, если вы поделитесь им в комментах. Как-никак, этот сбор средств у нас не последний. = )
- СССР-2061
- Автор проекта