Москва
Публицистика

Выберите вознаграждение

О чём этот проект?

Эта книга, в первую очередь, для вас, родители. А ещё для специалистов в сфере образования (хотя для многих в ней, пожалуй, не найдется ничего нового). И конечно – для ребят, для тех, кто побывал в моём Международном детском научном ИТворческом лагереЮНИО-Р, и для тех, кто, возможно, когда-то туда поедет. И ещё для тех родителей, кто не определился, куда отправить своего ребёнка на каникулы. Лагерей с «интеллектуальной начинкой» сейчас стало много, но таких, что с 20-летним стажем я не знаю.

Мой более чем 30- летний (до ЮНИО-Ра у меня было ещё 10 лет работы по организации летнего отдыха в других форматах) опыт общения с детьми и придумывания с ними «другой» жизни, во многом отличной от обычной – в семье, в школе, в студиях и секциях – невозможно оставить не зафиксированным и не переданным. Не то, чтобы я хочу всех осчастливить какими-то «тайными знаниями» о том, как мотивировать детей к познанию, к чтению, к творчеству. Я просто делюсь пережитым и накопленным. Может быть, все это пригодится именно вам?

Кто я?

Я, Юрий Горвиц, по первому образованию «прикладной» математик и программист, постепенно увлёкся применением информационных технологий в сфере образования. Я участвовал в создании одного из первых в СССР компьютерных классов на советских «персоналках» (1982 г.), в организации одного из первых коммерческих компьютерных центров (1988 г.), инициировал создание первого в стране «компьютерного детского сада» (1986 г.), а затем и разработку комплекса «Развивающих компьютерных игр» в системе КИД/Малыш, внедрённого в нескольких тысячах дошкольных учреждений страны (1988 – 1998 гг.). Сейчас об этом мало кто знает и вспоминает.

Со временем мне стало неинтересно просто остроумно и экономично писать код, меня начал занимать вопрос – зачем? Я с головой окунулся в теоретические и практические изыскания, защитил диссертацию и стал кандидатом психологических наук. Спустя время, я стал Лауреатом премии Правительства РФ в сфере образования – за работы с детьми с особыми потребностями.

Так еще в 80-х годах прошлого века могучим ответвлением от основного «ствола» моего жизненного дерева стала поступательно развивающаяся работа по организации творческих летних детских лагерей и школ. Только так я уже больше 30 лет провожу свой отпуск.

Что такое ЮНИО-Р?

Слово «лагерь» мне всегда не нравилось . Сами понимаете, почему. Но родители привыкли. А ЮНИО-Р – это больше чем лагерь, это особый мир, особая неповторимая атмосфера. Многие родители, «получив» отдохнувшее в ЮНИО-Ре чадо, спрашивают меня: «Что вы там сделали с моим сыном (с дочкой)? Вы его развернули на 180 градусов! Он стал таким общительным, открытым, всё время хочет что-то узнать, понять. Просит перевести его в школу NNN! Поможете?»

Почему многие выросшие в ЮНИО-Ре ребята стали там вожатыми, а потом и экспертами? А некоторые стали экспертами-профессионалами в настоящей жизни?

Что такого заложили в них мы, руководители и «преподы», что многие возвращаются в лагерь из года в год? А со многими мы дружим всю последующую жизнь, да и не только с ними, а и с их родителями?


В чём цель этого проекта?

Мне хотелось сделать эту книгу полезной для разных людей, но невозможно вместить в неё и историю лагеря, и все смешные и не очень эпизоды из нашей жизни, и характеристики ярких, замечательных и прекрасных людей, которые вместе со мной все эти годы создавали юниорский мир. А поскольку лагерь «авторский», то надо было и о себе упомянуть, объяснить, как мне такое в голову взбрело: сделать из хобби самую счастливую работу, да ещё и параллельно с основной деятельностью. А ведь мне довелось быть сотрудником в двух ведущих мировых ИТ-компаниях (разумеется, не одновременно).

Благодаря моим деловым связям ЮНИО-Р наполнялся замечательными детьми – в первую очередь детьми друзей и друзьями детей, детьми коллег и их друзьями. В результате развивались и укреплялись мои неформальные отношения с очень и не очень известными представителями бизнеса, образования, науки и культуры, словом, из разных областей нашей жизни.

За 20 лет существования ЮНИО-Ра (хотя, признаюсь, у меня не было никакого «долгосрочного плана»), я превратился в эдакого «любителя-консультанта», дающего бесплатные советы по поводу дальнейшего жизненного пути (ни больше, ни меньше!) тем и тогда, кому и когда это необходимо. Так почему бы такой опыт не описать?

Я публиковался в различных СМИ, давал интервью на радио, на телевидении и в Интернете, выступал на различных конференциях и форумах разного уровня – от региональных до международных в десятках городов России и мира. И везде к содержанию и организации моего лагеря возникал искренний интерес, завязывались содержательные беседы, меня непременно просили продемонстрировать какие-нибудь детские работы.

Тем временем, ни у меня лично, ни у ЮНИО-Ра никогда не было потребности «высунуться» и продемонстрировать себя на каких-то специализированных «мероприятиях». Мы тихо и спокойно делали своё дело, придумывали новые форматы работы с детьми, новые «активности», привлекали новых профессионалов.

Главное, что ЮНИО-Р – РЕАЛЬНЫЙ и УСТОЙЧИВЫЙ проект! Какой ещё лагерь (не считая государственных, таких, как «Артек» или «Орлёнок») может похвастаться столь солидным стажем?


Очень важно, что вокруг лагеря сформировалось сообщество (как сейчас модно говорить – «коммьюнити») друзей-единомышленников, которые продолжают общаться друг с другом и со мной, с моими коллегами и друзьями, продвигая и реализуя совместно свои собственные идеи. И корни этого сообщества – в детстве, в ЮНИО-Ре!

Материал для этой книги накапливался годами, ещё лет 10 назад я начал писать «наброски», вспоминать отдельные эпизоды. И вот, кажется, настал момент «взрыва»: в работу включились сразу несколько моих юниорцев (уже выросших, студентов), и я нашёл замечательного редактора, который вместе с друзьями-издателями занялся подготовкой книги к печати. Похоже, что сегодня мы, если не на финише, то выбегаем из поворота на финишную прямую.

Мы хотим собрать значительную сумму, которая позволит издать эту книгу «приличным» тиражом. Я уверен, что её захотят приобрести несколько тысяч юниорцев, нынешних и выпускников, а ещё многие родители и специалисты в сфере образования (которые тоже родители). Одни – чтобы вспомнить и ещё раз «прожить ту свою яркую жизнь», другие – чтобы познакомиться с нашей темой, окунуться в нее и понять, как можно договариваться с детьми и подростками, чем заниматься с ними, и, конечно, найти ответ на вопрос: «почему они непрерывно пялятся в гаджеты и что с этим делать».

В книге я попытался дать развёрнутые ответ на многие взрослые вопросы о детях. Надеюсь, вам, читателям, это будет интересно, а может быть и полезно.

Поддержите нас – не пожалеете!