Короткометражный фильм "Крапива"
Москва
Короткометражные фильмы

Выберите вознаграждение

Здравствуйте! Меня зовут Соня Солдина, я учусь на 4 курсе продюсерского факультета Школы-Студии МХАТ на курсе Андрея Михайловича Воробьева (директора театра Мастерская Петра Фоменко). Фильм, о котором я хочу вам рассказать, — моя дипломная работа.

Довольно давно я загорелась идеей снять фильм. Моя мама продюсер — и с детства погружение в творческо-производственный процесс затягивал и увлекал меня. Вместе с моим другом Вовой мы начали искать подходящий сюжет. В наших разговорах и мыслях постепенно вырисовывался образ мальчика, встречающего свою бабушку. Но, как и умногих, все перечеркнула пандемия. Сегодня мы с новыми силами взялись переделывать и дорабатывать сюжет, чтобы придать ему более глубокое и личное звучание. И вот что у нас получилось:

Сюжет

Мальчик и его мама приезжают на дачу к бабушке, где та прожила много лет. Год, как ее не стало. Дом опустел, стал безлюдным и покинутым. Лето семья хочет провести здесь, обживая это место заново.

Не зная, чем себя занять, Миша сидит на крыльце и задумчиво играет в мячик. Неожиданно в лесу начинает проглядываться огонек, будто зазывая мальчика к себе. Этот маленький мерцающий, танцующий свет завораживает Мишу — и тот убегает за ним. Уходя все дальше и дальше, герой попадает в глубь леса и теряется. Бредя по лесу в сумерках, он вдруг видит полосы света между деревьями. Мальчик выбегает на открытую лесную поляну, где яркое солнце стоит в зените. Лучи света пронизывают и поражают Мишу своей красотой, он неотрывно вглядывается, рассматривая каждый отблеск. Это длится долго, но тут до Миши доносится шум реки где-то неподалеку — и он выходит с опушки к склону берега. У берега виднеется силуэт женщины — она обо что-то спотыкается и садится отстирывать кончик платья. Мальчик осторожно приближается к женщине. Та спокойно поворачивается к нему и зовет его к себе. Миша подбегает к своей бабушке, не понимая, как она тут оказалась. Не желая терять ни единой минуты встречи, бабушка довольно просто объясняет свое появление и начинает учить Мишу игре в «блинчики» — они бросают в реку камни с отскоком. Испуг постепенно уходит, бабушка целует внука в лоб и предлагает отвести его обратно домой.

В лесу они начинают играть в прятки. Эта игра становится своеобразной кульминацией фильма. Мальчик то теряет, то снова находит бабушку. Мерцание их фигур среди деревьев похоже на мгновения воспоминаний о близких, которые то покидают и оставляют нас в одиночестве, то снова настигают и делают по-настоящему счастливыми. Бабушка исчезает из вида и кажется, что ее нет, но в следующую секунду она обязательно выглянет из-за ближайшей березы и крепко обнимет.

Сказка

Первоначальный вариант фильма был гораздо более сказочным. Но нам показалось, что сюжет обладает куда большим потенциалом: в нем можно исследовать природу человеческого опыта и само устройство кино.

Сказка в нашем фильме осталась только в качестве схемы. Мы взяли от нее базовую сюжетную структуру и символические образы (лес, солнце, река), которые в контексте истории обретают свое первозданное фольклорное звучание.

Память

Встреча мальчика с бабушкой только на первый взгляд кажется сказочной. На самом же деле это вполне реальный опыт, который постоянно ускользает от нас (или же мы сами сознательно его вытесняем). Бабушка занимала определенное место в жизни героя, и она никуда не исчезла — в этом и заключается ключ к пониманию истории.

Бабушка, являя себя в настоящем, дает основу для становления чьего-то будущего. Окружающий мир же только подталкивает мальчика к осознанию этого. Именно поэтому бабушка встречается с Мишей, а не с его мамой. Мама гонит болезненные воспоминания, хочет перешагнуть через них. Миша же инстинктивно движется к ним навстречу. Память — работающая как связь человека с тем, что было в его жизни, как внутренняя сопряженность души со всем, что ее создавало — становится главной темой фильма.

Кино

Такая наглядная встреча бабушки и внука может быть воплощена при помощи кино. Но здесь мы сталкиваемся с двойственностью. С одной стороны, все происходящее можно воспринимать как сказку и волшебство. Но почему мы воспринимаем это как сказку? Ведь это происходит прямо на наших глазах. А значит, мы не можем сомневаться в реальности происходящего. Герои существуют на экране. Самое важное, что они существуют и будут существовать каждый раз, когда мы будем соприкасаться с фильмом. Самоочевидность их бытия и неизменное хождение по кругу представляются еще одним уровнем фильма, который тесно связан с остальными темами. Зритель лишь попадает на один из витков этого пути и проходит в нескольких шагах от бытия героев. Поймать это мгновение — одна из определяющих задач фильма, поскольку именно в эту секунду удивления открывается то большее, что, на первый взгляд, сокрыто за примитивными вещами.

Команда

На диаграмме показано, как будут распределяться пожертвования:


Мы выражаем огромную благодарность и приложим все силы, чтобы оправдать Ваше доверие. Поддерживая и покупая вознаграждения, Вы помогаете реализовать наш проект и осуществить задуманное. Спасибо!