Санкт-Петербург
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение

ОТ ПЕРСОНАЖА К ЧИТАТЕЛЮ

Мы живём в мире их идей и совершенно не знаем их имён, мы не подозреваем, что являемся персонажами их книг, впрочем, так и полагается персонажам. Но иногда, благодаря капризу некоего издателя, срывается пелена неведения, и глазам открывается ужас положения, сменяемый восторгом существования. Так персонаж становится читателем.

Мы - этот взбаламошный издатель, который взялся за издание работ европейских натурфилософов, мастеров демонологической юриспруденции и смелых в своих предположениях антропологов. В этой серии у нас уже вышли и стали библиографической редкостью "Матриархат" Бахофена и "Демономания колдунов" Жана Бодена.

Сейчас мы собираем средства на печать книги "Экспериментальная физиология" Атанасия Кирхера. Перевод и макет книги уже завершён. Если собранных средств окажется больше заявленной суммы, мы увеличим тираж.

Но... почему Кирхер?

УМБЕРТО ЭКО: ПОЧЕМУ КИРХЕР?

«- ...я читал курс лекций о поисках совершенного языка и посвятил одно из занятий Атанасиусу Кирхеру и его толкованию иероглифов. В этот день служащий университета сказал мне: «Господин профессор, будьте осторожны. В зале собрались все египтологи Сорбонны, они сидят в первом ряду». Я решил, что пропал. Я был осторожен, не стал высказываться по поводу иероглифов, а изложил лишь позицию Кирхера. И тогда я понял, что египтологи никогда не занимались Кирхером (о котором они слышали только как о сумасшедшем). Они здорово повеселились.

(Кошачье фортепьяно Атанасиуса Кирхера)

(Кошачье фортепьяно Атанасиуса Кирхера)

Нельзя не упомянуть и о его восхитительном «Ars magna lucis et umbrae», где содержится первое изображение глаза, глядящего на движущиеся картинки сквозь вращающийся диск: это делает Кирхера изобретателем кино — на чисто теоретическом уровне. Впрочем, говорят, что именно он ввел в европейский обиход волшебный фонарь. Это значит, что он оказал влияние на все области знания своего времени. Кирхер, можно сказать, был своего рода ранним Интернетом, то есть он знал все, что только можно знать, и эти знания на 50 % были истинными и на 50 % ложными либо фантазийными: пропорция, вероятно, близкая к тому, что мы сегодня можем почерпнуть с наших мониторов. Добавим (и за это мы его тоже любим), что он придумал кошачий оркестр (когда котов тянут за хвосты) и машину для чистки вулканов. Он заставлял целую армию иезуитов спускать его в огромной корзине в гущу дыма, поднимающегося из Везувия.

Но коллекционеры гоняются за Кирхером прежде всего потому, что его книги необыкновенно красивы».

СЛОВО ПЕРЕВОДЧИКА:

Иезуит Атанасиус Кирхер (1602 – 1680) – фигура в высшей степени парадоксальная. Этот полимат, живший в эпоху заката ренессансной науки, был, пожалуй, самым известным и популярным учёным XVII в., но почти сразу же после смерти имя его оказалось забыто. Впоследствии среди историков науки он заслужил репутацию человека, «который знал всё… и во всём ошибался».

Вслед за григорианской реформой календаря Клавиуса, Кирхер организует собственную, не менее масштабную по замыслу, картографическую реформу; его попытка дешифровки египетского иероглифического письма, пусть и неудачная, была крупнейшей европейской египтологической работой вплоть до исследований Шампольона; очевидно, что именно у иезуита Ньютон почерпнул основы своей корпускулярной теории света; многие современники считали, что представления о магнетизме Декарта – лишь повторение за учением Кирхера; отец Атанасиус описал десятки построенных им самим разнообразных и часто причудливых механизмов, вплоть до прообраза проектора, называемого им «волшебным фонарём».

Помимо вышеперечисленного, химия, пиротехника, геология, сейсмология, метеорология, астрономия, биология, семиотика, лингвистика, комбинаторика, математика – вот отнюдь не полный перечень научных интересов Кирхера.

В труде «Экспериментальная физиология Кирхера» некоторые разрозненные элементы его естественнонаучной доктрины (пусть и малая их часть) структурируются и дополняются направляющими мысль читателя комментариями Иоганна Кестлера, его ученика, что упростит понимание настоящего труда (который станет первым переводом работы Кирхера на русский язык вообще) современным читателем, но дополнения эти, что важно, сделаны человеком, обитавшим в интеллектуальном времени и мире Кирхера, или, лучше сказать, в его театре. И многочисленные ошибки «легковерного» иезуита лишь отчётливее демонстрируют тот сложный, извилистый и тернистый путь, который проделала наука от Ренессанса до научной революции, провозгласившей приход эпохи Просвещения.

P/S

Мы издаём бумажные книги. Для тех, у кого аллергия на кремний