Замечательная команда педагогов и методистов дошкольных учреждений Абакана написали методические рекомендации по использованию моей авторской книги-методики «Ши по пути к себе» для развития детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации эти могут пригодиться как педагогам, так и родителям. Читайте, пользуйтесь и пишите, пожалуйста, ваши комментарии и вопросы к рекомендациям! Они будут еще дорабатываться и улучшаться! А нам очень интересно ваше мнение и обратная связь!
"Для детей старшего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.
План знакомства с книгой «Ши по пути к себе»
1. Знакомство с книгой. Собственно чтение. (Воспитатель+ ребенок+ родитель).
2. Апробирование данной методики на своей семье, своём ребенке в семье
3.Личное знакомство с писателем на открытом мероприятии в МБДОУ
4.
Собственное сочинение экологических
сказок и историй «Встреча первая. В
лесу» (6 участников).
5. Презентация рисунков на тему «Моя Ши», «Путешествие и встречи в экологическом лесу» (21 рисунок, выставка в детском саду, в МФЦ, в соц.сетях ).
6. Презентация Слайд - фото «Шиншиллы – они такие разные…»
7. Погружение в чтение книги других семей
8. Организация образовательной деятельности в группах детского сада с детьми 5-7 лет: «Лесовичок», «Ромашка», «Колобок», «Стрекоза», «Улыбка», «Сказка».
Для оптимальной дифференцированной деятельности взрослого и непосредственного партнера детей, организация работы включает в себя 2 основных блока:
- Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Формы партнёрской деятельности взрослого с детьми, предполагаемые:
- Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своём темпе).
В этой книге нам понравилась идея, что ребёнку предлагают представить себя в образе лесного животного. Дети с большой увлеченностью активно принимались за работу. Очень много интересных работ получилось!!! Каждая работа – УНИКАЛЬНА! В ней своя душа и история. Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным человеком.
Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению художественной литературы детей и их родителей, так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры, просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
Книга «Ши по пути к себе» развивает в детях речь, мышление, логику, творческие способности, воображение, в процессе занятий по книге улучшается наблюдательность и внимание.
В системе самовоспитания и саморазвития детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Эта книга – готовый материал для работы по проектной деятельности с дошкольниками (детские, семейные, педагогические проекты – исследовательские, познавательные, экологические и творческие). Очень интересные и научные сведения, представленные здесь. А курсивом прописаны вопросы к размышлению дошкольников, что является изюминкой! (Это своего рода домашнее задание, где ребенок совместно со взрослым должен найти интересующий материал из разных источников, и потом рассказать детям в группе, принять участие в коллективном творчестве, проявляя при этом свою индивидуальность). О чем и свидетельствуют получившиеся детские и взрослые рассказы про шиншиллу, волшебные истории экологического леса, рисунки.
При работе с книгой мы приходим к следующим достижениям:
• Дети становятся более активными, роль взрослого вторична, он помощник, а не наставник.
• Ребенок сам себе учитель, он имеет полную свободу выбора.
• Дети принимают самостоятельные решения.
• Ребенка нужно заинтересовать, развиваться он будет сам.
• Полноценное саморазвитие – это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
• Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, все это стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, которая организуется нашими педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка мы создаем специальную предметно- развивающую среду, в которой он живет и учится. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Мы рассчитываем, что благодаря этой методики дети познакомятся с художественно-экологическим описанием жизни, получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь. И сами будут принимать участие в сюжете книги, путем включения собственных придуманных ситуаций, героев экологического леса.
Надеемся, что эта книга поможет и воспитателям, и родителям воспитывать счастливых, творческих, реализованных, успешных и добрых детей, любящих этот удивительный и прекрасный мир, наполненный яркими красками!
Авторы методических рекомендаций:
заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «ЦРР – детский сад «Светлячок» города Абакана - Васильченко Наталья Рудольфовна, воспитатель первой категории подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Лесовичок» - Шинкарева Ольга Викторовна, воспитатель первой категории подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Ромашка» - Костылева Елена Ивановна
- Елена Андрианова
- Автор проекта
Комментарии