ВЛАД ЛИСТЬЕВ. БЫЛ ИЛИ НЕ БЫЛ?
Москва
Документальные фильмы

Выберите вознаграждение

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Мы сейчас с Ларисой Кривцовой работаем над «другим» фильмом о Владе Листьеве.

Задача – дать слово тем спикерам, которых, как правило, не привечают на современном ТВ. Показать зрителям не гламуризованный образ перестроечной теле-легенды, а подлинного, живого Листьева, со всеми его достоинствами & недостатками, что не укладываются в Прокруство ложе «залитованных» представлений о самом Владе и, главное, – представлений о контексте его головокружительного взлета.

То есть мы хотим создать альтернативную версию его карьеры, не погружаясь в криминальные аспекты гибели: следствие – вне рамок нашей компетенции; это не журналистское расследование, но попытка восстановить истину.

Согласно мифу – 1 марта 1995 года убили телеведущего, который хотел запретить рекламу на Первом канале и если бы не те выстрелы, российское ТВ было бы ныне другим.

На самом деле:

а) застрелили не журналиста, а бизнесмена;

б) решение о временном моратории на рекламу принял тандем Бадри Патаркацишвили + Борис Березовский;

в) Листьев еще в самом начале 90-х обозначил те вектора, по которым, собственно, и развивается по сию пору ТВ-индустрия в России; его заветы воплощены в жизнь – телевидение развлекает и отвлекает...

В этом смысле, кстати, любопытно узнать, что помнят и думают о Владе нынешние мега-звезды, бесконечно далекие и от политики, и от истории ТВ-отрасли, такие как Ксения Бородина.

ИСТОРИЯ ПРОЕКТА

Ну, собственно, была идея сделать ленту к 1 марта 2015 года, 20-летней годовщине расстрела легендарного телевизионщика.

Однако в разгар нашей работы год назад произошло то, что произошло. Грянул кризис, заявления собянинского министра Сергея Капкова о том, что «доллар в январе будет стоить 100 рублей, а темой для общественных дискуссий станут рецепты по маринованию собак и кошек» поставили крест на многих стартапах и весь отснятый нами материал был законсервирован.

Так вот, сейчас мы решили вернутся к этой идее, поскольку в мае 2016 Владу – 60.

Заодно я планирую выпустить еще одну книгу о «Взгляде» на собранном материале.

Или – только книгу, если средств на завершение работы над лентой соберем недостаточно.

То есть масштаб работы – пропорционален интересу к фигуре ВЛ в нашей блогосфере: интересует его реальная биография, соберем деньги – фильм будет.

Помнят ли его? Листьев не брендировался: усы, очки, подтяжки à la Ларри Кинг… все его подлинные начинания и ТВ-подвиги остались за кадром, увы. Существует в «ВКонтакте» три небольших открытых группы Влад Листьев («20 лет без гения», 1 191 участник на момент запуска данного проекта; «Влад Листьев», 103 участника; «Влад Листьев мы помним», 67 участников).

У того же Игоря Талькова, который конфликтовал с Владом – этих групп десятки и количество участников измеряется пятизначными числами. Хотя вклад в реформирование шоу-бизнеса совершенно разный – Влад, конечно, повлиял на тенденции развития данной сферы куда значительней, чем его ровесник-оппонент.

Я, впрочем, рассчитываю, что книгу выпустить мы сможем. А вот с кино – как получится, зависит от собранной суммы (см. Раздел ПРОГНОЗЫ ПРОЕКТА).

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА

Владислав Листьев хорошо известен как телеведущий. В период с 1996 по 2010 годы о нем снято более полудюжины фильмов, каждый из которых был приурочен к той или иной годовщине убийства.

Но сегодня настало время совершенно другого кино – кино, которое будет в стороне от политики и которое не станет препарировать различные версии трагедии.

Листьев – не только человек-легенда, трагически погибший в середине девяностых. Он = дитя своей эпохи, ставший фактически первой постсоветской телезвездой. (Интересно, что многие причисляли Владислава к «золотой молодежи», хотя – в отличие от других соведущих культового «Взгляда» – Листьев не мог похвастаться номенклатурными предками, он был простого, «пролетарского» происхождения).

На материале жизни Владислава Листьева можно увидеть, как развивалось наше телевидение и как это развитие резонировало с историей нашей страны. Первоначально идея фильма заключалась в том, чтобы эту историю воспринимать глазами детей легенды: его сына Александра и дочери Валерии, которая никогда не видела отца (я с ней познакомился на съемках выпуска "Битвы экстрасенсов", посвященного убийству Влада).

Но затем мы отказались от этой идеи.

Решили сделать картину жестче.

Разговоры и встречи сняты в стиле «синема верите» – наблюдение за реальными и искусственно провоцируемыми ситуациями. Герои фильма будут говорить преимущественно о том, что действительно может заинтересовать дочь Листьева и ее ровесников. Это поможет молодым зрителям понять, каким человеком был Влад, в каком контексте жил и работал.

В фильме будет много хроники, home video. Собрано много архивных документов.

«Взглядовские» сюжеты тоже войдут, но, в отличие от других фильмов, мы уделим им не очень много экранного времени: в поствзглядовскую пятилетку отношения со «взглядовцами» у Листьева были напряженные – они перессорились, как, собственно, и положено "битлам перестройки".

Предполагаются интервью не только с родными, но и с теми из ТВ- соратников, кто редко появляется на экранах последние лет десять (как "ТВ-диссидент" Владимир Мукусев).

В дежурный набор спикеров в фильмах о Листьеве входят товарищи Влада, которых он привел на «ящик» и с кем достаточно тесно общался в последний период своей жизни. Лидировала, конечно же, вдова Альбина Владимировна Назимова, которая сыграла роль Пигмалиона: «Влад Листьев» стал ее самым впечатляющим проектом и без нее Владислав Николаевич не стал бы тем, кем стал. Возможно, спился бы. А может быть – остался жив.

Это и есть линейка людей, сформировавших в определенной степени и самого «битла перестройки №1» и его посмертный имидж.

Но! Здесь несколько «но» по каждой категории.

Константин Эрнст, пожалуй единственный, кто действительно разделял взгляды Влада на телевидение и творчески дружил с ним. Именно он завершил переформатирование нашего ТВ, что на самом деле и было задумано им вместе с Листьевым в конце 1994 года.

Кстати сказать, его персональный профессиональный взлет особого отношения к дружбе с предшественником не имел.

А вот с тем же Любимовым Влад в последние годы просто не разговаривал: они находились в жестких конкурентных (если не сказать неприятельских) взаимоотношениях. Что касается Захарова, то он даже не пожелал вписаться в амбициозный листьевский ВИD.

Конечно, в фильм войдут интервью с людьми, которые ассоциируются у большинства зрителей с именем Листьева (Леонид Якубович , Леонид Ярмольник, etc.).

Но выскажутся и те, кто тоже был дружен с Владом, но никогда ранее не делился своими воспоминаниями (Никас Сафронов, Александр Малинин, etc.).
Кроме того, интересно было бы узнать мнения именитых блогеров; ведь ВЛ ушел из жизни до наступления сетевой эпохи. Любопытно выслушать приговор таких законодателей социальных сетей как Сергей Дягилев, Антон Носик, Дмитрий "Гоблин" Пучков, etc. И диагноз звезд Facebook'а, имеющих отношение к сфере шоу-биза, где в начале 90-х тренсеттером был Влад (таких как Евгений Фридлянд).

Еще. Впервые на экране будут озвучены претензии к Владу со стороны его экс-соратников. Кто прав, кому верить – решать будет зритель.

Будет представлена и авторская версия мотивов убийства, которая кардинально отличается от официальных.

ГЕРОЙ ПРОЕКТА

Как все трагически и до срока угасшие звезды, Владислав Листьев – фигура мифологизированная. Все документальные фильмы, снятые после гибели ВЛ, иконизируют исключительно ТВ-сущность легенды. Аудитории он известен прежде всего как блистательный телеведущий, однако это всего лишь одна ипостась «битла перестройки».

Был он и великолепным шоу-меном, виртуозно владевшим искусством конферанса (недаром Марк Рудинштейн пригласил его на премьерный «Кинотавр» в качестве модератора фестивальных мероприятий).

Был и самым продуктивным + эффективным телепродюсером, трендсеттером начала 90-х, когда формировались шаблоны современной медиа-отрасли; чего стоят хотя бы его неожиданные и сенсационные порой кадровые решения. Например, я лишь в декабре 2015 года узнал, беседуя с Андреем Генриховичем Григорьевым-Апполоновым, что Листьев пытался рекрутировать его на место… ведущего «Поля чудес»!

Я подозревал, конечно, что Влад пытался соскочить с места рядом с барабаном (отчасти клоунского), который был сделан его же собственными руками, но то, что до Якубовича он пытался затащить на кастинг «Рыжего» – не знал. Думаю, это было бы совсем иное «капитал-шоу». И Андрей с его темпераментом не смог бы продержаться в эфире те два тысячелетия, которые тянет «Аркадич», как будто бы рожденный для фразы «Есть такая буква в этом слове».

Есть такие люди в нашем шоу-бизнесе. И каждый, похоже, на своем месте. Ну да ладно.

И бизнесменом Владислав тоже был.

Дело в том, что биографы игнорируют самую роковую составляющую образа ВЛ.

1 марта 1995 года застрелили не известного журналиста, но коммерсанта, потерявшего столь необходимое в эпоху «лихого десятилетия» чутье.

И поэтому эти биографы не дают слова тем соратникам Листьева, которые не только недолюбливали удачливого конкурента, но порой и люто ненавидели экс-товарища. И без их оценок (субъективных, как и почти все мнения «человеков») лик Влада рисуется в монохроме. А ведь он был ярким и многоцветным персонажем. Неоднозначным.

Сейчас его биография выхолощена и это закономерно: вдова и бывшие сподвижники вполне резонно считают, что икона должна быть хрестоматийной. Однако Листьев был, условно говоря, шире, чем отрисованный образ.

Сперва "первая тройка" (Захаров/Листьев/Любимов) конкурировала с ветеранами (Мукусев + Политковский)...

...а после 1990 года Листьев вошел в клинч с тандемом Демидов/Любимов.

КНИГИ ПРОЕКТА

В свое время я взялся за мемуары о «Взгляде» без особого энтузиазма, рассчитывая всего лишь на ТВ-профи, которым интересна история самой рейтинговой передачи нашего телевидения.

Однако, к моему удивлению, мемуаризмы под названием «Битлы перестройки» выдержали не одно издание и были замечены вне «останкинской» тусовки.

Даже далекий от той эпохи и описываемых персон Отар Кушанашвили высказался, не говоря уже о таких мэтрах как Михаил Леонтьев и Андрей Добров.

Я полагал, что нынешнее время форматов и медиа-потрясений нивелировало масштаб того, что я называю TVlution (ТВлюцией).

Потому что даже мои студенты, знающие, конечно, кто такой Листьев, любопытства особого к вехам его биографии не проявляют (речь о слушателях МИРТ "Останкино", где, кстати, давно & успешно преподает и заслуженный соратник Влада Александр Политковский).

Всем интересен прежде всего заказчик и мотив убийства. Но ведь первый глава ОРТ больше, чем его смерть. Он реально формировал ландшафт российского ТВ.

Влад Листьев.

Любимец публики.

Герой тусовки.

Мегапрофи.

Как продюсер он состоялся, как шоумен был номер один в стране, спору нет.

Однако Влад переоценил свои возможности. Уверовал в негласное звание всесоюзного кумира, не сумел уберечь свою жизнь. Потеряв пульс времени, утратил собственный. И наше ТВ лишилось самого перспективного на тот момент вождя. Любимого и талантливого.

Если бы детство было светлее, если бы Владислав не желал взять реванш за горькие лишения, которые достались ему на старте, не финишировал бы он так кроваво. Впрочем, тогда бы не стал теле-легендой. А стал – по праву. Праву лучшего.

В нашей (с Ларисой Кривцовой) работе одни и те же факты будут по-разному восприняты читателями. Для меня это очевидно. Все оч непросто. Ведь всем нам тогда и с бандитами приходилось дела иметь. Об этом не любят вспоминать.

Меня, после публикации "взглядовских" мемуаров, коллеги окрестили "спутником-шпионом".

Ну да. Так и есть. Я уверен, что в своих работах никого не идеализирую. И Владислава Николаевича Листьева – в том числе.

Был Влад непростым. Был, как это ни странно, чужим для своих партнеров-взглядовцев. Но! Но остался своим для миллионов зрителей.

Был честным по отношению к тем, кого числил близким, однако, как и любой бизнесмен начала 90-х играл по жестким правилам, которые не вписываются в нормы УК.

Есть такая суфийская притча XII века, авторство которой приписывают Хакиму Санаи Газневи. Про трех самоуверенных слепцов и боевого слона. Под стенами города слепых встал лагерем владыка со своим войском, в арсенале которого было невиданное животное. Горожане послали экспертов на инспекцию диковины. Вернувшись, троица доложила о своих впечатлениях.

Первый, который оттактилил ухо гигантского млекопитающего, доложил, что слон есть нечто ковроподобное и шершавое. Ощупавший хобот возражал:

– Слон есть гибкая мускулистая труба, страшная и разрушительная.

– Нет, слон это твердая колонна, — полемизировал третий, исследовавший ногу.

«Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта» – резюмировал Хаким.

Замечу, что все трое слепцов были искренны. И не пытались манипулировать согражданами. Что, впрочем, на результате не сказалось.

Так и трое вспоминающих об одном и том же герое, рисуют разные картинки. И при этом еще и потребитель мемуаристики видит лишь то, что считает нужным. Удивительно, но порой даже объекты публикаций умудряются замечать только хобот. Или хвост. Или еще что-нибудь. Игнорируя картину в целом.

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Короче. Для завершения работы над фильмом нам надо собрать полтора миллиона.

Если удастся собрать два, будет возможность заказать анимацию у Димы Мишенина, что-то вроде того, что он делал для проекта "Игла. Remix".

Если будет 2,5 миллиона, то на основе собранных синхронов успею выпустить аудио-версию книги с эксклюзивными рисунками, нарисованными для буклета и DVD-приложением.

В заключение считаю нужным заметить,что книга «ВЛАД ЛИСТЬЕВ. БЫЛ ИЛИ НЕ БЫЛ?» издана будет в превосходном полиграфическом исполнении; там планируется две цветных вкладки с уникальными фото и добротная бумага.

Мои книги на эту тему, оформленные гораздо скромнее и выпущенные несколько лет назад, до сих пор стоят достаточно дорого (от 400 до 1000 рублей) и новая в рознице, предполагаю (с учетом полиграфического качества, объема и складывающейся конъюктуры), будет дороже 2000 рублей.



Ну а если наберется всего 500 тыс., то книгой все дело, увы, и ограничится.

Стало быть пока не время.