Burger v2

Блог BOOMSTARTER

Анти Данилевский. Подготовка к краудфандинг-кампании. Советы от эксперта

Наталья Назаренко · 20 августа · 4 комментария

Многие знают Анти Данилевского по его группе в Facebook - Русские на Kickstarter и как продюсера компьютерных игр. В далеком прошлом Анти (это настоящее имя, не псевдоним) сам являлся автором одного из проектов на Kickstarter, и когда появились отечественные краудфандинг-платформы, его опыт и анализ распространился на российский рынок. 

Анти Данилевский, чье экспертное мнение  в области краудфандинга очень важно для многих, опубликовал статью в своем блоге gamedis.ru о том, что необходимо подготовить перед началом проведения краудфандинг-кампании. Мы публикуем эту статью с разрешения Анти у себя в блоге для наших читателей.


"Если вы не знаете, что такое краудфандинг или Кикстартер, то кратко — это сбор денег на свои проекты на специальных площадках в интернете. Вы делаете проект, размещаете его, люди приходят и дают вам деньги — кто $1, кто $10,000. Подробно о том, что это такое, можно прочитать тут или тут.

Пока наш информационный портал находится в разработке (и неизвестно сколько еще будет находиться в этой стадии), напишу небольшую статейку в своем блоге на эту тему. Игроделам, идущим на Планету, Бумстартер, Индигого или Кикстартер тоже пригодится. Суть статьи проста: какие материалы нужны для того, чтобы кампания прошла нормально и что вообще необходимо, что нужно иметь до того, как вы нажмете кнопку «запустить кампанию!».

Видео

Видео, где есть вы и где вы рассказываете о своем проекте, о своей идее и задумке. Многие считают, что достаточно показать кусок игры, картинки, или анимированную презентацию. Нет, этого недостаточно. Люди, которые готовы поддержать вашу идею деньгами (далее — бекеры), в большинстве своем хотят видеть того, кому они подарят деньги. Именно подарят, потому что все уже знают о том, что это — венчурное приключение, то есть риски ничего не получить, или получить совсем не то что ожидали, очень высоки.

В видео вы должны рассказать о свое идее, своем видении, о том, почему вам нужно дать денег. Тут многие забывают, что деньги дают на идею, на вижен. Нужно максимально раскрыть идею, передать ее людям, заразить идеей людей. Если есть, что показать, то это очень здорово. Если нет, покажите концепты, наброски и другие рисунки, или какой-то рабочий процесс, иллюстрирующий вашу идею и вижен.

Длина видео — 4-5 минут, не больше.

Описание проекта

То же самое, что и видео, но подробнее, для тех, кто захочет вникнуть в детали. Важно, чтобы описание легко читалось и было разбито на разделы/параграфы (стену текста читают гораздо меньшее количество людей, чем параграфы). Можно подать описание проекта как историю, последовательно открывая новые факты. Можно превратить описание вообще в рассказ — рассказы читают с большим удовольствием, чем сухие технические описания. Например, в своей книге  "Будущее за правым полушарием"  Дэниел Пинк рассказывает о том, что однажды в почте ему попалась рекламная открытка агентства недвижимости, которую он чуть было не выбросил. Но на обратной стороне оказалась следующая история (переведено мной, поэтому перевод будет вольным и не дословным):

«Флоренс Скретович и ее муж купили этот восхитительный дом в 1955 году. Они заплатили за него $20,000 и любили каждую его деталь — паркет из цельного дуба, большие окна с витражами, дубовые же окантовки дверей… старый английский камин и сад с прудом. В возрасте 91 года Флоренс переехала в Сады Брайтона, дом престарелых на Дружелюбных Высотах, и сестры Фернандес, их соседи и старые друзья, оказали мне честь продать это сокровище.  Сестры Флоренс позволили нам очистить дом, покрасить его, обновить полы и вымыть окна. 

Пожалуйста, потратьте минутку вашего времени и поприветствуйте Скотта Дрессера и Кристину Константине, новых жильцов этого дома, которые любят этот дом также, как и предыдущие хозяева, и планируют навсегда тут остаться.» 

О чем узнал Дэниел? О том, что есть такое-то рекламное агентство, оно оказывает определенные услуги и может вообще сделать все под ключ. Но вместо надоедливых рекламных слоганов или стандартного текста, он прочитал историю, которая его тронула и которой он захотел поделиться (и даже о которой написал в своей книге). Которую ему было интересно и приятно читать. И посмотрите, что происходит дальше: я, спустя сколько-то лет, рассказываю эту же историю тут, в другой стране и вообще другом пространстве. Это — самая что ни на есть виральная история. Посмотрите проекты, хорошо собирающие на Кикстартере: большинство из них имеет интересные истории, хорошо написанный текст, который интересно читать. Часто это гораздо больше, чем обычное описание проекта.

Награды

И в других статьях, и в нашей группе на Фейсбуке я (и многие другие эксперты по краудфандингу) неоднократно писали: делайте ваши награды интересными! Делайте их такими, чтобы их хотелось получить. Очередная футболка — скучно. А вот по мнению Forbes (не русского, конечно) — ифнографику, которая расскажет о вашей собственной жизни за $6,000 — отлично. Записать ваш трек, сыгранный на пастушьих колокольчиках — тоже интересно. Или придумайте свой вкус для мороженного, который будет назван вашим именем.

Безусловно, награды должны быть связаны с вашим проектом и гармонично в него вписываться. Для игр это (конечно, кроме копии игры или доступа к ней), это особые предметы, уникальные возможности (интересные игрокам) и прочее. В моей кампании игрок заплатил $5,000 за свой, уникальный корабль, созданный по его описанию или даже совместно с ним.

Однако почти в каждой кампании награды такие, что ни одну покупать не хочется. Меня приглашали на много разных проектов и я был бы даже не против что-нибудь там прикупить, но каждый раз мое желание убивалось отсутствием выбора. Скучные, ненужные награды, которые выстраданы и вымучены автором, сражающимся со своей кампанией и суровой девелоперской жизнью. Разве удивительно, что такие проекты не собирают нужную сумму?

Резюмируя о наградах: награды должны быть придуманы до запуска кампании. Они должны быть такими, чтобы автору самому хотелось их все купить. Ценные награды, которые дорогие — возможно уникальные. И желательно придумать их так, чтобы никаким другим способом, кроме как при покупке во время кампании, их нельзя было получить. Все любят эксклюзив, бекеры не исключение.

План обновлений

Во время кампании нужно постоянно поддерживать интерес и внимание тех, кто уже заплатил. Зачем это нужно: чтобы они не забирали деньги (да, так тоже можно); чтобы они продолжали вам помогать, рассказывая о вашем проекте друзьям; чтобы пришедшие на страничку видели движение и жизнь; чтобы журналистам было о чем писать. Каждое обновление — это инфоповод, это инструмент, который ваши помощники, бекеры, могут использовать для того, чтобы вам же помочь.

Я часто вижу кампании, где 1-2 скромных апдейта и все. Когда спрашиваешь, почему так — «не успели». Мое жесткое мнение, заключается в том, что они просто не посчитали это важным и/или просто поленились. Кто-то действительно думал, что можно писать обновления по ходу дела. Нет, нельзя — общение с прессой, бекерами, правки кампании и материалов, внезапные срочные задачи будут возникать по ходу дела. На написание обновлений, тем более интересных, которые могут стрельнуть, времени не будет. Поэтому обновления надо придумать и написать заранее. Если это ИГГ или Кикстартер — то перевести и запруфридить, к тому же.

Сколько нужно обновлений? Одна каждые два-три дня. Если кампания идет 30 дней, то готовьте 15 обновлений.

Пресс-кит

Что сюда входит: пресс-релиз; картинки, которые журналист может вставить в статью; ссылка на видео, которое журналист также сможет вставить в обзор или статью. Нужны все прочие материалы, которые могут пригодиться журналистам во время написания о вас. Как писать пресс-релиз тут рассказывать не буду, скажу только, что грамотный пресс-релиз может написать только знакомый с темой пиарщик. Я бы не советовал писать самостоятельно, можно не учесть такие вещи, как стандартное ограничение по символам/словам, Написание Каждой Буквы Заголовка С Большой Буквы (да-да, все так) и многое другое (Примечание. Это требование действует в США). Такие мелочи показывают журналисту, что пришло письмо не от профессионала и, соответственно, к материалу отношение может быть заведомо негативным.

О скриншотах: их не должно быть слишком много. Нужно выбрать не более 10-15 самых лучших, самых эффектных, и не заваливать журналистов тоннами изображений, в которых он потеряется. Каждый скриншот или изображение должны быть понятно названы и к ним, желательно, приложить пояснительный текст — что есть что.

Заключение

Просто опыт наблюдений десятков проектов: «на авось» не работает. Краудфандинг — явление коллективное, массовое. Если ваша целевая аудитория увидит, что вы халтурили, готовя вашу кампанию, то ваш проект не соберет. Если вам не в радость процесс подготовки, вы устали от своего же проекта, то возьмите отпуск, отдохните и подготовьте кампанию правильно, грамотно и красиво. Вы должен зарядить ее своей энергией, ваша идея должна поражать на вылет — и только тогда ваша кампания будет успешной. Кстати, это ответ на очень популярный вопрос «почему этот кошелек номер миллион собрал $100k, а моя суперигра, которую мы год пилили, всего $1?»

В общем, делайте вашу кампанию с фаном, не бойтесь приключений, легкого хулиганства и веселья. Краудфандинговая кампания — это приключение и для вас, и для тех, кто готов взойти к вам на борт. Если приключение скучное, кривое, плохо сделано, протекает, то никто с вами в путь отправиться не захочет.

Ссылка на статью: http://www.gamedis.ru/?p=358

Рассказать друзьям