Burger v2

Блог BOOMSTARTER

Boom-обзор. Автор проекта, который собрал заявленную сумму на 5-й день сборов, рассказывает о подводных камнях краудфандинга.

Александра Правдухина · 24 октября · 8 комментариев

Владимир Нестеров, автор книги "Люди, принесшие холод", пообещал своим читателям-спонсорам честно и без утайки рассказывать о подводных камнях краудфандинговых сборов. Проект оказался успешным, заявленную сумму собрал на 5-й день, и автор сформулировал дюжину пунктов, которые лучше прочитать перед тем, как запустить свой проект на Boomstarter.ru.

1. Если у вас есть хорошая идея, но нет денег на ее воплощение, лучше всего идти с ней на Бумстартер прямо сейчас. Потому что именно сейчас – самый оптимальный момент. С одной стороны – широкие народные массы начали платить за контент, потребляемый в Сети, с другой – производители этого контента еще не прочухались, и не устроили давку в дверях. Скоро и на Бумстартере творцов станет больше, чем потребителей этого творчества, но пока у вас есть шанс. Обратить на себя внимание на пустыре гораздо легче, чем в толпе.

2. Определитесь с главным вопросом – сколько просить. Чисто технический момент: если вам нужна конкретная сумма, меньше которой – никак, имейте в виду – 5% берет Бумстартер, 5% вычитается за перевод денег, 13% с вас возьмут налогов как с физического лица. То есть реально полученная на руки сумма будет почти на четверть меньше. Второе – сумма должна быть адекватна цели, и в описании обязательно должно быть обоснование – почему вам надо именно сто тысяч, на не тридцать. Аргумент «потому что сто тысяч больше» – не принимается. И имейте в виду – каждая следующая тысяча, конечно же, увеличивает сумму, но понижает ваши шансы в геометрической прогрессии. По опыту Бумстартера, расклад на сегодняшний день примерно такой. Сумму порядка 30 тысяч рублей при выполнении всех условий и ударном труде собрать не то чтобы легко, но не слишком сложно. 100 тысяч – реально. Больше ста – крайне сложно. Собрать полмиллиона и больше – это примерно как потерять жену. Очень тяжело. Практически невозможно.

3. Будьте оригинальным. Как ни странно, но креативных людей среди авторов Бумстартера – каждый первый, а вот оригинальных, не похожих на других проектов – очень и очень мало. Из десяти появляющихся проектов трое стоят с плакатами «скидывайтесь на запись альбома нашей группы», двое просят денег на съемки и досъемки фильмов, еще двое предлагают концерты и спектакли, еще парочка желает издать сборники своих стихов, и только один предлагает что-то выбивающееся из привычного ассортимента. И именно у него – наибольшие шансы.

4. Именно поэтому КРАЙНЕ внимательно отнеситесь к описанию проекта. И имейте в виду – после того, как вы запустите проект, вы уже ни буквы не сможете поменять в описании проекта – это специфика Бумстартера, поэтому еще раз – отнеситесь ПРЕДЕЛЬНО СЕРЬЕЗНО. В описании вы должны всего-навсего убедить незнакомых вам людей, почему они должны отдать вам свои деньги, причем – добровольно и с песнями. Над этим не грех и поработать. Я не буду говорить, что описание должно быть ярким, интригующим, запоминающимся и бросаться в глаза – это по умолчанию. Самое главное – оно должно быть убедительным. Даже если вы просите денег на издание стописятдевятого на этой странице сборника стихов, любой прочитавший должен согласиться – это ОСОБЕННЫЙ сборник стихов. Если вы даже этого не сможете – какой вы, нафиг, танкист? То есть творец.

5. Не забудьте авансом ответить на любимый вопрос спонсоров «А ты кто такой?». Вам придется написать что-то типа автобиографии, так вот, имейте в виду – бывшему депутату Государственной Думы подают охотней, чем никому не известному гению. Кот в мешке – самый неприглядный из всех мимимишных котиков, и покупать его никто не будет. Поэтому если у вас уже есть готовые проекты – обязательно напишите о них, вот, мол, это сделал я – полюбуйтесь и оцените. Если можно выложить какую-то демо-версию того, на что вы собираете, обязательно сделайте это. Не факт, что все увидевшие мгновенно станут вашими истовыми поклонниками, но даже неказистый товар лицом всегда лучше самых заманчивых голословных обещаний.

6. Со всем определились, все графы заполнены, проект запущен. Теперь усвойте главное: краудфандинг - это велосипед, а не мотоцикл. Он сам по себе не едет, педали крутить придется. Если вы не будете ежедневно (это не фигура речи, это именно «каждый день») работать над продвижением своего проекта, он соберет рублей 300. Если очень повезет – рублей 700. Несмотря на всю гениальность вашего замысла и необозримую величину вашего таланта, народ вовсе не ломанется к вам с трудовым рублем. Просто потому, что ничего о вас знать не будет. Поэтому без зажигательных танцев в вашем исполнении, перемежаемых гортанными криками «Дэнгы давай!» никак не обойтись. Если, конечно, ваши имя-фамилию не произносят по телевизору минимум раз в неделю.

7. Усвойте принцип – «приходить надо со своим». Имейте в виду: идти на Бумстартер без собственной уже имеющейся аудитории - это примерно как собираться на базар без денег. Может быть, вам что-нибудь и перепадет, но, скорее всего, не очень много. Чем шире круг ваших поклонников, тем лучше. Надеяться на аудиторию Бумстартера сильно не стоит – это вовсе не место, где специально собрались добрые дяди-тети с тугими кошельками, и деньги им, как герою Шукшина, жгут ляжку. У Бумстартера, безусловно, есть своя аудитория, но она, во-первых, не очень велика, а, во-вторых, подключается обычно только тогда, когда проект уже обратил на себя внимание.

8. Поэтому самое главное и одновременно самое трудное – собрать хотя бы 20% от требуемой суммы. Их вам и должна принести уже имеющаяся аудитория, друзья, приятели, приятели приятелей и прочие родственники и знакомые Кролика. Не поленитесь и напишите всем своим друзьям, однокурсникам, однополчанам, френдам в соцсетях. Не надо кричать «По рублю, гады, по рублю!», просто объясните ситуацию – так, мол, и так, замутил я вот такую штуку, если можете и желаете – поддержите рублем, нет – просто расскажите о проекте у себя. И за то, и за другое буду искренне благодарен. Не хотите ни того, ни другого – ваше право, никаких обид, любой проект не рубль, чтобы всем нравится. И если вы эти 20% соберете – дальше пойдет гораздо легче. Хотя бы потому, что ваш проект одним этим уже будет бросаться в глаза – по статистике, больше 80% проектов, вывешенных на «Бумстартере», так никогда и не пересекают отметку в 10%, больше половины не набирают и двух. Если этому проекту люди уже столько накидали в шапку – значит, эта вещь как минимум стоит того, чтобы кликнуть по описанию. И еще одно важное замечание – нет правил без исключений. Уже имеющаяся аудитория крайне и крайне желательна, но если ее нет – проект на Бумстартере хороший повод ею, наконец, обзавестись, нужно же когда-то начинать. Были примеры, когда хороший проект обзаводился поклонниками прямо на ходу. Но – хороший проект.

9. Если вы понимаете, что с уже имеющейся аудитории нужной суммы вы не соберете, значит, надо добирать дополнительную аудиторию. И здесь в действие вступает самые простой принцип – «чем больше народу будет знать о вашем проекте, тем выше его шансы на успех». Рекламируйте свой проект где только возможно, но – ненавязчиво, неназойливо, и не занудно. Спишитесь с админами профильных тусовок в интернете, ищите группы и комьюнити в соцсетях, которые может заинтересовать ваш проект, обратитесь, наконец, в традиционные СМИ. Не факт, что все получится, но если ничего не делать – ничего не получится с гарантией.

10. Не стройте особых иллюзий – никакого сарафанного радио не будет, и не пойдет о вас слух по всей Руси великой, едва лишь вы объявите о своем проекте. Опыт показывает, что рекламировать вас будут весьма неохотно, люди почему-то скорее перечислят вам денег, чем напишут про вас у себя, хотя это не будет стоить им ни копейки. Оно и понятно – никто не любит прыгать с бубном и зазывно кричать: «А вон чо есть! А вон чо есть!». Но тем приятней будет ваше удивление от того, что обязательно найдутся люди, которым то, что вы делаете, понравится настолько, что они или денег перечислят, или расскажут о вас другим. И чем лучше ваш проект, тем больше их будет. Как говорят работники «Бумстартера», «хороший проект свой рубль найдет».

11. Немного о хорошем – в этом забеге вы будете не один. Если вы перейдете отметку в 20%, ваш проект будет не просто быстрее набирать популярность самотеком. Его начнут и целенаправленно продвигать. Дело в том, что работники Бумстартера, по крайней мере сейчас, – нормальные люди, которым не все равно, на что собирают деньги на их площадке. Хорошие проекты они поддерживают. К тому же ваши цели совпадают – они тоже очень сильно заинтересованы, чтобы у них было как можно больше успешных проектов, которые собрали много денег. Поэтому если ваш проект уже вырвался из вяло плетущейся по дистанции группы с отметками «0%», «1%» и т.п. – он почти со стопроцентной гарантией станет «проектом дня», будет вывешен на главной странице и т.п. Все тот же работающий везде жизненный принцип – если ты уже чего-то добился, репутация начинает работать на тебя.

12. И последнее – о психологических проблемах, которые, я знаю, многих удерживают от того, чтобы начать собирать деньги за свою работу: «Как, мол, так, я буду побираться…». Запомните – вы не побираетесь, не одалживаетесь и не канючите. Вы предлагаете людям то, на что вы, черт побери, потратили немало сил, средств, и времени. Даже если вы не соберете денег – это лишь повод задуматься: может быть, вы что-то делаете не так, может, вы стартовали слишком рано, может – обращались не к той аудитории, может, не так себя презентовали. Но презентовать себя вы имеете полное право. Вы никого ни к чему не обязываете, ничего не требуете, и не просите. Вы пред-ла-га-е-те. А это – святое право каждого творческого человека – показать то, что ты сделал. Желательно – как можно более широкой аудитории. Потому что делал ты это не для себя, а для других – вдруг кому-то это будет нужно. Может нужно, может нет: пока не покажешь – не проверишь. Никто не сделает этого за вас и никто этого не сделает лучше вас. И краудфандинг – это не самый худший способ рассказать о том, что ты делаешь, миру.

Вдруг ему это надо.

Рассказать друзьям