Блог BOOMSTARTER

RIW 2013. 15 типичных ошибок краудфандингового проекта

Мария Докшина · 28 октября · 5 комментариев

Благодарим автора статьи Никиту Ларионова за интересную, познавательную отчетную запись с конференции RIW 2013. Отличная статья для всех авторов , кто готов учиться на чужих ошибках и  извлечь для себя максимум пользы при запуске краудфандингового проекта.


Одним из самых интересных и запоминающихся выступлений третьего дня Russian Internet Week 2013 (RIW 2013) для меня стала презентация Алексея Сорокина, CEO LPGame, запустившего успешную краудфандинговую компанию: “Онлайн игра LPgame: Новый, современный, удобный интерфейс!”, которая собрала более пятиста тысяч рублей на Boomstarter.

В своей презентации Алексей рассказал о тех ошибках, которые свойственны зелёным краудфандерам, избежав которые вы сможете с лёгкостью повысить эффективность своей краудфандинговой кампании. Какие-то из этих ошибок очевидны, какие-то нет, но, в любом случае, “предупреждён, значит вооружён”. На протяжении пятидесятидневной кампании команда Алексея совершила следующие ошибки:

1. Не было предварительной работы со своим сообществом

Эту ошибку совершают на удивление много создателей краудфандинговых проектов, более того, она ставит под вопрос саму природу краудфандинга. Нопомню, что это слово состоит из двух английских корней: Crowd – толпа и funding – финансирование. Если вы не будете правильно работать со своей толпой и подготавливать её, подогревая желание отдать вам деньги, то и никакого финансирование ждать не приходится. О схожей проблеме на том же RIW 2013 говорил и Павел Мунтян, один из создателей mr.Freeman. Его проект на Planeta.ru, Анимация “Записки молодого врача”, пока не собрал и трети заявленной суммы. Ещё один интересный момент с той же конференции, отмеченный Иваном Карманов, консультантом по краудфандингу, что даже работая с аудиторией, очень многое решает выбранный метод общения. Например, СМИ, блоггеры и выставки генерируют большое количество нецелевого трафика, который нужно уметь обрабатывать.


2. Много дорогих наград

Если верить статистике, предоставленной Алексеем, бОльшая часть наград, придуманных командой, не нашла никакого спроса среди бекеров. Самой привлекательной стала награда за минимальную сумму пожертвования в 300р. Когда вы будете запускать свой проект, я предлагаю остановиться на наградах нижнего ценовго диапазона – они наиболее эффективны, и требуют меньше трудозатрат ;–)

3. Запуск проекта в пятницу утром

Для краудфандингового проекта Алексея наблюдалась явная “сезонность”. Поскольку его проект игровой, главные бекеры – геймеры, которые привыкли проводить выходные в любимой игре и были абсолютно не готовы в это время поддержать проект рублём. Соответственно пятница стала не самым удачным днёч, чтобы начть сбор средств. Вывод: начиная любой проект, прежде всего подумайте о своей целевой аудитории!

4. Отсутствие активности в день зарплаты

Очень неожиданная, но такая российская ошибка. Думайте о своей целевой аудитории не только в момент запуска, но и на протяжении всего периода кампании. Старайтесь привязать свои активности к каким-нибудь оффлайн поводам, например дню зарплаты. Это повысит эффективность в разы!

5. Лозунг — ПОДДЕРЖИ ПРОЕКТ

Для среднестатистического бекера такой лозунг, это призыв лайкнуть или расшарить новость о проекте, но никак не пожертвовать n рублей на его развитие. Будьте более конкретны. Просите денег!

6. Размещать весь контент сразу

На сколько хорошо вы бы ни знали свою аудиторию, если вы вывалите на неё 100% релевантный контент в огромном объёме сразу, то никакого позитивного эффекта ждать не приходится. Дозируйте информацию и составьте план публикаций.

7. Нет инструкций по приёмы платежей

Пока для многих в России само слово краудфандинг в новинку, что и говорить про то6 как осуществляются платежи на краудфандинговой платформе. Вывод: старайтесь максимально точно и чётко описать процесс инвестирования в ваш проект. Это облегчит жизнь и вам, и бекерам.

8. Ожидать статистику по спонсором и активности

Кроме вас, статистику по активности бекеров никто не соберёт. Привяжите счётчики Яндекс Метрики к страницам, генерящим трафик на ваш проект на краудфандинговой площадки и меряйте активность инвесторов. Самое главное не потерять эту информацию и использовать её по значению. К сожалению, на российских площадках такого функционала пока нет.

9. Одинаковая работа со спонсорами

Как нет двух одинаковых капель воды, так и нет двух похожих групп бекеров. В зависимости от того, с какой аудиторией вы общаетесь и какие инструменты для этого используете, ваш подход должен варьироваться.

10. Не надейтесь на больших спонсоров

Крупные инвесторы с вероятностью в 80% никогда не проинвестируют в ваш краудфандинговый проект. Их чаще всего интересует финансовая выгода, которую платформы краудфандинга в замен на награду не смогут им дать.

11. Не подготовили конкурсы с целью привлечь внимание к платформе

Какими бы интересными не были конкурсы, которые вы придумали для продвижения проекта и повышения общего информационного шума вокруг него, если они не призывают людей материально поддержать проект на краудфандинговой площадке, то это просто деньги и время, потраченные впустую.

12. Большая сумма сбора

Чем меньше вы попросите, тем больше вероятность, что вы хоть сколько то соберёте. Напомню, самый первый удачный проект на Кикстартере drawing for dollars пытался собрать всего лишь $20, а собрал $35. Распишите бюджет вашего проекта и определите, сколько вам нужно, чтобы реализовать проект на минимально возможном, но качественном уровне. Установите эту сумму в качестве цели проекта и опишите, что произойдёт если вы удвоите, утроите или учетверите эту сумму.

13. Нет куратора

По возможности, найдите куратора. Им может быть как предприниматель, который уже успешно привлёкш средства через краудфандинг, так и крупный венчурный фонд, бизнес-ангел или даже онлайн СМИ!

14. Ролик необходим

Вместо тысячи слов, один клёвый ролик, который реально цепляет внимание!

Но не забудьте, слишком хороший ролик, может тоже стать проблемой. Как говорил на RIW2013 один из создателей LightPack, самого успешного Российского проекта на Kickstarter: “Люди платили, но не понимали, что это такое.”

15. Сроки сборов

Команда Алексея убедилась в том, что бекеры были наиболее активны в последней четверти срока сбора средств. Эта статистика была также подтверждена многими исследователями. Что гворит скорее не о том, что пятьдесят дней – это слишком долгий срок, а о том, что нужно быть равномерно активными на протяжении всего периода сбора средств, а особенно в последние дни.

 Самый главный вывод: знайте свою толпу, ведь, только правильно работая с ней, вы сможете получить финансирование.


Рассказать друзьям