Дмитрий Побединский — блогер, популяризатор науки, автор книги «Только физика, только хардкор!» и успешного крауд-проекта — рассказывает, как раскрутить блог и зачем нужен краудфандинг, если у тебя есть своя аудитория.
Идея пришла достаточно просто. Я видел, что многие блогеры делают свой мерч, обычно это футболки, майки. А один зарубежный канал выпускал так называемые curiosity box. Но это просто-напросто набор уже готовых прикольных штучек: какие-то там кубики с 27 гранями, головоломки и так далее.
Я решил тоже сделать коробочки с физическими штуками. Тогда я работал в одном проекте, где мы делали своими руками гаджеты, и подумал: а почему бы не сделать именно конструктор. Вот так собственно все это склеились воедино, и получились наши конструкторы.
Краудфандинг — наверное, самое простое в техническом и юридическом плане, в плане проведения каких-то финансовых операций.
Это достаточно удобный сервис финансового взаимодействия со спонсорами. Я с удовольствием воспользовался, и мне очень понравилось.
Есть сайт, есть страница, есть форма оплаты, весь расчет онлайн. Этого всего у меня не было, а тут предоставляется, и с небольшим процентом комиссии.
Да, логистика шутка сложная. Стоимость доставки по России я включил в стоимость вознаграждений, а делал рассылку с помощью Почты России.
В принципе, они сейчас сделали довольно удобный интерфейс. В электронном виде печатаются бланки, которые наклеиваются на посылки, оплачивается все тоже онлайн, и потом ты приносишь скопище посылок на почту с наклеенными бланками и просто отдаешь. Вручную ничего не надо было заполнять.
Бывают возвраты из-за того, что спонсоры просто не приходят на почту. Так как в краудфандинге вознаграждения приходится ждать, кто-то просто забывает об этом.
Поэтому в краудфандинге важно учитывать «человеческий фактор» и писать, звонить, предупреждать много раз лично каждого. Мы предупреждали людей и через СМС, и по электронной почте.
Я делал вставки в видео, посты в группах, в соцсетях, в инстаграме; обращался к другим блогерам, чтобы они прорекламировали. Вот так потихонечку в проекте «копились» спонсоры.
Самым эффективным форматом, чтобы напомнить о крауд-проекте, у меня оказались вставки в видео.
Но это зависит, конечно же, от охвата. Если бы у меня аудитория Вконтакте больше была – все могло бы быть иначе. Кстати, вставки я делал нечасто — по-моему, два или три раза за весь проект.
Во время крауд-кампании, конечно же, было партнерство с другими людьми, блогерами, пабликами.
Очень эффективная вещь – это коллаборация, рекомендация каких-то других блогеров, то есть взаимодействие с другими ребятами на платформе. Это очень помогает.
Я попросил рассказать об этом организацию, которая проводит мастер-классы для детей, один блогер попросил знакомых блогеров рассказать у себя, да было такое, конечно же. Ну и сам Boomstarter в своих рассылочках меня отмечал.
Создать блог очень просто, а как развивать — я поначалу просто спамил все тематические паблики, связанные с физикой, просил друзей репостить, чтобы люди посмотрели.
Только лишь стандартными, бесплатными средствами YouTube, если хороший контент, можно достаточно хорошо развиться.
Группы в соцсетях никак не развиваю, ну есть — и есть. Все усилия прикладываю к YouTube, потому что там очень хорошая система рекомендаций. На мой взгляд, он сейчас самый эффективный и перспективный канал, и еще Instagram. Но Instagram чисто из-за того, что сейчас там сидит та самая активная аудитория, которая обеспечивает просмотры, лайки и фидбэк.
Посмотреть проект автора можно тут.
Вдохновиться опытом успешных авторов можно тут.
Исследовать проекты авторов можно тут.
Создать свой собственный проект можно тут.