Павел Пламенев, музыкант и автор 3-х успешных крауд-проектов, рассказывает, как распространять свою музыку без агентов и не уйти в минус при выпуске альбома или организации концерта.
Идею всех крауд-проектов подкинули именно люди, которые смотрят мои видео, слушают песни, обсуждают их, растут и развиваются вместе с ними — мои единомышленники и фанаты. Они просили альбом, чтобы было красиво — с обложкой, на CD.
Я не верил в альбомы: считал, что это давно в прошлом — собственно, в России так и есть. Но сказал: ок, альбом будет, но только если вы действительно этого хотите и проголосуете рублём. И они это сделали.
Так через краудфандинг сами фанаты оплатили создание сначала одного альбома, затем второго, а потом и грандиозного концертного шоу. После в сети было много хороших постов, фото с альбомами, которые мы создали, много видео с нашим концертом. Это всё очень круто.
В краудфандинге взносы идут от общества, от неравнодушных людей без государственного участия. Это значит, что надо мной не стоит ни следователь, ни прокурор, которые в любой момент могут посадить за якобы неправильное расходование бюджетных средств.
Лично мне спокойнее петь о любви к своей родине не за государственный счёт.
Невозможно самому продавать билеты на свои концерты, так как Минкульт устанавливает и форму билета, и тираж, и того, кто должен быть продавцом билетов — а это, понятное дело, ещё один законом установленный посредник.
Сейчас практически невозможно продать свою музыку без дистрибьюторов и их агентов, которые обязательно откусят до 50% от ваших доходов, или банков-эквайеров, которые тоже хотят от 2% до 5%. Краудфандинг – простой способ оставить их всех за бортом.
Еще сейчас стало невозможно продавать CD, мерч, печатную продукцию без покупки онлайн-касс, ежегодного приобретения ПО и ЭП — а это опять сотни тысяч в кассу посредников по требованию закона.
Краудфандинг позволяет элегантно, гражданско-правовым способом преодолеть все административные барьеры.
Мне приятно знать, что мы двигаем экономику. Приятно, что благодаря краудфандингу мы дали работу музыкантам, художникам, дизайнерам, верстальщикам, звукоинженерам, которые трудились над альбомами и нашим шоу. Грубо говоря, в тот вечер, когда они работали на нас — мы «оплачивали ужин» их семьям.
Я принципиально не обращался к знакомым. Мне было интересно узнать, насколько моё творчество важно незнакомым людям. Если знакомые хотели поучаствовать — я отговаривал, если узнавал. Рассказ о сборе я старался делать ненавязчивым. Если да, то хорошо — если нет, то нет.
Люди должны чувствовать непоколебимость, уверенность в правильности выбранного пути, неотвратимость успеха дела. Они должны видеть, что даже без их участия всё будет сделано. Я предлагал принять участие не просто в деле — в успешном деле. К такому люди охотнее присоединяются.
Больше всего людей пришло из моего канала на Youtube. Еще делал посты ВКонтакте. В соцсетях была реклама исключительно концерта — того шоу, которое мы создали. Я не продвигал это как сбор средств. Мы не продвигали проект вообще нигде, кроме собственных каналов.
Краудфандинг – отличная возможность приобрести билеты на шоу ниже кассовых. Поэтому люди, разобравшись в ситуации, первым делом переходили в проект, чтобы приобрести билет так, а не через кассу.
Те, кто начинает крауд-проект, часто не задумывается о том, как будут исполнять обещания, данные участникам проекта. Всегда возникают непредвиденные расходы.
В России всегда есть проблема с логистикой. И это, как правило, изначально не принимается в расчет авторами крауд-проектов.
Вот, к примеру, создал ты лот: «подарочная карточка за 100 рублей». Её купили 1000 человек. Но ты не подумал, что с каждых 100 рублей ты заплатишь проценты и налоги. У тебя останется, скажем 90 рублей.
Теперь эту карточку нужно изготовить: заплатить производителю и дизайнеру, доставщику с завода. На это ты потратишь 50 руб. с каждой карточки. Останется 40 рублей. Теперь нужно доставить эту карточку до участника проекта, который её заказал. Почта России – самый дешёвый вариант. Но и там одно заказное письмо стоит 59 рублей.
То есть у тебя — 19 рублей. Ты в минусе. А ещё нужны деньги, собственно, на то дело, ради которого ты затеял этот проект. Из-за дурацкой карточки твой проект стал убыточным.
Совет всем начинающим: не придумывайте мелкие, глупые, необязательные лоты; всегда думайте о логистике и том, как будете держать своё слово.
На момент написания статьи Павел успешно завершил на Boomstarter три проекта.