Александр Бердин-Лазурский, автор проекта-рекордсмена, собравшего 622 000 рублей (всю нужную сумму) в первый день запуска на Boomstarter, рассказывает об особенностях работы с аудиторией, ведении профиля в Instagram и своем успехе в краудфандинге.
Я дизайнер, у меня стаж работы лет пятнадцать: начиная с графического дизайна, иллюстрации, полиграфии и заканчивая вебом. Последние шесть лет я был арт-директором компании, которая занималась веб-сервисами.
На самом деле, керамика – одно из множества занятий, которые мне интересны. Мне нравится музыка, нравится работать со звуком. Одно время я делал музыку для компьютерных игр, и это был очень клевый период жизни. Если будет возможность как-то объединить музыку и керамику, может, изготавливать инструменты, я буду очень счастлив это делать. Пока что объединяю фотографию, дизайн и керамику.
Я начал это просто как домашнее хобби, поставил дома гончарный круг. Через несколько месяцев стало ясно, что после работы просто бегу домой опять делать эти чашки - стаканы. Через полгода после того, как я начал этим всем заниматься, мы сделали мастерскую и начали работать уже в мастерской. А через год после этого я ушел с основной работы арт-директором и стал гончаром.
Керамика мне интересна как область, в которой я могу применить свои дизайнерские умения. Полиграфия – это плоскость, веб – это что-то такое несуществующее, виртуальное, а керамика – это объем, вес и очень много всего разного. Мне это сразу показалось очень интересным, очень сложным занятием. Здесь играет большую роль то, что я не художник, я дизайнер, и мне интересно делать керамические вещи, которые можно использовать в быту.
Начать заниматься керамикой несложно. Лепить несложно – сложно потом понимать, что ты делаешь. Под слоем гончарных видео, где люди красиво мнут глину на круге, лежат глазурная химия, и какие-то химии высоких температур, и какая-то там интересная физика, и куча всего остального.
Керамическое сообщество ещё три года назад было очень разрозненным. Оно напоминало союзы художников, в которых каждый сидел и хранил свои секреты.
Если если спросишь у керамиста, как ты это делаешь, он чаще всего смолчит или как-то уклонится от ответа. Это сфера с очень большим количеством хитростей, каких-то нюансов, которые определяют твое качество, стиль и так далее. А я начал публиковать секреты.
Кстати, когда-то и фотография была такой сферой: спросишь фотографа, как ты это сделал, а он говорит: это мой секрет фотографический. И только когда пошла эпоха всяких видеошкол, видеоуроков, курсов и так далее, такую информацию стало модно шарить.
У меня есть принцип, еще из фотографии. Я всегда делился своими знаниями.
Когда спрашивает умный человек и ты ему не скажешь — он сам до всего дойдет, но тебе потом не поможет. А если ты ему поможешь, он будет благодарен и потом поможет тебе.
Когда спрашивает глупый человек, ему это просто не поможет, или поможет, и ты сделаешь очень хорошее дело.
Замысел был такой: может быть, я сделаю книжку и просто выложу ее в сеть, потому что очень мало информации о керамике на русском языке. За то время, пока был Советский Союз, были заводы и не было студийной керамики, все премудрости оказались позабыты: остались только заводские технологички. И я просто хотел сделать доброе дело: перевести несколько статей из каких-то старых американских книжек, написать небольшую брошюру, помогающую керамистам понять, что там по общей теории керамики.
Когда я только начинал, я работал на основной работе. Я на самом деле думал, что закончу буквально за месяц. Но потом втянулся, начал заказывать ещё книги с Амазона, переводить какие-то статьи американского сообщества, и все это заняло полгода, даже побольше. Куча людей в этом во всем уже поучаствовала, стало понятно, что нужно издавать по-серьезному. Я по образованию преподаватель, умею составлять учебные планы, структурировать информацию. И я понял, что в принципе могу сделать такую книжку, которой сейчас просто нету на русском языке.
Я нечасто напоминал об этом своим подписчикам — раз в месяц, раз в два месяца. Ну то есть я всегда как-то упоминал о книге, потому что я над ней работал, по четыре часа каждый день. Но я не выкладывал страниц из нее, не говорил о том, что нужно будет ее ждать и покупать. Сама идея краудфандить возникла буквально за три дня до того, как я создал проект на Boomstarter.
Я обращался к сообществу и просил людей помочь: где-то проверить какие-то статьи, где-то поискать орфографические ошибки — например, просил граммар-наци посмотреть, что там с буквой ё у меня в книжке. Иногда составлял всякие списки книг, которые я накупил на Амазоне, выкладывал их.
Я думаю, альтернативы Instagram просто нет, потому что ВКонтакте умер, там остались только те, кто не знает, куда уйти. И там музыку даже слушать нельзя. В Facebook очень ограниченная аудитория, и там большинство интернациональные ребята. Twitter умер, там жизнь немножко теплится, но ничего нельзя ни продвинуть, ни продать. В вебе это делать очень тяжело.
Если ты где-то в каком-то сообществе развился, ты можешь потом идти в веб, но он больше подходит для продаж на публику, у которой нет никаких критериев: продажа каких-нибудь детских товаров, косметики или обуви. У всех есть ноги, все носят ботинки, и поэтому ты можешь просто сделать сайт, пиарить его там в гугле и все. Если ты занимаешься авторской керамикой, то, скорее всего, нужно показать картинки, нужно, чтобы люди случайно на них натыкались.
Мой главный принцип: если ты хочешь что-то хорошо показать — сделай так, чтобы было хорошо в реальной жизни, и просто нажми на кнопку фотоаппарата. Получится прекрасно потому, что так и есть в жизни.
Для меня Instagram никогда не был площадкой, где я продаю посуду. Все, что я делаю — это либо заказы для ресторанов, либо я какие-то вещи свои отдельные сдаю в магазин. Но ещё я делаю инструменты для гончаров. В России пользуются какими-то китайскими одноразовыми всякими штуками, а я понял, что есть возможность создавать что-то такое уникальное, износоустойчивое. В общем, я продаю петли для обточки керамики, продаю цикли деревянные и петли из карбида вольфрама — это твердый материал, который не затупливает глина.
Первый год я почти никак не аккаунтом не занимался: иногда выкладывал там свою посуду и больше ничего, и у меня было там около тысячи человек. Потом, когда я уже начал делать инструменты для гончаров, появилась необходимость в том, чтобы их видели. Примерно за год я набрал еще семь тысяч. Кстати говоря, последние пятьсот пятьдесят подписчиков пришли за неделю, когда проходил краудфандинг на Boomstarter. Люди репостили, шарили запись, и приходило все больше и больше ребят, о которых я даже не слышал. Наверное, придётся снова и снова с ними знакомиться, я очень рад, что пришло столько незнакомых совершенно мне людей в это время.
Я не ставил себе цель привлекать аудиторию – я просто хотел найти друзей.
Я ездил на офлайновые мероприятия, знакомился, со всеми тусил. Поехал на фестиваль керамики в Москву, просто зрителем, пришел туда и понял, что там и меня знают ребятки, и я как-то всех знаю, и оказалось, что мы можем познакомиться. Сообщество начало формироваться так: сначала я видел людей, они покупали мои инструменты, потом я ездил на фестивали и со всеми знакомился лично, покупал их посуду, или там как-то здоровался. Это была чудесная новая сфера, я нашел много умных потрясающих творческих людей, с которыми сейчас дружу.
Основная масса людей начала приходить после каких-то фестивалей, куда я пришел познакомиться со всеми офлайн. До этого рост шел как-то медленно. Я устраивал "гивэвеи" (giveaway — способ привлечения подписчиков в аккаунт instagram посредством конкурса, розыгрыша — прим. ред.), но когда это было ещё нужно. Тогда это как-то влияло, но совсем чуть-чуть. Сейчас-то устраивать гивэвеи совершенно бесполезно и, может, это даже признак спама.
Я запустил хэштег #горячие_руки и разыгрывал инструменты в награду за то, что ребята делились своими секретами. Там гораздо большей победой в этом гивэвее был не просто мой инструмент, а самому что-то рассказать и посмотреть, что рассказали другие, и таким образом стать лучше.
Сильнее всего влияло, когда я выкладывал полезные посты и видеоинструкции: люди шарили это, и от этого по цепочке в сфере все узнавали, как и что делается. За счет уроков получился вот такой обучающий канал, он и сейчас остается таким же. И, наверное, чем полезнее был контент, тем больше людей обо мне узнавало.
У меня такой контент в Instagram, что там количество сохранений и перепостов примерно равно количеству лайков. Это информация, которую ты всегда хочешь сохранить на потом, перечитать, послать кому-нибудь, поделиться. Полезные вещи люди сами перепощивают, люди делятся хорошими новостями. Книжка действительно оказалась очень крутой новостью для русской керамики, потому что до этого такой не существовало.
То, что за два дня набралась нужная сумма на тираж — это говорит не о том, что у меня какой-то секрет успеха, а о том, что я попал в точку, правильно увидел, чего сейчас не хватает людям в керамике. Я сам полгода назад нуждался в том, что написано в этой книге, получил это и был доволен. И думаю, что также будут довольны и ребята, которые сейчас заказали эту книжку.
На момент написания статьи Александр Бердин-Лазурский успешно завершил два проекта.