Burger v2

Блог BOOMSTARTER

«Я не ставил себе цель привлекать аудиторию – я просто хотел найти друзей»

Поддержка Boomstarter · 13 ноября · 1 комментарий

Александр Бердин-Лазурский, автор проекта-рекордсмена, собравшего 622 000 рублей (всю нужную сумму) в первый день запуска на Boomstarter, рассказывает об особенностях работы с аудиторией, ведении профиля в Instagram и своем успехе в краудфандинге.

О себе

Я дизайнер, у меня стаж работы лет пятнадцать: начиная с графического дизайна, иллюстрации, полиграфии и заканчивая вебом. Последние шесть лет я был арт-директором компании, которая занималась веб-сервисами.

На самом деле, керамика – одно из множества занятий, которые мне интересны. Мне нравится музыка, нравится работать со звуком. Одно время я делал музыку для компьютерных игр, и это был очень клевый период жизни. Если будет возможность как-то объединить музыку и керамику, может, изготавливать инструменты, я буду очень счастлив это делать. Пока что объединяю фотографию, дизайн и керамику.

Я начал это просто как домашнее хобби, поставил дома гончарный круг. Через несколько месяцев стало ясно, что после работы просто бегу домой опять делать эти чашки - стаканы. Через полгода после того, как я начал этим всем заниматься, мы сделали мастерскую и начали работать уже в мастерской. А через год после этого я ушел с основной работы арт-директором и стал гончаром.


О керамике и керамистах

Керамика мне интересна как область, в которой я могу применить свои дизайнерские умения. Полиграфия – это плоскость, веб – это что-то такое несуществующее, виртуальное, а керамика – это объем, вес и очень много всего разного. Мне это сразу показалось очень интересным, очень сложным занятием. Здесь играет большую роль то, что я не художник, я дизайнер, и мне интересно делать керамические вещи, которые можно использовать в быту.

Начать заниматься керамикой несложно. Лепить несложно – сложно потом понимать, что ты делаешь. Под слоем гончарных видео, где люди красиво мнут глину на круге, лежат глазурная химия, и какие-то химии высоких температур, и какая-то там интересная физика, и куча всего остального.

Керамическое сообщество ещё три года назад было очень разрозненным. Оно напоминало союзы художников, в которых каждый сидел и хранил свои секреты.

Если если спросишь у керамиста, как ты это делаешь, он чаще всего смолчит или как-то уклонится от ответа. Это сфера с очень большим количеством хитростей, каких-то нюансов, которые определяют твое качество, стиль и так далее. А я начал публиковать секреты.

Кстати, когда-то и фотография была такой сферой: спросишь фотографа, как ты это сделал, а он говорит: это мой секрет фотографический. И только когда пошла эпоха всяких видеошкол, видеоуроков, курсов и так далее, такую информацию стало модно шарить.

У меня есть принцип, еще из фотографии. Я всегда делился своими знаниями.
Когда спрашивает умный человек и ты ему не скажешь — он сам до всего дойдет, но тебе потом не поможет. А если ты ему поможешь, он будет благодарен и потом поможет тебе.
Когда спрашивает глупый человек, ему это просто не поможет, или поможет, и ты сделаешь очень хорошее дело.


О книге и краудфандинге

Замысел был такой: может быть, я сделаю книжку и просто выложу ее в сеть, потому что очень мало информации о керамике на русском языке. За то время, пока был Советский Союз, были заводы и не было студийной керамики, все премудрости оказались позабыты: остались только заводские технологички. И я просто хотел сделать доброе дело: перевести несколько статей из каких-то старых американских книжек, написать небольшую брошюру, помогающую керамистам понять, что там по общей теории керамики.

Когда я только начинал, я работал на основной работе. Я на самом деле думал, что закончу буквально за месяц. Но потом втянулся, начал заказывать ещё книги с Амазона, переводить какие-то статьи американского сообщества, и все это заняло полгода, даже побольше. Куча людей в этом во всем уже поучаствовала, стало понятно, что нужно издавать по-серьезному. Я по образованию преподаватель, умею составлять учебные планы, структурировать информацию. И я понял, что в принципе могу сделать такую книжку, которой сейчас просто нету на русском языке.

Я нечасто напоминал об этом своим подписчикам — раз в месяц, раз в два месяца. Ну то есть я всегда как-то упоминал о книге, потому что я над ней работал, по четыре часа каждый день. Но я не выкладывал страниц из нее, не говорил о том, что нужно будет ее ждать и покупать. Сама идея краудфандить возникла буквально за три дня до того, как я создал проект на Boomstarter.

Я обращался к сообществу и просил людей помочь: где-то проверить какие-то статьи, где-то поискать орфографические ошибки — например, просил граммар-наци посмотреть, что там с буквой ё у меня в книжке. Иногда составлял всякие списки книг, которые я накупил на Амазоне, выкладывал их.


О продвижении в соцсетях

Я думаю, альтернативы Instagram просто нет, потому что ВКонтакте умер, там остались только те, кто не знает, куда уйти. И там музыку даже слушать нельзя. В Facebook очень ограниченная аудитория, и там большинство интернациональные ребята. Twitter умер, там жизнь немножко теплится, но ничего нельзя ни продвинуть, ни продать. В вебе это делать очень тяжело.

Если ты где-то в каком-то сообществе развился, ты можешь потом идти в веб, но он больше подходит для продаж на публику, у которой нет никаких критериев: продажа каких-нибудь детских товаров, косметики или обуви. У всех есть ноги, все носят ботинки, и поэтому ты можешь просто сделать сайт, пиарить его там в гугле и все. Если ты занимаешься авторской керамикой, то, скорее всего, нужно показать картинки, нужно, чтобы люди случайно на них натыкались.

Мой главный принцип: если ты хочешь что-то хорошо показать — сделай так, чтобы было хорошо в реальной жизни, и просто нажми на кнопку фотоаппарата. Получится прекрасно потому, что так и есть в жизни.


О раскрутке профиля в Instagram

Для меня Instagram никогда не был площадкой, где я продаю посуду. Все, что я делаю — это либо заказы для ресторанов, либо я какие-то вещи свои отдельные сдаю в магазин. Но ещё я делаю инструменты для гончаров. В России пользуются какими-то китайскими одноразовыми всякими штуками, а я понял, что есть возможность создавать что-то такое уникальное, износоустойчивое. В общем, я продаю петли для обточки керамики, продаю цикли деревянные и петли из карбида вольфрама — это твердый материал, который не затупливает глина.

Первый год я почти никак не аккаунтом не занимался: иногда выкладывал там свою посуду и больше ничего, и у меня было там около тысячи человек. Потом, когда я уже начал делать инструменты для гончаров, появилась необходимость в том, чтобы их видели. Примерно за год я набрал еще семь тысяч. Кстати говоря, последние пятьсот пятьдесят подписчиков пришли за неделю, когда проходил краудфандинг на Boomstarter. Люди репостили, шарили запись, и приходило все больше и больше ребят, о которых я даже не слышал. Наверное, придётся снова и снова с ними знакомиться, я очень рад, что пришло столько незнакомых совершенно мне людей в это время.

Я не ставил себе цель привлекать аудиторию – я просто хотел найти друзей.


Я ездил на офлайновые мероприятия, знакомился, со всеми тусил. Поехал на фестиваль керамики в Москву, просто зрителем, пришел туда и понял, что там и меня знают ребятки, и я как-то всех знаю, и оказалось, что мы можем познакомиться. Сообщество начало формироваться так: сначала я видел людей, они покупали мои инструменты, потом я ездил на фестивали и со всеми знакомился лично, покупал их посуду, или там как-то здоровался. Это была чудесная новая сфера, я нашел много умных потрясающих творческих людей, с которыми сейчас дружу.

Профиль Александра в Instagram: @ovo_ceramics



Основная масса людей начала приходить после каких-то фестивалей, куда я пришел познакомиться со всеми офлайн. До этого рост шел как-то медленно. Я устраивал "гивэвеи" (giveaway — способ привлечения подписчиков в аккаунт instagram посредством конкурса, розыгрыша — прим. ред.), но когда это было ещё нужно. Тогда это как-то влияло, но совсем чуть-чуть. Сейчас-то устраивать гивэвеи совершенно бесполезно и, может, это даже признак спама.

Я запустил хэштег #горячие_руки и разыгрывал инструменты в награду за то, что ребята делились своими секретами. Там гораздо большей победой в этом гивэвее был не просто мой инструмент, а самому что-то рассказать и посмотреть, что рассказали другие, и таким образом стать лучше.

Сильнее всего влияло, когда я выкладывал полезные посты и видеоинструкции: люди шарили это, и от этого по цепочке в сфере все узнавали, как и что делается. За счет уроков получился вот такой обучающий канал, он и сейчас остается таким же. И, наверное, чем полезнее был контент, тем больше людей обо мне узнавало.

У меня такой контент в Instagram, что там количество сохранений и перепостов примерно равно количеству лайков. Это информация, которую ты всегда хочешь сохранить на потом, перечитать, послать кому-нибудь, поделиться. Полезные вещи люди сами перепощивают, люди делятся хорошими новостями. Книжка действительно оказалась очень крутой новостью для русской керамики, потому что до этого такой не существовало.


О секретах успеха:

То, что за два дня набралась нужная сумма на тираж — это говорит не о том, что у меня какой-то секрет успеха, а о том, что я попал в точку, правильно увидел, чего сейчас не хватает людям в керамике. Я сам полгода назад нуждался в том, что написано в этой книге, получил это и был доволен. И думаю, что также будут довольны и ребята, которые сейчас заказали эту книжку.

На момент написания статьи Александр Бердин-Лазурский успешно завершил два проекта.

Рассказать друзьям