Объясняет Елена Малышева, PR-менеджер успешного крауд-проекта Космический спутник «Маяк», который собрал на Boomstarter 2 000 000 рублей.
Казалось бы, данные редакции и авторов должны быть в разделе «Контакты». Но это в идеальном мире — а в реальном далеко не всегда редакция выставляет нужные контакты на всеобщее обозрение.
Я продвигала спутник, поэтому мне был нужен был редактор раздела «Наука и техника».
Вот пример открытой редакции: Лента.ру
Написать можно руководителю любого отдела. Бинго, добавим Владимира Корягина в контакты.
Пример закрытой редакции: МК
Есть общий ящик и некоторые имена. Но нам нужен редактор раздела «Наука» - такой у «МК» точно есть в меню на сайте. Здесь – пусто.
Писать на info@ или admin@, конечно, можно — если у вас есть время ждать, когда редакция разгребет общую почту. Но в краудфандинге у вас его нет: вам надо собирать деньги здесь и сейчас.
Приступаем ко 2-му шагу.
2. Выписываем имена авторов этих статей и начинаем поиски их контактов: линков в соц.сетях, почты, телефонов.
Пример: возьмем МК, раздел «Наука». Когда я выходила в МК, чтобы рассказать им про «Маяк», я определила для себя 2-х авторов: Дмитрия Ерусалимского и Наталью Веденееву. Наталья оказалась редактором этой рубрики, что следует из описания ее профиля.
Нашли нужные ФИО, как ищем контакты?
2. Ищем в Google или в Яндексе ключевые запросы из серии «Наталья Веденеева МК email». Если повезет, найдете почту в сети. Мне повезло. Нашла статью о том, что МК начинает научный эксперимент. Почта Натальи в самом конце статьи.
Написали на почту – а в ответ тишина? Почта штука не слишком надежная, письмо может попасть в спам или ящик адресата может быть переполнен.
По телефону опять поймать не можете? Бывает. Идем в соц.сети — там сразу видно, прочитали ваше сообщение или нет.
Я редко ищу журналистов в ВК, чаще всего для этих целей пиарщики пользуются facebook. Иду в поиск facebook, вбиваю имя Натальи, нажимаю на фильтр «Люди»:
Наталью обнаружить не составило труда, она указала, что работает в МК — за что ей огромное спасибо.
Если место работы не указано, но на сайте редакции есть фото журналиста, то угадать его можно по фото. Если нет фотки и места работы, пролистайте ленту новостей – иногда принадлежность к профессии журналиста и к определенному СМИ прослеживается из постов.
Как правильно писать сообщения в Facebook? Соблюдайте очередность действий:
2. Дождитесь добавления в друзья. Думаете, что навязывайтесь? Спокойствие. Это журналисты – если у них профиль в fb да еще и с указанием места работы, они понимают, что им будут писать люди, много незнакомых людей.
3. Только теперь, когда вы в статусе друга, отправляйте сообщение.
Если вы напишите сообщение без статуса друга, ваше письмо попадет в папку спама, в facebook она называется «отфильтрованные сообщения».
Вот моя папка спама, сплошной дейтинг. Вы же не хотите в такую папку с вашим крутым проектом?
Если вас долго не добавляют в друзья, вы можете обратить на себя внимание, оставив комментарий под любым сообщением журналиста о том, что вы хотели бы связаться с ним.
Правда, это возможно только в том случае, если журналист в настройках разрешил оставлять комментарии «недругам».
В случае с Натальей, когда она долго не отвечала на мое сообщение, я написала ее коллеге Дмитрию, которого ранее отобрала как возможного автора для своей публикации. И он передал мое сообщение Наталье, а мне – ее телефон. Результатом нашего общения стала статья в МК. Правда, увы, без активной ссылки. Но про ссылки мы поговорим в следующей статье про пресс-релизы и питчинг.
Как еще можно найти журналистов?
С помощью специализированных сервисов:
Pressfeed: платный, если знаете ФИО журналиста, его можно попробовать найти в pressfeed. И, наоборот, если у вас есть название СМИ, вы можете вбить его в поиске сервиса и найти журналистов, работающих в этом СМИ. Чтобы оплата за сервис была минимальной, воспользуйтесь тарифом «Эксперт» и регайтесь на себя, а не на своего пиарщика.
Mediadigger.ru: платный. Журналисты в профиле могут оставлять линки на соц.сети, хотя делают так очень немногие.
В facebook-группах:
Клуб научных журналистов (для «Маяка» было актуально)
Журналисты и так далее…
Что можно делать в этих группах:
2. написать, что ищите конкретного журналиста из конкретного СМИ;
3. добавиться в группу и пролистать список «участники», покопаться в ней, там могут быть нужные люди.
Вот так, например, выглядит начало списка «участники» группы «Журналисты»:
Здесь вам встретятся и пиарщики, и журналисты. Фильтров, увы, нет.
Как найти контакты блогеров?
Канал Руслана Усачева. После процедуры «я не робот» вы получите почту блогера
2. Выйти на агентства, которые представляют блогеров и ищут для них клиентов. Я не работала с агентствами, поэтому не могу сказать, сможете ли вы убедить их в том, что у вас крутая идея проекта и было бы круто поддержать вас не за деньги, а за вознаграждение с Бумстартера. Но попробовать можно. Среди таких агентств: pixsells, playersagency, abrikosmedia.ru.
В общем, найти контакты журналиста или блогера не так сложно, как убедить его рассказать про вас. Поэтому в следующей статье – про то, как писать пресс-релиз и питч.