Друзья! Нам очень приятно писать отчет об очередном этапе работы над «Воронежской Азбукой». В первую очередь потому, что благодаря вам всё это стало возможным!
В мае художник Александр Флоренский нарисовал все «буквы» «Воронежской Азбуки». Теперь предстоит книгу сверстать, напечатать и презентовать осенью на фестивале «
Чернозём». И предоставить ей возможность стать уникальным сувениром из столицы Черноземья.
Флоренский любит повторять историю возникновения первой азбуки — «Иерусалимской». Как в 2011 году он подружился с русскоязычным поэтом, ныне — гидом по древнему городу. Как поэт Михаил Король («Король — это фамилия, а не профессия», — шутит при этом художник) подал идею, потом написал 33 стихотворения и вызвал Флоренского рисовать к ним картинки… Как затем второй и третьей стали «Тбилисская» и «Петербургская» азбуки.
Идею издания «Воронежской азбуки» подал ещё один друг — художник Сергей Горшков.
Команда Арт-группы «Квадрат» и фестиваля «Чернозём» её с радостью подхватила. Проект получил поддержку Департамента культуры и архивного дела Воронежской области и множества частных спонсоров.
Прилетев первого мая, художник сразу же отправился на экскурсии-прогулки. За несколько дней были отсмотрены и сфотографированы все симпатичные Флоренскому объекты. Их, безусловно, оказалось больше, чем в итоге попали в книгу: в алфавите всего 33 буквы, и поневоле приходится чем-то жертвовать. Так, из богатого набора на «Б» — «Бристоль», «Большая Дворянская», «Бим» и пр. — остался «Дом Бунина» в начале бывшей Большой Дворянской (ныне — проспект Революции). Зато любимые топонимы на «А» нарисованы оба: «Арсенал» на первую букву алфавита и Акатов монастырь — на картинке «В». Там же, где река Воронеж и водохранилище, а также рыбы, что водятся в реке: вьюн, вырезуб, волжский подуст и веслонос. В конце своего пребывания в городе результаты своего труда Александр Флоренский представил воронежцам на встречах с ними.
17 мая в рамках Ночи музеев в ресторане «Медитерра» состоялось чаепитие с художником.
Выпить с ним чаю собрались люди, сделавшие достаточно весомый вклад в создание «Азбуки». Те, кто оказали существенную финансовую помощь, и те, кто в течение трёх недель сопровождали художника в прогулках по городу и области, уточняли информацию и т.п. Александр Олегович много рассказывал о Тбилиси — городе, где жили его предки, и о том, как во время работы над «Тбилисской Азбукой» он выучил буквы грузинского алфавита, чтобы самостоятельно вырезать их и сделать надписи на грузинском языке.
19 мая была проведена встреча с Флоренским в Культурном центре «Страна свободы «Кампанелла». Он подробно описал всем желающим ход работы, иллюстрируя рассказ картинами, выведенными на экран и развешанными вдоль стены. Гости задавали художнику вопросы о тех или иных попавших в «Азбуку» объектах.
Воронеж в «Азбуке» предстаёт непривычным для горожан. Мало кто, как выяснилось, помнил и знал о существовании в городе Еврейского кладбища. Сюрпризом показалось попадание в будущую книжку «Берёзовой рощи» (на букву «Ё»). Флоренский полюбил спрашивать у воронежцев название дамбы Чернавского моста — и ставить многих в тупик (далеко не все в курсе, что дамба та — «Придаченская»).
По мнению директора фестиваля «Чернозём» Дмитрия Большакова, «книжка, которая выйдет осенью, станет ярким пиар-инструментом для города. Благодаря интересу к имени Александра Флоренского повысится интерес к Воронежу у жителей других регионов».
Рисунки Флоренского обогатят коллекцию Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского (
kramskoi.vzh.ru) и будут представлены там же на выставке во время фестиваля «Чернозём». Сейчас начался процесс подготовки и издания книги, которая увидит свет тогда же, в сентябре.
Встреча с Александром Флоренским в «Кампанелле» 19 мая 2014 г. Фотография Юлии Ключниковой
Комментарии