Семиотика портрета
Санкт-Петербург
Иллюстрированное издание

Выберите вознаграждение

Новость №4
19 января

Книга «Семиотика портрета» будет для многих открытием, а для многих экзаменом. Она даёт читателю базовые знания, что важно знать об искусстве, о его смысловой части. Книга даёт не только представление о смысловой, исторической и социальной части искусства, но и является практическим руководством, а уж применять или не применять это личное дело каждого. В книге приведены примеры разбора картин, как классических авторов 19 и 20-ого веков, так и современных. Многие, особенно художники, могут воспринять такую информацию, как наступление на горло собственной песне или чувствам, на которых для них держится искусство, но это не так. Книга ставит сознание, помогает художнику осознанно подходить к собственному творчеству, расширяет его мировоззрение, отвечает на вопрос зачем, для чего, почему? На лекциях, которые мы читали художникам и не только, знаем, насколько сложно воспринимать и особенно принимать эту информацию. Многим кажется, что она рушит их мир. Возникает сильное сопротивление. С этим мы знакомы. И тут у слушателя, зрителя два пути: либо конфликт, потому что данная информация полностью рушит его картину мира, либо человек принимает данную информацию и становится на путь познания. И тогда перед ним открываются невероятные горизонты творчества и сотворчества.

Книгу «Семиотика портрета» мы посвятили нашему учителю — герменевту и художнику Ивану Степановичу Соловьёву.
Герменевтика — это наука о толковании текстов, а поскольку искусство и в частности, живопись, это тоже своего рода «текст» (с той разницей, что здесь в качестве слов выступают символы, знаки, аллегорические образы), то книга «Семиотика портрета» – это, по сути, учебник, настоящая азбука как художника, так и зрителя, которая помогает в толковании и прочтении языка искусства.

Иван Степанович был человеком очень общительным и активным. Старался быть в курсе художественной жизни города.
Вспоминается такой случай. На выставке в союзе художников он подошёл к мужчине, который что-то срисовывал с одной из экспонируемых картин, и спросил: «Простите, а что вы делаете?» Мужчина ответил, что зарисовывает композицию, где «легче», где «тяжелее». Тут Иван Степанович не удержался и спросил: «А как вы думаете, в квадрате Малевича где «легче», где «тяжелее»?» Мужчина покраснел, надулся и заревел как водопроводная труба: «Да ваш Малевич — это просто ху**я! Х**ня-ня-ня - раздалось эхом.» На балконе находились журналисты. Услышав рёв, они буквально скатились с лестницы, чтобы отснять что-то, явно остренькое. Но Иван Степанович решил больше не продолжать дискуссию, и мы пошли дальше осматривать выставку.

Соловьёв был экстравертом, человеком энциклопедических знаний, всесторонне развитый. Не было темы, которую он не мог бы поддержать. Создав свою систему, он старался её передать художникам и всем тем, кто способен был эти знания принять и воплотить. Насколько я помню,я и Гена были единственные ученики, которые владели академическим рисованием. Все остальные были либо самоучки, либо встали на путь искусства благодаря Ивану Степановичу. Так, он вырастил прекрасного художника, работающего в направлении наивного искусства – Альфрида Шаймарданова, работы которого представлены в книге. Сам Соловьёв считал что не умеет рисовать, и очень переживал на по этому поводу, но тем не менее создал целую линейку картин и графики в примитивном и авангардном направлениях. Его работы тоже представлены в книге.

Соловьёв был невероятно начитан и основной бедой современных художников считал низкую начитанность и элементарное невежество. Прочитав огромное количество книг по искусству, и исходя из собственного опыта, он собрал все необходимые части, которые выстроились в стройную систему семиотики портрета. Хотя «семиотика портрета» сказано условно. Эта система распространяется не только на портрет, но и на другие жанры.

Соловьёв считал, что миссия художника писать свою эпоху, присущим ей языком. И тут вспоминается интервью с Михаилом Шемякиным:

На вопрос корреспондента для чего богом создан художник, Михаил Шемякин ответил: «Мы очерчиваем профиль истории. Без нас вообще не было бы истории, зрительной. Что для нас восемнадцатый век: это кринолины, это высоченные парики, это музыка, это Рамо и прочее всё. Мы говорим готика: возникают вот эти соборы, эти длинные башмаки, возникают рыцари, возникает всё …Т.е каждую эпоху вычерчивает художник»

Книга «Семиотика портрета» даёт все инструменты для очерчивания профиля истории, профиля своего времени, любому и даже тому, кто не умеет рисовать, но способен воспринять эту информацию.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.