Семиотика портрета
Санкт-Петербург
Иллюстрированное издание

Выберите вознаграждение

Новость №8
26 января

Вчера, 25 января, был день рождения Владимира Высоцкого(25 января 1938 – 25 июля 1980 гг.). В продолжение предыдущей статьи, где упоминалось «Лукоморье», хочу продолжить эту тему и написать трактовку песни Высоцкого «Лукоморья больше нет», которую он написал в 1967 году, отсылающую читателя к знаменитому прологу пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В книге «Семиотика портрета» мы не пишем про Пушкина и Лукоморье, про песни Высоцкого, мы пишем про символику, которая остаётся базовой как для поэтов, так и для художников. В своей книге мы рассказываем о фундаментальных знаниях, которые необходимы для прочтения произведений искусства, любого, будь то: живопись, скульптура, архитектура, поэзия, проза, кино, театр и т.д.. Приводим многочисленные примеры. Если пишется или рисуется дуб, подразумевается монархия, пример И. Шишкин «Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Дубы» и т.д. Помним, что художник или поэт это летописец своего времени.

Если вспомнить, про базовую символику, а именно: Лукоморье – у излучины реки Невы, дуб – символ монархии; кот символ буржуазии (дворян) и не имеет значения его окрас, так как коты по природе хищники; цепь – финансовая система государства, идёт направо - значит в сторону правящего класса, налево - значит в сторону народа. Это и есть те базовые знания, которые помогут трактовать, расшифровать произведения других авторов, художников или поэтов. Как пример, разберём текст к песне Владимира Высоцкого «Лукоморья больше нет», на уровне символов, не вдаваясь глубоко в исторические подробности:

Лукоморья больше нет, от дубов простыл и след,
Дуб годится на паркет, так ведь нет -
Выходили из избы здоровенные жлобы,
Порубили все дубы на гробы.

Монархии больше нет, (1967 год написания песни),нет столицы Санкт-Петербурга, после революции страну растащили, разграбили. А в советское время и посей день многочисленные: дворцы, особняки, церкви, имения – использовали как склады, гаражи, коровники и так далее. Использование культовых учреждений как зернохранилища и бассейны это и есть: «Выходили из избы здоровенные жлобы, Порубили все дубы на гробы.» Именно так и происходило со многим наследием, оставшимся после прежних хозяев. Во-первых, за время Гражданской и Великой отечественной воин полегло много народа, лучшего, самоотверженного (идейного) народа. Вспомним лозунг «Коммунисты и комсомольцы – вперёд!». Выбивался генофонд страны («Дубы на гробы»).И второе; интерьеры многочисленных дворцов, особняков, имений и церквей утрачены, в прямом смысле «угроблены». Многочисленные примеры в любом регионе страны.

Высоцкий, символически высказывает своё отношение к власти, от самых её истоков, от революции. Читаем дальше:

«Распрекрасно жить в домах на куриных на ногах,
Но явился всем на страх Вертопрах,
Добрый молодец он был - бабку-ведьму подпоил,
Ратный подвиг совершил, дом спалил.»

Явился Вертопрах, т.е. легкомысленный человек, гуляка. Под этим можно понимать смену власти. Бабка-ведьма символизирует старую страну. Любая старуха это старая страна.«подпоил» дал волю номенклатуре. «… дом спалил», слово «спалил», можно трактовать как «сдал», «спалился». Возможно, у Высоцкого был образ собирательный. Тут много вариантов, но разбор любого произведения, и каждого четверостишья, это тема отдельной статьи.

Следующее четверостишье:

«Тридцать три богатыря порешили, что зазря
Берегли они царя и моря,
Каждый взял себе надел, кур завел и в нем сидел
Охраняя свой удел не у дел.»

Тридцать три богатыря можно трактовать как монархическое войско и старые элиты, которые проиграли в гражданской войне с большевиками и осели за границей «Охраняя свой удел не у дел». Тут можно говорить о 16 республиках,в которых были удельные, номенклатурные князьки на местах.

Читаем дальше:

«Ободрав зеленый дуб, дядька ихний сделал сруб,
А с окружающими туп стал и груб,
И ругался день-деньской бывший дядька их морской,
Хоть имел участок свой под Москвой.»

Некоторые элиты, как мы знаем из истории, остались в стране и перекрасились. «Дядька ихний», имеется ввиду Черномор – «черно», это чёрный, а чёрный цвет, это можно сказать, штамп буржуазии любой страны. У Пушкина было два Черномора: один Черномор дядька (родственник) 33 трёх богатырей и в другой сказке «Руслан и Людмила», отрицательный персонаж, злой колдун Черномор, укравший Людмилу. У Черномора в сказке «Руслан и Людмила» была очень длинная борода, а борода, как и волосы, это символ власти. Можно предположить, что речь идёт о деяниях Хрущёва, который с западными соседями был груб и туп, стоя на трибуне эмоционально кричал и махал кулаком, говоря: «Я покажу вам, Кузькину мать!», при этом имея свой участок под Москвой, тут можно понимать все республики, ( но и вся территория соцлагеря, участок ), говоря современным языком, так называемое «замкадье».

Продолжаем читать:

«А Русалка, вот дела - честь недолго берегла,
И однажды, как смогла, родила,
Тридцать три же мужика не желают знать сынка,
Пусть считается пока сын полка.»

Русалка в искусстве символизирует утопленницу или бесплодную страну (у которой нет половой щели), но и морскую державу. Высоцкий подсмеивается и под русалкой понимает новую молодую страну, которая: «как смогла, родила». Но старые элиты не признают народ страны (рабочих и крестьян), который родила новая власть: «Тридцать три же мужика не желают знать сынка, Пусть считается пока сын полка».

Дальше можно только догадываться, к кому «как в тюрьму» пошла русалка со своим сыном. Дорогие читатели, какие варианты?

«Как-то раз один колдун, врун болтун и хохотун,
Предложил ей, как знаток бабских струн,
Мол, русалка, все пойму и с дитем тебя возьму,
И пошла она к нему как в тюрьму.»

И вот, на сцену выходит, тот самый, учёный кот, как символ новой, воровской перекрасившейся из чёрной в красную буржуазии (номенклатуру).

«Там и вправду ходит кот, как направо, так поет,
А как налево - так загнет анекдот,
Но ученый, с*кин сын, цепь златую снес в торгсин,
А на выручку - один в магазин.»

Затем поэт погружается в образ своего времени, и пишет в стилистике песни «Диалог у телевизора».

«Как-то раз за Божий дар получил он гонорар,
В Лукоморье перегар на гектар,
Но хватил его удар и чтоб избегнуть Божьих кар
Кот диктует про татар мемуар.

Депортация татар.

А борадатый Черномор, лукоморский первый вор,
Он давно Людмилу спер, ой, хитер!
Ловко пользуется, тать, тем, что может он летать,
Зазеваешься - он хвать - и тикать.»

Под понятием «летать» можно понимать - торговать, так как крылья бывают не только у ангелов, но и у бога торговли Меркурия.

«А коверный самолет сдал в музей в запрошлый год,
Любознательный народ так и прет,
И без опаски старый хрыч баб ворует - хнычь, ни хнычь,
Ой, скорей его разбей паралич!»

Можно предположить отношение Высоцкого ко времени и власти, в которой он жил, и то, что «старый хрыч баб ворует», возможно, имелось ввиду установления советской власти в разных странах и создание социалистического лагеря. Украсть женщину, в искусстве означает украсть страну. В отличии от многих советских граждан, Высоцкий часто выезжал за границу в капиталистическую Францию, а также много путешествовал и побывал с нескольких десятках стран. Тема пьянства, была очень популярна и злободневна, и не только у Высоцкого, достаточно вспомнить Аркадия Райкина и его юморески про пьяниц.

«Нету мочи, нету сил - Леший как-то недопил,
Лешачиху свою бил и вопил:
"Дай рубля, прибью а то, я ж добытчик, али кто?
А не дашь, тоды пропью долото!"

"Я ли ягод не носил?",- снова Леший голосил
"А коры по сколько кил приносил!
Надрывался издаля все твоей забавы для,
А ты жалеешь мне рубля, ах, ты тля!"

И невиданных зверей, дичи всякой нету ей,
Понаехало за ей егерей,
Так что значит не секрет - Лукоморья больше нет,
И все, о чем писал поэт - это бред.»


Все куплеты чередуются с припевом, в котором поэт грустит о существующем положении.

Припев:
Ты уймись, уймись, тоска, душу мне не рань,
Раз уж это - присказка, значит дело дрянь.

Остаётся только сожалеть, что поэт не дожил до постперестроечного времени и не видел всё то, что видим мы. Он говорил своему народу правду, но(!) правду символическую.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.