Форум детско-взрослых производств имени А.С.Макаренко
Владимир
Технологии

Выберите вознаграждение

С 1-го по 5-е апреля 2015-го года в городе Владимир состоится 13 конкурс имени А.С.Макаренко – это хороший повод оценить роль и место наследия выдающегося педагога в нашем настоящем и будущем. За последние 10 лет сообщество учёных и практиков, объединённых Макаренковской ассоциацией, страницами старейшего журнала России «Народное образование» и общностью взглядов на теорию и практику воспитания проделало качественную работу, направленную на осмысление педагогики Макаренко в контексте реалий и проблем современной России.

Какой была бы Россия, будь наша школа не деклараративно-деятельностной…, а производящей? Будь она нацелена не на «развитость говорения», а на «мастерство делания»? И какой будет Россия, если эффективность образования будет оцениваться не по «баллам за знания», а по эффективности её выпускников в реальной жизни?

Подлинная ценность наследия А.С. Макаренко в силу идеологических и политических причин долгое время была скрыта от соотечественников, а его опыт оставался невостребованным. Дело в том, что раннее и глубокое приобщение детей к социально значимой продуктивности, к производству, к технологической культуре и производственным отношениям запускает психологические процессы, результат которых – развитое чувство собственного достоинства, самоуважение. Такие люди имеют собственное мнение и не склонны поддаваться манипуляциям. Власть, решавшая задачи управляемости, не могла допустить массового использования опыта Макаренко. Неслучайно же до 1963 года у нас в стране выносились приговоры в порядке «раскулачивания». В стране не поощрялись самостоятельность, независимость, предприимчивость – всё то, что обусловило экономический рост так называемых «развитых стран». Итогом этой политики стало крайне низкое качество человеческого капитала в России: доля рабочих высокой квалификации в промышленности ниже уровня ЕС и США в 10 раз, производительность труда ниже в 5—7 раз и т.д.

А.С. Макаренко изобрёл и апробировал «воспитательную машину», способную эффективно производить человека с высоким потенциалом продуктивности. Однако по известным причинам эта «воспитательная машина» всё ещё остаётся на «запасном пути».

Что интересно, пока мы наращивали теоретическое содержание образования, сводили технологическую подготовку к информированию о технологиях, развитые страны активно наращивали объёмы и качество технологического образования, причём практического характера. Делалось это и делается как в рамках традиционного образования, так и через образовательные практики, происходящие из «обучения деланием» Д. Дьюи. Но даже сегодня они лишь приближаются к параметрам «воспитательной машины» А.С. Макаренко, которая была и всё ещё остаётся оптимальным способом воспитания в человеке «способности приносить пользу» – способности удваивать ВВП, жить в инновационном режиме и быть конкурентоспособным.

Сегодня, когда политическое руководство страны уже прямо требует «удвоения ВВП», «перехода на инновационные механизмы развития страны», «достижения конкурентоспособности…», обращение к опыту и наследию А.С. Макаренко – самое эффективное средство решения этих задач. Все прочие методы – трудовое, технологическое, производственное, воспитывающее обучение, профориентация, экскурсии на предприятия, встречи с ветеранами труда и т.п., в нашей истории уже были. Но они не повлияли ни на производительность, ни на долю квалифицированных рабочих в промышленности. Дело здесь не в том, что всё это делалось плохо, и можно постараться всё сделать лучше. Дело в том, что педагогическая наука, сделав ставку на предметоцентризм, на теоретизацию содержания образования, на «школу знаний», совершила здесь грубейшую методологическую ошибку. Тот же Запад, достигший известных успехов на технологическом поприще, более ста лет культивировавший «обучение деланием», которое мы сейчас робко заимствуем в самых примитивных формах «метода проектов», видит школьный технопарк макаренковского типа как своё будущее.

Наш исторический шанс в кратчайшие сроки нарастить качество человеческого капитала наших выпускников в том, чтобы немедленно принять на вооружение макаренковскую модель наращивания в человеке «производящей мощности», а не двигаться по маршруту “learningbydoing”, на который у зарубежной школы ушло более ста лет.

Реализация задач развития страны, директив Президента и Правительства невозможна без «воспитательной машины» Макаренко и курса образования на «производящую мощность» выпускника школы.

В этой связи, уважаемые коллеги, приглашаю вас участвовать в социально-педагогическом проекте, направленном на прорывное улучшение качества человеческого капитала выпускников школы. Такой прорыв принципиально возможен, если главным критерием качества образования станет качество человеческого капитала, понимаемого и раскрываемого через способность выпускника школы к созданию прибавочной стоимости во всех её формах – коммерческих, производственных, социальных. Если эту способность выпускника соотнести с критериями эффективности органов исполнительной власти, сформулированными в Указе Президента РФ от 21.08.2012 N 1199, то ясно видно, что такой критерий эффективности образования соответствует духу и логике президентского указа. Эта логика в ближайшем будущем неизбежно будет приложена и к сфере образования. Не по-макаренковски будет сидеть и ждать специального Указа Президента. Наша позиция – готовить и почву, и содержание такого Указа.

Частью проекта являются Конкурс им. А.С. Макаренко и Макаренковские чтения, которые мы проводим ежегодно с 2003-го года. Макаренковская тематика становится с каждым годом всё более популярной, а Макаренковские чтения проводятся теперь в десятках регионов России. На Макаренковских чтениях задачи и проблемы перехода российского образования с позиций «школы голой учёбы» на позиции «теории человеческого капитала» будут обсуждаться в проектировочном и дискуссионном формате. Внедрение «логики человеческого капитала» в практику образования и воспитания – это формирование новой образовательной политики, которую мы с вами можем и должны сделать государственной. На этом пути – множество увлекательных проблем, задач и практик, требующих научного осмысления и прогностического проектирования.

Уважаемые коллеги и единомышленники! В силу определённых причин, в нашем профессиональном сообществе очень мало специалистов, понимающих макаренковскую воспитательную модель именно так, как её понимал сам А.С.Макаренко. А тех, кто способен хотя бы мысленно «привязать» эту модель к современной школе, практически нет. Не случайно всюду звучит, что создание детско-взрослых образовательных производств в современной школе невозможно. Значит и воспитательная модель Макаренко тоже невозможна, поскольку без «материальной основы воспитания» - реального высокотехнологичного, прибыльного и образцово организованного производства она не существует. Поэтому участие в работе макаренковского форума практиков образования из разных регионов страны является чрезвычайно важным делом. Нам всем надо выйти из тупика «школы голой учёбы» и привести устройство школы и образования в соответствие с задачами развития страны!

- 50000 рублей   - комиссия Boomstarter 

- 100000 рублей - разработка и издание печатной продукции (буклеты, приглашения, флайеры, афиши, визитки). Поддержка сайта, рассылка материалов, телефонные переговоры со всем миром.

- 10000 рублей - оформление зала под Форум (баннеры, материалы по А.С.Макаренко,  плакаты и проч.)

- 17000 рублей - изготовление  баннеров с именами спонсоров и символикой нашего проекта

- 100000 рублей – аренда помещения под Форум (5 дней).

- 10000 рублей - расходы на реализацию развлекательной программы на Форуме (призы участникам конкурсов, канцтовары, хозяйственные товары и проч.)

- 20000 рублей - рекламная продукция (часы с логотипом Форума, футболки и магниты с символикой проекта)

- 70000 рублей – аренда автобуса для перевозок по Владимирской области в школы-хозяйства и биовегитарий.

- 33000 рублей - аренда аппаратуры и техники для программы Конкурса

- 100000 рублей оплата за проезд, проживание и питание почетных гостей Форума( Президенты международной и Российской Ассоциаций имени Макаренко, академики и профессора)

!!! Обращаем ваше внимание, что все услуги по организации и проведении Форума мы берем на себя - в нашей смете проекта нет оплаты труда  специалистов. 

Все деньги, которые будет выручены сверх указанной суммы, пойдут на призы и поощрения участникам Форума!