RockиЯ. 1/6 мирового рок-н-ролла
Москва
Документальные фильмы
Untitled 2

Выберите вознаграждение



В настоящий момент в российском документальном кинематографе отсутствует единое комплексное видеоисследование, своеобразная видеоэнциклопедия русского рока. Русский рок, являющийся культурным и социальным феноменом истории СССР и России обладает высочайшей социальной значимостью, поскольку все слои общества – от старшего поколения 60-х годов, до современной молодежи, интересуются русским роком, его историей, историей его главных фигур.


Фильм «RockиЯ: 1/6 мирового рок-н-ролла» посвящен наиболее мало исследованной странице истории русского рока – его зарождению в 60-е годы, становлению основных музыкантов, раскрытию социальных конфликтов, возникавших по поводу творчества отдельных музыкантов и групп. Фильм построен на архивных материалах, предоставленных непосредственно музыкантами, а также на интервью с ключевыми фигурами русского рока, снятых специально для проекта.

В фильме присутствует единственный персонаж – Расссказчик, в исполнении н.а.РФ В.Проскурина – который появляется в кадре в ключевых моментах сюжета, а также читает основной закадровый текст, являясь и связующим звеном всех эпизодов фильма, и выражая авторскую позицию – как энциклопедиста русского рока и рассказчика об основных событиях истории жанра. 

Фильм начинается с рассказа о появлении первых советских рок-групп: в 60-е годы в СССР подпольным способом проникают первые рок-записи, главными из которых были записи «Битлз». Однако, официальная советская публицистика в лице, в том числе, композитора Никиты Богословского, устроила активную «травлю» «битлов», ключевой из которой стала статья «Из жизни пчел и навозных жуков». В архивной записи Н.Богословский рассказывает о том, каким образом эта статья была написана и что, на самом деле, когда он писал эту статью, то не имел ни малейшего представления о музыке «Битлз». О попадании на советский подпольный музыкальный рынок зарубежных записей и борьбе официальных властей с этим также рассказывает Л.Замятин.Но, тем не менее, запретный плод оказался сладок – и в СССР появляются первые группы, сперва «снимающие» зарубежные записи, а затем, пытающиеся и сочинять собственную музыку. Историки и музыкальные критики (А.Бурлака, А.Троицкий,Н.Мейнерт) рассказывают о становлении первых «школ» русского рока и отличия, например, московской, ленинградской и прибалтийской рок-культуры. Кроме того, продолжается противостояние между зарождающейся рок-культурой и уже существующими контркультурными диаспорами – например, представителями авторской песни, и джазменами-«стилягами», о чем рассказывает А.Козлов. Однако, уже в начале 70-х годов начинают предприниматься первые попытки соединения российскими музыкантами джазовой и рок-музыки, о чем также рассказывают А.Козлов и В.Рацкевич.

Также поднимается проблема написания рок-песен на русском языке и возможности положить на западную музыкальную основу канонов классического литературного стиха. А.Пантыкин рассказывает о соединении классических музыкальных и литературных канонов и современных принципов рок-творчества. Также А.Градский, С.Намин и А.Макаревич рассказывают о первых опытах написания песен на русском языке.

Развенчивается сложившийся в обществе миф о противостоянии рок-музыки и госбезопасности: очевидцы подчеркивают тот факт, что КГБ не интересовалось рок-музыкой, и единственными настоящими противниками популяризации рок-музыки были члены Союза композиторов, которые не желали допускать в свой стан молодых конкурентов из «неакадемического» стана, о чем рассказывают А.Кутиков и С.Мазаев. Однако, о внимании органов внутренних дел к музыкантам, которые официально могли быть признаны тунеядцами, рассказывает С.Попов – именно так и появляется воспетое русским роком «поколение дворников и сторожей».

Раскрывается вопрос о желании рок-музыкантов наконец-то работать официально: так, многие рокеры начинают идти работать в филармонию, идя в какой-то мере на компромисс с собственным творчеством. О том, как получалось сочетать официальную работу в филармониях и ВИА с рок-творчеством рассказывают, в частности, В.Кипелов и С.Мазаев.

Рассказывается о появлении первых музыкальных фестивалей, в том числе в Тарту (Прибалтика), где состоялось знакомство лидеров московской и ленинградской рок-школ – А.Макаревича и Б.Гребенщикова. Поднимается вопрос о появлении первого официального рок-фестиваля и возможности выведения рок-музыки «из подполья», поскольку многие ВИА уже фактически исполняют рок-музыку, рок проникает и в кино,
и – в несколько завуалированной форме- даже на телевидение, и, соответственно, можно надеяться на то, что рано или поздно рок будет признан окончательно.

Таким ключевым моментом становятся Олимпийские игры в Москве 1980 года, когда кажется, что настоящая свобода вот-вот пришла: на прилавках появляются дефицитные товары, заграничная «пепси-кола», а в Москву приезжает огромное количество иностранных делегаций. И в этот же год в Тбилиси проводится первый официальный рок-фестиваль «Тбилиси-80», на который приезжают лучшие рок-группы со всего СССР. Об этом фестивале, о скандале, связанном с выступлением группы
«Аквариум», а триумфе групп «Машина времени», «Магнетик бэнд» и «Гюнеш» рассказывают участники и свидетели фестиваля: Б.Гребенщиков, А.Липницкий, А.Кутиков, А.Макаревич, А.Троицкий.

Но финал фильма остается открытым: вслед за кажущимся послаблением наступают новые времена, а вслед за ними и новые испытания, выпавшие на долю русских рокеров.

Этот открытый финал дает зрителю надежду на продолжение рассмотрения истории русского рока в следующих фильмах, которые призваны стать идеологическим и сюжетным продолжением фильма.

Социальная значимость проекта на сегодняшний день очевидна. История русского рока является одной из наиболее важных страниц в истории русской массовой культуры середины ХХ – начала XXI вв. С учетом возрастающего со стороны запада интереса к российским культурным традициям ввиду увеличения сферы присутствия России на  политической и культурной арене, а также с учетом отсутствия на современном российском ТВ масштабного исследования истории отечественной рок-музыки (от СССР до современной России), снабженного воспоминаниями музыкантов  и очевидцев.