В круговороте новогодних дел, не успели написать о том, почему мы НЕ собрали деньги на #BOOMSTARTER на производство берёзового сиропа, поэтому делаем это сейчас:
Будем по порядку разбирать каждый пункт:
1. СОБСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ: (Instagram, вконтакте, facebook, Одноклассники), я разумеется особо не надеялся, что все мои 100500 друзей в контакте, инстаграме и т.д. побегут поддерживать проект, в принципе никто из друзей не обязан, я тут ни на кого не обижаюсь, в целом ведь задача стояла в поиске целевой аудитории для этого товара, конечно, всем спасибо за репосты, лайки и интерес к проекту, это всегда поддерживает! В общем по этому пункту вывод такой: нужно развивать свои группы и аккаунты в социальных сетях, своего ресурса катастрофически не хватало, думаю, что если бы подписчиков инстаграме было бы тысяч 25-30, то мы бы свернули эту гору!
2. МЕСТНЫЕ СМИ:
После отправки пары пресс-релизов, я понял, что на местные СМИ рассчитывать не стоит, тут всё-таки нужно было заранее разговаривать, встречаться, договариваться о бесплатном информационном партнёрстве (ну это когда ты рекламируешь их, а они тебя), думаю если вообще ни с кем не договариваться, то местные СМИ бесплатно подключились бы только в том случае, если бы проект уже собрал большую сумму и это был бы интересный инфоповод. Те расценки, которые были предложены за освещение темы на их ресурсах, были сопоставимы со стоимостью рекламы у крупных блогеров, соотвественно, выбирая между СМИ и блогером, я бы посоветовал второе.
3. БЛОГЕРЫ: это был важный просчёт кампании, когда мы впопыхах начали вести переговоры с различными блогерами на счёт обзоров и призывов поддержать кампанию, то сразу же поняли, что это нужно было делать примерно за месяц до старта, т.к. во-первых продукт нужно было отправить на дегустацию, во-вторых убедить менеджере блогера, что мы не мошенники и реально делаем это дело, т.е мы не пытаемся обмануть подписчиков и тем самым подставить блогера. Договориться очень быстро получилось только с одним блогером полумиллионником и то мы долго стояли в очереди на размещение, непосредственно сироп она рекламировать отказалась по причинам описанным выше, и мы просто запустили рекламу новогодних товаров, которые мы уже продавали, эффект был, не скажу что прямо мощный, но он был, все расходы отбились и мы получили большой приход подписчиков, хотя брали всего один сторис! Так что если делать что-то подобное, то блогеры в связке с контекстной рекламой - это хороший рецепт.
4. ТАРГЕТИРОВАННАЯ РЕКЛАМА: никогда, вы слышите, никогда не настраивайте рекламу в инстаграмм, фэйсбук и так далее самостоятельно, не сливайте на это деньги, обратитесь к чувакам, которые этим занимаются профессионально, они всё подскажут и настроят, и если они реально шарят в этом деле, то вы получите результат. Конкретно в нашем случае вся реклама была подключена на Кострому, но все спонсоры, кроме одного в итоге были из Москвы))).
5. ВЕРА В СИЛУ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА: я вообще считаю, что если рядом с тобой есть фермер, который производит, например, молоко, то местные жители просто обязаны к нему встать в очередь за его продукцией! Ребята, камон, поддержка мелкого бизнеса вокруг тебя, приводит к его развитию, а как следствие к улучшению жизни вокруг тебя, ну если у твоего соседа корова, все у него покупают молоко, а он на эти деньги купил ещё одну корову, покрасил забор и начал наконец подстригать газон, то это же здорово! К сожалению у многих из нас психология такая: "Я у своего "соседа" покупать буду? Это что бы он на мне наживаться стал? Да хрен ему!". Поэтому вместо того, что бы купить молоко с фермы на рынке, мы купим порошковое с пальмой, но в магазине и ещё дороже даже. В общем пока эта культура у нас в зачатке, надеюсь, что когда-то всё изменится...
6. ВЫБОР ПАРТНЁРОВ: делали всё по методичке #BOOMSTARTER, там много хороших советов! Одна из идей, которая меня привлекла, это кросс-постинг, в нашем случае мы предложили одно из вознаграждений, в котором были задействованы сразу несколько компаний в Костромской области и тем самым, они у себя в своих информационных ресурсах, должны были так же порекламировать нашу идею, а мы в свою очередь, порекламировать их... В общем в этом вопросе сработало 50 на 50, 2-е наших партнёров сработали на отлично, а двое куда-то пропали, в общем выбирайте надёжных партнёров и всё будет ок. Большое спасибо Вам @Терем Асташово и @Магазин Губернские продукты, кстати по моим подсчётам именно после публикации в группе терема Асташово, пришло сразу около 6 спонсоров. В общем и целом по этому пункту мы не доработали, о кросс-постинге нужно было так же подумать заранее, учтём на будущее!
7. РЕКЛАМНЫЙ БЮДЖЕТ: по моему теперешнему опыту, рекламный бюджет на всё должен быть от 10 до 15% от желаемой суммы сбора, как ни крути, а на одном энтузиазме и репостах далеко не уедешь!
8. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС: в принципе администрация района к идее адекватно отнеслась, не было противодействия, неадекватной реакции, не просили вычеркуть про мост информацию, ну да правда, проблема есть, чего скрывать... , наоборот во всём что просили обещали помочь и помогли. Не ощутили какой-то вовлечённости, всё-таки можно было как-то сверху эту идею запустить, губернатору рассказать, может репостул бы там он как, может ещё бы кто репостнул, а там глядишь и СМИ бы завелись, у нас же так часто бывает... В общем не будем судить, может в следующий раз подключатся активней.
9. ВРЕМЯ ЗАПУСКА ПРОЕКТА И ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ: мы как могли гнали запуск к "до нового года", и даже вознаграждения сделали частично новогодними, и как я теперь понимаю - это была серьёзная ошибка. Большинство людей покупают подарки впритык, 28-30 декабря, за месяц покупают немногие, соотвественно те вознаграждения, которые мы предлагали были не так ещё актуальны в пик освещения проекта. Был так же расчёт на компании, которые могли заказать эти вознаграждения, как бизнес подарки, но и тут вот какая вещь, все крупные компании "новогодку" заказывают ещё в начале осени, т.к. знают, что в сезон и цены выше и сроки больше, а многие небольшие компании задумываются об этих вопросах так же практически "впритык". Как итог новогодние вознаграждения принесли менее трети взносов, справедливости ради стоит сказать, что 1 корпоративный заказ через бумстартер всё-таки пришёл, но это была хорошо нам знакомая компания, и наверное, это скорее случайность, чем закономерность, хотя я могу и ошибаться. В общем как-то всё скомкалось в кучу, мне кажется, что мы запустились не в самое удачное время, есть поле для "подумать".
10. НАС СБИЛИ КОРПОРАТИВНЫЕ ЗАКАЗЫ: что есть то есть, через несколько дней после запуска проекта, нам поступил достаточно крупный заказ, который на 8 дней полностью отстранил от всех дел связанных с сиропом, потом ещё один, потом ещё, потом подключились физ.лица и новогодние ярмарки, из всех утюгов уже во всю звучал джинг бэлз, и мы со своим сиропом где-то затерялись...
11. ВЫНОС ПРОЕКТА В ОФФ-ЛАЙН, ДЕГУСТАЦИИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ... на это тоже собственно сил не хватило, посыпались новогодние заказы, ярмарки, и вроде бы мы хотели сделать хотя бы небольшую символическую дегустацию, просто что бы поснимать видео, получить живые отзывы и сделать контент для соц.сетей, но даже на это времени не хватило... а ведь каждый месяц проходит масса событий, веганские маркеты, тусовки и прочие мероприятия, в формат которых можно было встроиться и порекламировать продукт.
Общая оценка кампании 3 с минусом, будем работать над ошибками, не хотелось бы что-то декларировать на будущее, но в целом есть большое желание сделать перезапуск, потому что лично по моим ощущениями, краудфандинг работает, что бы добиться успеха нужно просто больше усилий и работать, работать и работать! Просто будем считать эту кампанию разведкой боем!) #льговскаяпасека #льговольгово #берёзовыйсироп