Развивая школу фермеров, сохраняем деревню!
Вологда
Еда

Выберите вознаграждение

Новость №8
22 февраля

ВСЕМ ЗДРАВСТВУЙТЕ)))

Хотела бы поблагодарить наших новых спонсоров:

С Вашего позволения немного о печальном (((

Россия – страна умирающих деревень.

В течение последних 15-20 лет постоянно уменьшается численность сельского населения – как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока. Процесс депопуляции сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число заброшенных деревень. Например, только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на 6 тысяч – с примерно 13 тысяч до 19,5 тысяч). Также растет количество сельских населенных пунктов с небольшим числом жителей. Так, в более чем половине всех сельских населенных пунктов (54%; или около 62% от всех заселенных сельских населенных пунктов) проживают от 1 до 100 человек. В некоторых субъектах РФ доля обезлюдивших деревень превысила 20%– в основном, в регионах Центральной России и Севера: например, в Костромской области 34,1% всех сельских населенных пунктов (более 1,1 тыс. заброшенных деревень), в Вологодской области – 26,6% (более 2,1 тыс. заброшенных деревень) и т.д. В целом, в СЗФО доля деревень без населения выросла к моменту последней переписи населения в 2010 году до 20% (с 13,4% в 2002 году), в ЦФО – до 16,3% (с 10,1% в 2002 году); в остальных федеральных округах эта доля ниже.

При этом процесс депопуляции в территориальном разрезе идет неравномерно. Происходит концентрация сельского населения вокруг отдельных «очагов» при одновременном расширении областей депрессивных сельских территорий, для которых характерна постоянная депопуляция. В качестве очагов, во-первых, выступают пригороды и территории вокруг крупных центров. Во-вторых, достаточно активно развиваются сельские территории Юга России – территории ЮФО и СКФО, из-за чего многие исследователи проблемы говорят о тенденции перемещения сельского населения России из когда-то сравнительно густо заселенных сельских территорий Центральной России и Поволжья в южные регионы страны. Для регионов ЦФО и ПФО, а также СЗФО, напротив, в последние годы характерны особенно выраженные процессы депопуляции сельских территорий.

Так, например, в период между переписями населения 2002 и 2010 годов произошло значительное уменьшение численности сельского населения в ЦФО (примерно на 458 тыс. чел.), СЗФО (примерно на 227 тыс. чел.), ПФО (примерно на 390 тыс. чел.), СФО (примерно на 391 тыс. чел.) и ДФО (примерно на 24 тыс. чел.), в то время как в УФО, ЮФО и СКФО, произошел рост численности населения, в особенности заметный в регионах СКФО (примерно на 228 тыс. чел.).

В 2011-2015 годах во всех федеральных округах происходило практически постоянное снижение численности сельского населения, и исключением стал СКФО, где фиксировался постоянный прирост сельского населения. Небольшой прирост сельского населения также был зафиксирован и в ЮФО в 2014-2015 годах.

Именно в СКФО зафиксирована самая высокая доля сельского населения в общей численности населения – 50,9%. При сопоставлении долей сельского населения разных федеральных округов от общей численности сельского населения страны мы увидели, что прирост доли сельского населения округа в общей численности сельского населения страны характерен СКФО и ЮФО (в совокупности на 2,35% с 2002 года до начала 2016 года, без учета сельского населения бывшего КФО) и отчасти для УФО (в УФО эта доля снижается в последние годы). Доля сельского населения остальных федеральных округов, напротив, в этот период снизилась.

Основные причины уменьшения численности сельского населения лежат сугубо в социально-экономической плоскости. Прежде всего, для сельских населенных пунктов характерен более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень безработицы, в том числе застойной. Анализ социально-демографической структуры сельского населения показал, что активная часть трудоспособного населения уезжает в города, что в свою очередь способствует дальнейшему социально-экономическому застою, деградации и депопуляции сельских территорий.

В частности, исследователи проблемы депопуляции сельских территорий указывают на характерный для современной России процесс возвратных трудовых миграций или т.н. отходничества, который по факту также ведет к постепенной депопуляции села. Из-за более низкого уровня жизни, тяжелой социально-экономической ситуации в сельской местности выражены негативные социальные явления. Так, в 2015 году был зафиксирован рост числа преступлений, совершенных на селе.


При этом несмотря на более низкий уровень жизни, потребительские цены в сельской местности зачастую выше, чем в городах. Сельским жителям приходится в среднем тратить большую долю всех расходов на продукты питания, чем городским жителями, также они сильно зависят от продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах. Другая проблема, являющаяся одной из причин оттока сельского населения из страны, – более низкое качество жизни сельского населения из-за невысокой доступности объектов социальной инфраструктуры (образовательной, медицинской, досуговой, транспортной) и основных услуг (прежде всего, государственных и муниципальных услуг), а также жилищных условий и недостаточной обеспеченности жилищно- коммунальными благами.

В частности, выявлено, что за последние 20 лет сельские населенные пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. Так, по данным Росстата, за последние 15-20 лет количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз (с 45,1 тыс. в 2000/01 гг. до 25,9 тыс. в 2014/15 гг.), больничных организаций – в 4 раза (с 4378 в 2000 году до 1064 в 2014 году), амбулаторно-поликлинических учреждений – в 2,7 раз (с 8389 в 2000 году до 3064 в 2014 году).

Если бы в ближайшие годы сокращение численности этих учреждений продолжилось бы в среднем теми же темпами, то буквально через 17-20 лет закрылись бы все сельские школы и поликлиники, а ни одной больницы на селе не осталось бы еще раньше – в течение 7 лет. Понятно, что это невозможно и у любой «оптимизации» есть предел, однако есть опасения, что пускай и гораздо менее внушительными темпами, но учреждения социальной сферы на селе продолжат закрываться и в ближайшие годы.

При этом если «оптимизацию» объектов социальной инфраструктуры зачастую обосновывают снижением численности населения, то, в свою очередь, именно закрытие этих учреждений является одной из важнейших причин дальнейшего, еще более быстрого оттока сельского населения в города. Стоит отметить, что «оптимизация» объектов социальной инфраструктуры идет гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшается численность сельского населения и прекращают свое существование сельские населенные пункты. Таким образом, это ситуация замкнутого круга, когда сельские населенные пункты вместе с закрытием школы или медицинских учреждений лишают последней надежды на будущее.

Государство, по сути, целенаправленно проводит политику депопуляции сельских территорий, освоенных со столь значительным трудом предыдущими поколениями, и явно не имеет стратегического понимания потенциальной экономической востребованности этих территорий в будущем. Обеспеченность жилищно-коммунальными благами также остается на недостаточном уровне. Так, только в трети сельских населенных пунктов есть водопровод (при этом 57% общей площади сельского жилищного фонда обеспечены водопроводом). 45% всей площади сельского жилищного фонда обеспечены водоотведением, 33% – горячим водоснабжением.

Процесс депопуляции сельских территорий не является уникальным российским явлением, он во многом схож с аналогичными процессами в других странах. В целом, динамика уменьшения численности сельского населения в России вполне сопоставима с этим показателем в зарубежных странах. При этом процессы депопуляции и опустения сельских территорий идут в России по сравнительно негативному сценарию, связанному с гиперконцентрацией населения в столице и крупных городах и более характерному для стран Азии и Латинской Америки.

Отметим, что в некоторых странах в последние годы наблюдается прирост сельского населения (с этой точки зрения интересен случай схожей с Россией по климатическим и географическим особенностям Канады); также власти многих стран разрабатывают и применяют различные меры для сдерживания оттока населения с сельских территорий. В связи с этим может быть полезным подробное изучение зарубежного опыта борьбы с негативными последствиями этого процесса, а также успешных кейсов.

Сегодня отдельные меры по сдерживанию депопуляции сельских территорий в России предусмотрены на уровне государственных программ. Однако следует признать, что общее направление государственной политики ведет к концентрации финансов, рабочих мест и, как следствие, населения, в столице и других крупных городах. Попытки сохранения численности сельского населения и стимулирования миграции населения в сельскую местность не работают, поскольку точечные меры проваливаются из-за фактического отсутствия условий для развития сельских территорий.

Для решения этой проблемы необходимы комплексные социально-экономические преобразования, в противном случае тренд не сменится, и по результатам следующей переписи населения мы получим данные о еще большем числе обезлюдивших деревень и продолжающемся снижении численности сельского населения.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.