"Желая принести важные пользы Отечеству..."
Русский механик-изобретатель из мещан, прозванный "Нижегородским Архимедом".
Родился в Нижнем Новгороде в 1735 голу в семье мелкого торговца-старообрядца.
Будучи взрослым, жил при дворце Екатерины, Павла а затем Александра I. Знавал тяжесть царских милостей и позор нищеты. Большая часть жизни его прошла среди петербургских вельмож, академиков и своих помощников- мастеровых, отчеств не имеющих, зато наделенных разумом и смекалкой.
С ранних лет обнаруживал способности к изобретению сложных механических устройств: карманным ножом вырезал разные диковин: игрушки, флюгера, шестеренки. Весной на ручьях устанавливал водные колеса, летом строил шлюзы для ключевой воды.
Чтоб понять секрет часов, обзавелся книгой Георга Крафта "Краткое руководство к познанию простых и сложных машин, сочиненное для употребления российского юношества", на которой выросли многие русские изобретатели.
"Наказал меня Господь,- во всеуслышанье провозглашал отец Ивана, торговец мукой,- из сына не будет проку..."
Чтоб отвлечь Ивана от досужих занятий, отец рано поставил его за прилавок, но тот прятался за мешками и там мастерил очередную диковинку.
Однажды у нижегородского губернатора Аршеневского сломались часы и мастером порекомендовали Кулибина, на что губернатор рассмеялся. После починки Аршеневский принялся расхваливать Кулибина и вся почтенная публика Нижнего понесла к нему часы.
Закрыл свою мучную лавку и открыл часовую мастерскую. Задумал он создать часы, которых в свете не было. Деньги на их изготовление ему предложил купец Костромин.
21 мая 1767г. чудо-механик представил часы-яйцо Екатерине II и дрожащим от волнения голосом сказал:
-... Не только знатных ты наблюдаешь,
Но и загнанных всех защищаешь...
Когда императрица увидела часы, повелела: "Вызвать в Петербург, в Академию".
27 февраля 1769г. Костромин и Кулибин со своим семейством прибыли в Санкт-Петербург. На сей раз изобретатель положил к ногам царицы новые диковины- электрическую машину, микроскоп, телескоп. После чего его назначили заведующим механическими мастерскими.
Это были чрезвычайно плодотворные для русской науки годы.
Только один из немцев принял участие и признавал в Иване Петровиче гениальные способности. Это был Леонард Эйлер. Другие полагали, что из русских ни ученых, ни художников быть не может. Беседам Эйлера Кулибин обязан многими познаниями и развитием своего таланта.
В то время как последняя четверть XVIIIв. знаменовалась в Европе успехами в мостостроении, нововведениями в транспорте, строительством каналов в Англии, усовершенствованием шоссейных дорог во Франции, в России будто не слышали об этом! И лишь один Кулибин взвалил на себя тяжелейшую задачу- разработать проекты разнообразных мостов для рек России и прежде всего для Невы.
В 1777 году им изобретена и сделана из одной дуги модель дуги невского моста, опробованная и одобренная Академией Наук. Другие его чертежи деревянных и железных мостов пылились в ожидании, что обещания их строить будут исполнены.
В 1779 году Кулибин изобретает фонарь- прообраз прожектора. Это изобретение помогло разбогатеть многим петербургским мастерам. Сам же Иван Петрович на нем ничего не нажил.
Кулибин оставил после себя кипы чертежей, но они не были воплощены в жизнь, так как слишком много было требующих взять с Запада все готовое.
В 1881 году Иван Петрович уезжает из столицы, сдав многие проекты в архив Академии. С собой взял лишь эскизы механического судна, не оставляла его мечта одарить человечество вечным двигателем. При переезде он вторично становится вдовцом и селится со своим семейством ( от двух браков имел 8 детей) на Берегу Волги. В возрасте 70-ти лет решается в третий раз женится и рождается у него еще три дочери.
Невеселыми были последние десять лет его жизни среди соседей, считавших его "колдуном, способным сглазить", не понимающих от чего это бывший придворный механик, получающий немалую пенсию, все средства изводит на изобретения.
На восьмом десятке лет он разрабатывает еще ряд изобретений- доводит до совершенства проект железного моста, проектирует соляную машину для солеваренных заводов. Все- для облегчения труда рабочего человека.
В 1813 году при пожаре сгорели многие его модели и инструменты. Отстраивая дом, за последние пять лет жизни Кулибин сделал еще немало- сделал эскиз церкви, разработал два варианта дорожной кареты, сконструировал фортепиано.
Последние четыре года жизни провел в тревожном ожидании решения учести строительства железного моста. Гораздо позже технические соображения Ивана Петровича по поводу моста получили признание.
Последние месяцы он редко вставал с постели, лежал обложенный чертежами и постоянно что то правил и все чертил, пряча листы под подушку. В ночь на 30 июля Иван Петрович заснул и не проснулся.
В доме не было ни копейки. Сын первого ученика принес немного денег. На то и похоронили.
- Наталья Костюкова
- Автор проекта