Сохраним вековую пасеку
Екатеринбург
Еда

Выберите вознаграждение

Привет, друзья! Меня зовут Ольга Иванова, я сноха пчеловода. Расскажу вам историю нашей удивительной пасеки, которой скоро исполнится 100 лет. Это замечательное место в маленькой деревушке Усть-Маш возле реки Уфа, окруженное красивыми лесами и лугами. Я бы хотела, чтобы такие места не угасали, а поддерживались и развивались. Для этого необходимо, чтобы новое поколение с удовольствием принимало дело, начатое своими прадедами.

История нашей пасеки - основатель Василий Иванович

В послереволюционное время нашему прадеду, Василию Ивановичу, в молодости достались пчелы от соседа. Улья тогда представляли из себя колоды из толстого дерева. По сути, это был высокий чурбак с дуплом внутри. Пчелы, хотя и жили в огороде, были дикими. Рамки в дупло не поставишь, пчелы сами строят соты, да и следить за их развитием не представляется возможным, так как лишний раз в такое дупло не заглянешь, не повредив пчелиное гнездо.

Недалеко от нашей деревни еще сохранилась бортевая пасека, на которой мы побывали. Посмотрите как выглядела пасека нашего прадеда в довоенное время.

В послереволюционное время в деревне велась активная коллективизация. Все личное подворье забиралось в колхоз. Нельзя было иметь личных домашних животных, кур и тем более пчел. К Василию Ивановичу не раз приходили забрать его пасеку, но перевезти ее было не так то просто, Борти сами по себе очень тяжелые, а с мёдом тем более, а если там еще пчелы, то не каждый осмелится подойти к пасеке, не говоря уже о том, чтобы перемещать борти куда-то.

В послевоенное время стали разрешать заводить собственное хозяйство. Василий Иванович в то время стал председателем колхоза и активно поддерживал эту идею. Своих пчел он из бортей перевел в современные рамочные пчелиные улья. Это позволило получать гораздо больше мёда.

Наша пасека на Яндекс Карте - место где почти век стоит пасека семьи Ивановых


Выйдя на пенсию, Василий Иванович стал активней заниматься пчеловодством. Его пасека увеличилась до 65 пчелосемей. В один прекрасный урожайный год было собрано столько мёда, что не знали куда его девать. Были заполнены все емкости. Даже в бане бак для горячей воды был наполнен мёдом. Со сбытом мёда тогда проблем не было. Все излишки продуктов подсобного хозяйства сдавались государству через заготовительные конторы.

Второе поколение - наш дед Петр Васильевич

Наш дед, сын Василия Ивановича, работал шофером в колхозе и не испытывал особого интереса к пчелам, хотя в теме пчеловодства разбирался, так как приходилось регулярно помогать отцу. После смерти Василия Ивановича пасека досталась Петру Васильевичу.

Дед был человеком аккуратным, ответственным и хорошо занимался полученным наследством, выполнял все, что требуется для работы с пчелами, но не больше. Так как интереса к пчеловодству не было, то и пасека особо не развивалась. Для деда это был актив, который приносил неплохой доход. В 1978 году в деревне появился первый легковой автомобиль ВАЗ 2101, купленный дедом.

Третье поколение - наш отец Олег Петрович

Наш отец все детство провел на пасеке у своего деда Василия Ивановича. В его основные обязанности входило караулить пчел и ловить рои. В жаркие летние дни отцу бывало обидно, что его друзья весь день проводят на реке, а ему приходится работать на пасеке. Зато на зависть друзьям в 12 лет Василий Иванович купил внуку мопед.

После института и армии Олег Петрович, работая главным инженером в совхозе, женился на нашей маме. Мамин отец тоже держал небольшое количество пчелосемей и на свадьбу подарил молодоженам улей с пчелами. За пару лет один улей размножился до 8. Из-за основной работы иметь большее количество пчел отец не мог себе позволить, да и места для пасеки не было.

В 1987 году после смерти Петра Васильевича, пасека деда досталась отцу. Он объединил свою и дедовскую пасеку и главным помощником у него в начале стала бабушка, а потом сын школьник Андрей.

В 90-е годы пасека не развивалась не только потому, что отец продолжал работать в совхозе. Главной причиной стагнации было отсутствие хорошего сбыта. Кладовая была заставлена флягами с мёдом, собранным два и три года назад. Но благодаря тому, что мёд качается всегда только зрелый, давность качки на нем не сказывалась и со временем он был весь продан.

Отец очень любит пчел и связанную с ними деятельность. Постоянно читает журналы, смотрит видео, участвует в мероприятиях. На пасеке у него всегда чистота и порядок. Когда качаем мёд, даже руки заставляет вытирать насухо после мытья, чтобы лишняя влага не попала в мёд. Ведь одним из показателей качественного зрелого мёда является его низкая влажность.

В 1998 году Олег Петрович ушел с работы и посвятил себя полностью пчеловодству. За несколько лет пасека выросла до 167 ульев, были внедрены новые методики пчеловодства, позволяющие получать мёд максимально зрелый и вкусный. Пасеку делили на части и вывозили поближе к медоносам.

Четвертое поколение - Кто?

Чтобы заниматься пчеловодством нужно жить в деревне и любить это дело. Мой муж Андрей, сын Олега Петровича, уехал оттуда сразу после школы. Хотя он прекрасно разбирается в пчеловодстве, у него есть более интересные для него дела, и о продолжении семейной традиции даже не идет речи. Но зато у нас есть внук Михаил, который обожает деда и в свои 6 лет самостоятельно проявляет интерес к пчелам.

Как можно помочь сохранить пасеку?

Если будет спрос, то будет и предложение. Если пчеловод точно знает, что продаст весь свой урожай и получит хороший доход, то пасека будет только развиваться.

Когда я вышла замуж за Андрея, то активно стала помогать продавать мёд, так как этот продукт мне очень нравится. Здоровый образ жизни и полезные продукты - это то, что меня всегда интересовало. Вначале я продавала знакомым, потом через соцсети и интернет магазин, а год назад мы открыли магазин здорового питания "Правильный МЁД".

В последнее время люди все больше интересуются деревней. Мне даже поступали предложения приехать к нам на пасеку поработать волонтерами, желая пожить подальше от города. Мне кажется, начинается обратный процесс, когда люди хотят вернуться в деревню. Таких останавливает только то, что нет в деревне возможности зарабатывать. А зарабатывать в деревне можно только производством. Но произвести продукт - это пол дела. Его еще нужно продать.

Если будет стабильный сбыт, то будет прибыль, а значит, пасечники, фермеры и другие сельские производители смогут обеспечивать себя односельчан работой и заработком.

Внук Михаил, я думаю, с удовольствием поедет жить в деревню и развивать пасеку, если он сможет там обеспечивать себе стабильный доход, т.е. не будет испытывать трудности с реализацией мёда. Большинство пасек исчезают именно по причине отсутствия сбыта продукции.

Наша задача создать стабильный спрос на правильный мёд. Одним из вариантов решения этой задачи - это увеличить медовый ассортимент за счет добавок и кремирования меда. Многие люди не любят мёд в чистом виде, а в виде крема или с добавками он им нравится. Таким образом мы планируем увеличить объем реализации мёда и закрыть потребности в сбыте не только нашей пасеки, но и других подобных пасек, пчеловоды которых испытывают проблему со сбытом.

Проблема заключается в том, что сдавать мёд крупным оптовикам за копейки - это не уважать свой труд, да и просто не выгодно. Крупных оптовиков тоже можно понять так как торговые сети от них требуют минимальную цену. Поэтому в супермаркетах продаются, в основном, южные дешевые сорта мёда. Наш продукт другого уровня. Для нас важно чтобы мёд был зрелым, чистым.

Наши планы

На сегодняшний день на пасеке около 100 ульев. Ежегодно мы качаем 3-4 тонны мёда. Половина урожая родители продают сами. Ездят на рынок, ярмарки и продают постоянным клиентам, другую половину продаем мы.

На одной пасеке может быть два, максимум три вида меда. Это к вопросу когда на медовых ярмарках стоят продавцы меда, называющие себя пчеловодом, который собирает десяток видов мёда. Единственный способ увеличить ассортимент - это делать мёд с добавками.

Осенью этого года мы планируем запустить цех по фасовке и производству крем-меда и меда с добавками. Благодаря цеху мы сможем полностью реализовывать наш мёд, а также мёд других проверенных пчеловодов.

В будущем мы хотим стать аналогом медовой заготовительной конторы советских времен, в которую пчеловоды могут сдавать мёд по хорошей цене и сфокусироваться только на производстве меда, его качестве и развитии пасеки. Наши усилия должны повлиять на тенденцию исчезновения пасек.

Даже наш дед, Петр Васильевич, не имея особый интерес к пчелам, сохранил пасеку лишь потому, что у него было кому продавать мёд за достойные деньги, а что уж говорить о заинтересованных пасечниках, которые любят свое дело. Они будут все силы вкладывать в развитие пасеки, в качество меда, а не в поиск каналов сбыта.

Олегу Петровичу 66 лет и силы уже не те, чтобы, как раньше активно заниматься реализацией мёда. Остается только сокращать пасеку. Я же хочу чтобы наша вековая пасека не угасала, оставалась такой же привлекательной и легко перешла следующему поколению. Поэтому мы открываем цех по упаковке и производству крем-меда и меда с добавками и прошу вас поддержать нас в этом деле.


Наша пасека


Приезжайте в гости на нашу пасеку!