В связи с тем, что в последние годы все актуальнее становится вопрос о повышении производительности труда, повышения урожайности и сокращении затрат при производстве сельскохозяйственной продукции, актуальным становится вопрос применения сельскохозяйственной авиации для внесения химпрепаратов. Авиация в сельском хозяйстве очень активно применялась в советское время, однако в связи с тем, что парк самолётов типа Ан-2 практически весь списан по причине морального и физического устаревания, а оставшихся самолётов просто физически не хватает для выполнения даже малой доли работ, актуальным становится вопрос возрождения сельскохозяйственной авиации в Республике Башкортостан. Очевидно, что для обработки больших площадей, занятых сельскохозяйственными культурами (посевные площади в Республике Башкортостан составляю более 2,2 миллионов Га) требуется создание специализированной организации, имеющей парк самолётов с высокой производительностью. Согласно рекомендациям специалистов Министерства сельского хозяйства Республики, для выполнения авиационных работ предполагается организовать специализированный сельскохозяйственный потребительский кооператив. (СПоК) “УралАгроХим защита”. Этот вид организационно-правовой формы позволит в наиболее сжатые сроки организовать рабочий процесс и обеспечит выполнение работ для всех заинтересованных в предоставлении услуг лиц.
Выполнение авиационно-химических работ, планируется осуществлять на лёгких многоцелевых самолётах короткого взлёта и посадки DAR-27 (DornierDo-27, производство Германия), DAR-30 (СП-30 Спектр, производства Россия,г. Таганрог).
Наряду с закупкой авиационной техники, планируется создать мобильную инфраструктуру для обеспечения выполнения проведении работ: предполагается покупка нескольких автомобилей повышенной проходимости укомплектованные необходимой аппаратурой для приготовления химических смесей для опрыскивания и автономными жилыми кемперами для проживания лётного и технического состава. Использование указанной мобильной инфраструктуры позволит максимально приблизить базировку самолётов к обрабатываемым площадям, что в свою очередь, позволит наиболее полно использовать погодные условия и не зависеть от хозяйств в вопросах размещения лётного и технического персонала.
-
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВИДЫ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ:
1. Авиационно-химические работы:
- Преимущество сельхоз авиации перед наземными способами обработки заключаются в высокой производительности летательных аппаратов, возможности проведения технологических процессов в биологически благоприятные агро сроки, отсутствие механических повреждений культурных растений, отсутствие уплотнения почвы колёсами тракторов и опрыскивателей.
- Авиационно-химические работы (АХР) - один из видов применения сельхоз авиации с использованием воздушных судов, оборудованных аппаратурой для опрыскивания, рассева сыпучих и жидких материалов, средств химизации, а также энтомофагов биологического метода защиты растений
- Авиационно-химические работы осуществляется без вылета за пределы поля, ограниченного лесопосадками, с проходом на такой высоте, при которой химраствор попадает на сорные растения не только сверху листа, но и снизу за счёт мощного турбулентного потока. Существенная экономия химвещества достигается более тонкой регулировкой его расхода при так называемом ультро-малообъёмном (УМО) опрыскивании, когда снижается дозировка самого химпрепарата на 20%-30% (в основном на гербицидах).
- Кроме того, важным для хозяйств является то обстоятельство, что лёгкие самолёты (ЛС) не требует специальных площадок для авиахимработ, он может работать с небольших полян или участков грунтовых дорог размером 20 на 200 метров, в то время как самолёт Ан-2 не может обходиться без аэродрома.
- При одинаковой эффективности и себестоимости с наземным способом обработки авиахимработы с помощью ЛС в 10-12 раз производительнее. Хозяйство за счёт авиахимработ получает повышение урожайности на 15-35% и более, наряду с повышением класса зерна.
- По сравнению с наземными установками ЛС имеет большое преимущество. Существенными недостатками наземной техники является невозможность работы по высоким посевам, что исключает полностью десикацию. Под колёсами наземных установок гибнет 20 - 30 % урожая.
- Авиационный мониторинг: как визуальный, так и с использованием видеотепловизионной камеры, нефте-газо-продуктопроводов, компрессорных станций, хранилищ, с целью выявления различных техногенных аномалий, повреждений, несанкционированных врезок, хищений и т.д.;
- Мониторинг линий электропередач, подстанций и других объектов энергетического комплекса, выявление аномалии ЛЭП в различных физических диапазонах съёмки, коррозионного состояния, обнаружение мест повреждений, оценка состояния растительности, определение мест возможных замыканий, предупреждение хищений, порчи дорогостоящих материалов, электропроводов и оборудования;
- Мониторинг железнодорожных путей с целью выявления технических и техногенных аномалий;
- Дистанционное определение концентраций взрывоопасных смесей вблизи мест утечек (совместно с газоанализатором, тепловизором фото-видео оборудованием).
- Площадные и маршрутные аэро-картографические работы: (создание и обновление крупномасштабных топографических, цифровых карт и планов от масштаба 1:500 до 1:25000, фотопланы, привязанные по координатам в любой ГИС с оцифрованными контурами объектов любой местности или без них, изготовление площадных и маршрутных фотосхем, приведённых копределённому масштабу, планово-высотная привязка аэрофотоснимков, дешифрирование фотоизображения, изготовление фотопечати, топографические работы, составление цифровых топографических карт и планов местности и населённых пунктов, с созданием баз данных, перевычисление координат из одной системы в другую, планы земель сельской администрации и сельхозугодий, лесотехнические и землеустроительные работы);
- Картографические работы для прокладки автомобильных и железных дорог, строительства морских портов и аэропортов, иных инфраструктурных объектов.
- Выполнение аэросъёмки тепловизором в инфракрасном диапазоне, а после обработки - получение тепловизионной картины подстилающей поверхности и объектов с выделением мест тепловых аномалий от дефектов на объектах, а также контроля теплового состояния коммуникаций и конструкции на предмет потерь тепловой энергии, с геодезической привязкой.
- Химическая обработка лесов для борьбы с насекомыми — вредителями, а также обработка с целью предупреждения распространения болезней деревьев;
- Противопожарное авиапатрулирование и охрана лесных массивов, заповедников и торфяников с целью выявления очагов пожара, а также районов иных экологических бедствий;
- Защита окружающей среды от браконьеров, учёт и наблюдение за популяциями диких животных;
- Мониторинг наводнений, выявление мест повышенной опасности в период весенних половодий;
- Поисково-спасательные работы (обнаружение и распознавание наземных, надводных подвижных и неподвижных объектов и эвакуация пострадавших в местах повышенной опасности).
2. Авиационный мониторинг.
- Авиационный мониторинг: как визуальный, так и с использованием видеотепловизионной камеры, нефте-газо-продуктопроводов, компрессорных станций, хранилищ, с целью выявления различных техногенных аномалий, повреждений, несанкционированных врезок, хищений и т.д.;
- Мониторинг линий электропередач, подстанций и других объектов энергетического комплекса, выявление аномалии ЛЭП в различных физических диапазонах съёмки, коррозионного состояния, обнаружение мест повреждений, оценка состояния растительности, определение мест возможных замыканий, предупреждение хищений, порчи дорогостоящих материалов, электропроводов и оборудования;
- Мониторинг железнодорожных путей с целью выявления технических и техногенных аномалий;
- Дистанционное определение концентраций взрывоопасных смесей вблизи мест утечек (совместно с газоанализатором, тепловизором фото-видео оборудованием).
3. Аэрофотосъёмочные работы.
- площадные и маршрутные аэро-картографические работы: (создание и обновление крупномасштабных топографических, цифровых карт и планов от масштаба 1:500 до 1:25000, фотопланы, привязанные по координатам в любой ГИС с оцифрованными контурами объектов любой местности или без них, изготовление площадных и маршрутных фотосхем, приведённых копределённому масштабу, планово-высотная привязка аэрофотоснимков, дешифрирование фотоизображения, изготовление фотопечати, топографические работы, составление цифровых топографических карт и планов местности и населённых пунктов, с созданием баз данных, перевычисление координат из одной системы в другую, планы земель сельской администрации и сельхозугодий, лесотехнические и землеустроительные работы);
- Картографические работы для прокладки автомобильных и железных дорог, строительства морских портов и аэропортов, иных инфраструктурных объектов.
- Выполнение аэросъёмки тепловизором в инфракрасном диапазоне, а после обработки - получение тепловизионной картины подстилающей поверхности и объектов с выделением мест тепловых аномалий от дефектов на объектах, а также контроля теплового состояния коммуникаций и конструкции на предмет потерь тепловой энергии, с геодезической привязкой.
3.4 Лесоохранные работы.
- Химическая обработка лесов для борьбы с насекомыми — вредителями, а также обработка с целью предупреждения распространения болезней деревьев;
- Противопожарное авиапатрулирование и охрана лесных массивов, заповедников и торфяников с целью выявления очагов пожара, а также районов иных экологических бедствий;
- Защита окружающей среды от браконьеров, учёт и наблюдение за популяциями диких животных;
- Мониторинг наводнений, выявление мест повышенной опасности в период весенних половодий;
- Поисково-спасательные работы (обнаружение и распознавание наземных, надводных подвижных и неподвижных объектов и эвакуация пострадавших в местах повышенной опасности).