РИА FogNews
Москва
Периодика

Выберите вознаграждение

Новость №16
26 января

В последнее время фейк-новости стали вызывать больше шума и отклика у читателей, чем новости настоящие. Правду от вранья не отличают теперь даже серьезные СМИ и перепечатывают эти новости. Самое популярное агентство, поставляющее такие новости — FogNews, но сами создатели не считают, что обманывают читателей и уверены, что их проект — сатирический.

— Вы не отвечаете на вопросы, кто вы, сколько вас и прочее? Почему этот проект должен быть анонимным? На западе фейк-новости делают вполне открыто.

— Один из самых частых вопросов — вопрос о численности коллектива редакции. В настоящее время в штатном офисном расписании числится 5 человек. Ну и 10 авторов, работающих удаленно и время от времени. В общем итоге наша дружная команда насчитывает 15 человек, как в той старой английской пиратской песне из романа Стивенсона. 

Впечатление о том, что проект анонимен, — неверное впечатление. Мы не афишируем свой юридический адрес лишь потому, что работа наша не терпит суеты. Вместе с тем в стенах редакции успели побывать многие известные люди и политики. Мы пили с ними чай со вкусным земляничным вареньем и беседовали. Беседовали о том, какой должна быть сатира в нашей стране и почему мы делаем ее именно такой, какой мы ее делаем. 

Нам всегда везло, и наши собеседники неуловимо походили на птицу Говоруна с планеты Блук: все они тоже отличались умом и сообразительностью. Быть может, потому ни у кого из них не возникало мысли провести параллели с западными фейковыми изданиями? 

Зато очень нас сравнивают с сатирическим журналом «Крокодил». И даже называют правопреемниками. Нам это очень льстит, и мы стараемся соответствовать этому высокому званию. У нас не всегда это получается. Но мы действительно стараемся. 

Задача агентства сатиры — представить окружающую действительность с неожиданной стороны, заглянуть в ее изнанку. Мы не клоуны, не кривляки. Мы — зеркало. Зеркало, кривизну которого определяют аллегории и метафоры. Перед нами не стоят задачи шокировать или рассмешить публику. Мы не отвечаем на вопросы общества, но ставим их перед ним. Мы заставляем людей задуматься. 

— Вы собираетесь когда-нибудь раскрыть свои имена? Что для этого должно произойти?

— Наши имена достаточно известны широкой аудитории. В ближайшей перспективе мы не планируем раскрывать свое инкогнито. 

— Те, кто делает этот сайт, имеют отношение к реальным новостям и журналистике? 

— Некоторые из нас окончили факультет журналистики и успели поработать на новостных направлениях в прессе. 

— Одну из новостей, про то, что Валерий Гергиев поддерживает Pussy Riot, подхватила газета Guardian. Guardian даже не заподозрила в ней утку, настолько она логична для Запада. Вы делаете фейк-новости или новости мечты? 

— В британской «Гардиан» не могли не знать, что «Ковент-Гарден» на время проведения Олимпийских игр был отдан под Олимпийский музей. Мы не допускаем и мысли о том, что они не отдавали себе отчета в своих действиях. На наш взгляд, перепечатали они ее не потому, что не распознали утку, но потому, что, как вы подметили, она «логична для Запада» и перекликается с мнением редакции «Гардиан» о том, как должно поступать представителю культуры в России. И не обязательно Валерию Абисаловичу. Пользуясь случаем, мы приносим ему свои извинения — в его лице мы использовали собирательный образ представителя российской культурной интеллигенции. Нам он показался наиболее подходящим для этой цели персонажем. 

— Почему люди так легко ведутся на ваши новости? 

— Увы, степень абсурда в реальности, с которой сосуществует общество, не всегда позволяет отличить сатиру, пародию на действительность от самой действительности в том случае, если поперек заметки не написано большими красными мигающими буквами: «Осторожно, злая сатира!» 

— Откуда взялась идея делать такой сайт? Потому что на Западе уже давно есть? Или потому что у нас сейчас что ни новость — то бред, что ни бред — то новость? 

— Сергей Петрович Капица как-то обронил: «Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждет крах». Мы вняли его призыву и занимаемся именно этим — прививаем культуру iПоколению. 

— Новость про запрещенные с 1 сентября для употребления телеведущими слова «геморрой» и «гей» была не ваша, но хорошо пошла. У вас есть конкуренты? Вы сами в нее поверили? 

— Конкурент — это в той или иной степени соперник, враг. Таков стереотип. У нас нет конкурентов в этом понимании. У нас есть союзники, единомышленники. Мы не только о них знаем, но и поддерживаем добрые и даже дружеские отношения. 

— Кто первый опроверг вашу новость? 

— Первым стал Филипп Бедросович Киркоров, который на 10-й день нашего существования был вынужден по телефону объяснять Максиму Галкину в студии «Доброго утра» (Первый канал), что слухи о его женитьбе на актрисе из Вологды не соответствуют действительности. Затем количество опровержений приобрело лавинообразный характер. Виной тому стали не наши заметки, а непрофессионализм журналистов, что работают на новостных направлениях, но слыхом не слыхивали о фактчекинге. Апофеозом начала нашей деятельности стало открытое письмо экс-президента США Билла Клинтона во Всемирную организацию здравоохранения, в котором он просил пересмотреть принятое медиками решение о включении вегетарианства в список психических заболеваний. А из недавнего... Ну, вот Пентагон опроверг появление российской подводной лодки в терводах США. Эта подводная лодка также сошла со стапелей судостроительного завода «Фогневс». 

— Вообще, у вас проблемы-то возникали или возникают какие-нибудь? 

— Единственная проблема, что стоит перед нами, — это недостаток финансирования проекта и отсутствие хорошего спонсора. Спонсора, который, разделяя вышеприведенное мнение академика Капицы, не станет нам навязывать редакционную политику. Мы ценим свою независимость. К нам очень часто обращались представители различных политических сил, предлагавших достаточно крупные денежные суммы за публикации нужных им материалов. Всем им было вежливо, но категорично отказано. 

— Вы видели новый телепроект Андрея Лошака «Россия. Полное затмение» на НТВ. Что можете сказать про него? Вам нравится? Ваш жанр? 

— Извините, на этот вопрос мы не станем отвечать. 

— У вас есть представление о вашей журналистской этике? Про что и кого не будете писать новости? Несколько примеров, если есть. 

— Мы, безусловно, несем ответственность за все написанное нами и руководствуемся при написании текстов своими внутренними нравственными критериями и моральными принципами. Так, например, мы никогда и ни при каких обстоятельствах не станем хоронить живого человека (чем нередко грешит The Onion, сравнение с которым нам крайне неприятно); не станем клеветать корысти ради и не станем пользоваться своим достаточно уникальным положением, которое РИА FogNews по праву заняло в медийном пространстве русского сегмента сети интернет. Нет, мы не против т.н. «туалетного юмора», но брезгуем привносить его в свои творческие изделия. Бережем читателя. На моей памяти есть лишь одна такая фьюска, про ресторан McDonkey’s в Москве. Она отвратительна, но она, как и многие другие, была написана отнюдь не просто так. 

— У вас сервера здесь находятся или за границей? Вы не боитесь, что вас вычислят и начнут судить за оскорбление или экстремизм? 

— Как я уже упоминал, у нас в гостях побывали многие известные люди. И безусловно, сначала с визитом вежливости и чтобы познакомиться нас посещали безукоризненно вежливые офицеры Федеральной службы безопасности. С ними мы тоже пили чай, тоже беседовали и тоже расстались довольными друг другом. Кстати, несмотря на то что серверы у нас действительно находятся за границей, доменное имя зарегистрировано в Российской Федерации. Потому что мы всамделишные патриоты России. 

— Как вы придумываете новости? У вас есть редколлегии? Вы отталкиваетесь от реальных новостей? 

— Извините, на этот вопрос мы отвечать также не станем. Врать вам в серьезном интервью не хочется, а правду мы открыть не можем. 

— Какие у вас социополитические взгляды? 

— Знаете, у нас в редакции работают вполне себе живые люди. Некоторые из них поддерживают оппозицию, некоторые поддерживают власть. Думаю, что в этом смысле мы ничем не отличаемся от любой другой редакции. Вместе с тем редакционная политика абсолютно аполитична. Мы высмеиваем глупость. Высмеиваем абсурд. А их, к сожалению, хватает не только с обеих сторон политических противников, но и просто в нашей повседневной обыденности. 

— Какие СМИ вообще вам нравятся? 

— Интересы, опять же, разные. Читаем ваш журнал, «АиФ», «Компьютерру», РБК... 

— У вас на сайте есть раздел «Рекламодателям», а на главной странице баннер «Лады-Калины». Вам хоть кто-нибудь давал реальную рекламу за деньги и сколько стоит у вас разместиться?

— «Гранты»! «Лады-Гранты», а не «Калины», это две разные машины, и по начинке, и по цене. «Гранта» — это предложение в бюджетном сегменте, а «Калина» — дороже и «заряженнее», хотя последняя Lada Granta NKD 2196 OLIMPIC Edition опровергает и это утверждение. 

И мы не скрываем того, что предлагаем производителям товаров и услуг проведение вирусных рекламных кампаний в интернете. Именно на этом мы зарабатываем. К сожалению, по условиям контрактов мы не имеем права разглашать владельцев торговых марок, воспользовавшихся нашими услугами. 

— Ваши партнеры, как указано на сайте, — 5 канал и «Комсомольская правда». Они, конечно, с вами никакого партнерства не имеют. Вы с какой целью их вывесили на главную страницу?

— Партнерские отношения — отношения, строящиеся по принципу «ты мне, а я тебе». 5 канал и «Комсомольская правда» — любимые нами редакции, разделяющие наши взгляды и частенько использующие наши материалы в основе собственных новостных обзоров. Опять же отметим, что используют не потому, что не понимают, кто такие РИА «Фогневс», но напротив, потому что понимают это лучше остальных. 

— Ваши творческие планы? 

— А это — главная редакционная тайна, тщательно скрываемая от посторонних в тумане.


Екатерина Кронгауз, главный редактор интернет-журнала «Большой город».

Ремарка от редакции

Это было второе и последнее, на сегодняшний день, наше интервью для СМИ. Последнее, потому что невежество Кронгауз, граничащее с откровенной глупостью, отбило всякое желание отвечать на вопросы ей подобных борзописцев-дилетантов. 

Как нельзя уместнее здесь будет привести цитату из новогоднего обращения к читателям нашей Алисы Мерц: 

«Это мы нечаянно доказали теорему о том, что в России нельзя верить СМИ и в ней практически умерла новостная журналистика. Тотальная, просто вопиющая безграмотность и необразованность борзописцев, перепечатывающих наши фельетоны в качестве действительных, имеющих место быть событий, привела к тому, что сегодня практически любое периодическое издание, за редким и приятным исключением, можно смело закрывать за нарушения статей 49 и 51 Закона «О СМИ», в которых сказано, что «Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации» и «Не допускается использование прав журналиста в целях распространения слухов под видом достоверных сообщений».

И после этого они называют нас «агентством фейковых новостей». Ха! Нет, дорогие мои. Мы — агентство сатиры. И как бы вам не хотелось навесить нам свой ярлык, дабы скрыть собственную глупость и невежество, однако шила в мешке не утаишь. Агентства фейковых новостей — это вы. Вы, глупенькие, недалёкие блоггеры. Вы, представители прессы, радио, телеканалов, по каким-то причинам изволившими называть себя журналистами.

Нет вам веры. Доказано FogNews
».

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.