Игрофикация: преврати рутину в игру! Пошаговое руководство

Книга и курс о применении игрофикации в бизнесе, образовании, социальных проектах и других сферах Подробнее
Книга и курс о применении игрофикации в бизнесе, образовании, социальных проектах и других сферах

Выберите вознаграждение

Игрофикация – мощный инструмент, с помощью которого можно превратить любой скучный, рутинный или слишком сложный процесс в увлекательную игру.

Игрофикация незаменима во всех сферах, где есть работа с людьми.

  • бизнес (мотивация сотрудников, формирование вовлеченности и повышение лояльности клиентов, увеличение продаж)

  • образование (повышение внимательности и вовлеченности учащихся, увеличение эффективности учебного процесса)

  • социальные проекты (в т.ч. в сфере здравоохранения, решения глобальных проблем и т.д.)

  • личная эффективность (тайм-менеджмент, финансовая грамотность, самообразование, формирование привычек)

  • любая другая сфера, где необходимо повысить вовлеченность или изменить поведение людей (вплоть до журналистики и государственной политики)

Эта книга – пошаговое руководство по грамотному использованию этого инструмента. Книга создается на основе уникальных личных наработок авторов, опыта внедрения игрофикации в отечественных и международных проектах, а также эксклюзивных интервью с ведущими мировыми гуру. Более 40 000 человек уже ознакомились с отдельными наработками авторов в формате вебинаров, подкастов, презентаций, очных и онлайн курсов, один из которых в 2016 и 2017 году был признан лучшим онлайн курсом в России на крупнейшей в Европе конференции по образованию EdCrunch. Настало время объединить все эти знания и опыт в одной книге и сделать их доступными широкому кругу читателей.

Мы предлагаем вам стать соавторами нашего проекта.

Выбирайте призы для себя и в подарок друзьям, становитесь спонсором и обязательно расскажите об этом проекте всем друзьям и знакомым. Пусть эта важная и полезная книга станет реальностью!

Почему это важно?

На самом деле, игрофикация - это то, о чем забыли взрослые. Дети интуитивно стремятся превратить скучные для них занятия в более интересные и увлекательные. Посмотрите, что дети делают, когда родители просят их собрать игрушки, помыть посуду или долго идти скучной дорогой из пункта А в пункт Б? Они придумывают какие-то свои фантастические миры, воображают себя невероятными героями, изобретают сложные и многогранные игровые правила... Со временем, в том числе, к сожалению, в школе, детей отучают это делать и прививают восприятие учебы и труда как чего-то нудного, скучного, неприятного, но обязательного. При этом на веселье и задор в некотором роде накладывается табу. Такое восприятие сохраняется и во взрослой жизни. Получается, что увлеченность и удовольствие становятся доступны только во время редкого отдыха.

Поэтому так велико увлечение компьютерными играми. Они позволяют вновь окунуться в воображаемые миры и снова стать героями фантастических приключений.

Ну и конечно же разработчики компьютерных и мобильных игр прекрасно используют все те психологические принципы и инструменты, которые максимально мотивируют людей продолжать игру и выполнять в ней целевые действия. Именно изучению таких принципов и инструментов, а также возможностей и примеров их применения в неигровых контекстах и посвящена наука игрофикация.

А это точно не только для детей?

Если вы все еще думаете, что игры - это только для детей - спуститесь в метро и посмотрите, чем заняты в своих мобильных телефонах люди постарше. Если они в этот момент не общаются с кем-то в соцсетях (которые тоже, кстати, очень грамотно игрофицированы) - вы почти наверняка увидите на экранах их смартфонов примерно вот такую картинку:

В мире, где царствует многозадачность, где нас со всех сторон отвлекают всевозможные устройства, внимание и вовлеченность становится ценным ресурсом. И в наши дни компаниям постоянно приходится конкурировать за внимание своих сотрудников и клиентов. Например, с такими вот мобильными играми. Ну или с теми же соцсетями (а вы уже знаете, что они применяют все те же методики игрофикации). Примерно то же самое происходит в образовательных учреждениях.


Всю эту энергию, все это могущество и потрясающий потенциал игр игрофикация позволяет направить в "мирное русло".

И все же - что такое игрофикация?

Главный популяризатор идей игрофикации в мире Кевин Вербах в своём курсе на Coursera говорит, что игрофикация – это применение игровых механик и игрового мышления в неигровых контекстах. Это определение появилось одним из первых и часто цитируется, но не является идеальным. Что признаёт, кстати, и сам Вербах в великолепном интервью, которое он дал нам для нашего курса на платформе Stepik. У нас также есть своё видение того, что такое Игрофикация.

Игрофикация – введение дополнительных игровых правил, делающих существующий контекст более увлекательным и интересным, при соблюдении условий связи с реальностью и добровольности. Мы не устаем подчеркивать, как важно, чтобы все участвовали в процессе добровольно, и в любой момент могли отказаться от этих дополнительных правил. Если же людей принуждать, то никакого игрового настроения не получится – об этом часто забывают. И тогда игрофикация превращается в манипуляцию.

Кстати, об опасностях некоторых манипулятивных техник, которые часто по ошибке называют игрофикацией, об этическом кодексе игрофикатора, о различных подводных камнях и типичных ошибках, а также о том, как защититься от попыток манипуляции мы также обязательно расскажем в нашей книге.

А чуть подробнее?

Надо сказать, что игрофикация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Наломать дров в этом деле – проще простого.

Многие из вас уже прекрасно знакомы с простейшими игровыми механиками и встречались в своей жизни со множеством примеров применения некоторых инструментов игрофикации. Всевозможные акции, конкурсы, розыгрыши, бонусные мили и платиновые карточки.... Но это лишь верхушка айсберга.

Обычно, когда люди смотрят на игрофицированные системы, они видят достаточно простую модель, где главную роль играют так называемые PBL – сокращение от Points, Badges, Leaderboards. По-русски – это очки, значки и рейтинги.

Эти очень распространённые элементы можно сравнить со стрелками на циферблате часов.

Очки в игре обычно можно набрать очень быстро и просто, они похожи на секундную стрелку.

Если набрать, например, 60 очков, можно получить бейджик – знак, что вы чего-то достигли в игре. Это похоже на минутную стрелку.

Если же набрать много бейджиков и значительно продвинуться в игре, можно уже тягаться с другими продвинутыми игроками в рейтинге, оказаться на доске почёта. Это похоже на часовую стрелку.

Если же мы снимем циферблат, то увидим, что внутри всё – гораздо сложнее. Шестерёнки тесно подогнаны друг к другу, есть куча деталек, которые, на первый взгляд, не нужны.

Именно о том, как устроен этот механизм и как его создавать самостоятельно, мы и расскажем в книге. Применение только самых простых элементов зачастую похоже на карго-культ, и это самая частая ошибка в игрофикации.

Если просто слепо скопировать понравившиеся механики, скорее всего это не сработает. В худшем случае это может даже привести к отторжению всей системы, снижению вовлеченности - к результатам, прямо противоположным желаемым. Это может произойти, например, если недостаточно хорошо были изучены игроки.

В книге мы шаг за шагом пройдём по алгоритму, благодаря которому можно самостоятельно создать игрофицированную систему с нуля. Разберём все типичные ошибки и способы их избежать, рассмотрим всё на примерах и попрактикуемся.

Кто напишет книгу?

Хотя основными авторами будем мы, Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова, эта книга – результат работы сотен людей. Это наши зарубежные партнёры (Анджей Маржевский, Кевин Вербах, Ю-Кай Чоу и многие другие), наши коллеги по российскому рынку (например, Серёжа Щукин), а главное – все те, кто проходил наши курсы. Тысячи примеров (это не ошибка, их действительно тысячи) применения игрофикации, рекомендации по чтению, ссылки на видео – всё это появилось благодаря людям, прошедшим наши курсы на платформе Stepik. Многое из этого в структурированном виде войдёт и в книгу.

Мы с Мирославой Бронниковой представляем Клуб Игрофикаторов Why42. В нашем активе - более сотни проектов по внедрению и разработке в различных сферах, в том числе для крупных отечественных и международных компаний, образовательных учреждений и государственных структур. Среди наших партнеров и клиентов: Высшая Школа Экономики, Pepsico, МФТИ, Роскосмос, МТС, Coursera, институт Стрелка и многие другие.

Всего с образовательными проектами Клуба Игрофикаторов Why42 по состоянию на ноябрь 2017 ознакомилось более 40 000 человек.

Мы – сооснователи русскоязычных профессиональных сообществ по игрофикации (страница Клуба Игрофикаторов Why42, группа Клуба Игрофикаторов Why42), авторы статей по вопросам игрофикации, организаторы и участники тематических конференций, авторы курса по Игрофикации, признанного лучшим онлайн-курсом в России экспертным жюри крупнейшей в Европе конференции по образованию EdCrunch в 2016 и в 2017 гг.

Содержание книги

На множестве практических примеров, в том числе и из нашей собственной практики, мы покажем, как Игрофикация применяется в маркетинге, рекламе, HR, образовании, социальных проектах, журналистике, спорте, играх, личном развитии и в других сферах.

Обещаем, что любой человек, даже если он связан с игрофикацией уже несколько лет, найдёт что-то новое и полезное для себя. А тот, кто погружается в эту тему впервые, получит целостное представление о предмете. Книга будет написана в легком стиле и сфокусирована на максимально практичной подаче с удобно оформленными справочными блоками и отдельными рекомендациями для тех, кто решит изучить тему подробнее.

Книга будет удобно структурирована и маркирована, чтобы вы смогли легко найти нужные именно вам разделы и части. Содержание книги будет состоять из:

  • самых свежих примеров и кейсов применения игрофикации
  • нашего опыта
  • новейших достижений в области игрофикации в мире
  • интервью с ведущими экспертами со всего мира
  • курьёзных случаев, историй и юмора, связанного с Игрофикацией
  • рассказов о провалах и их причинах
  • этических вопросов применения игрофикации. К сожалению, этот аспект вы не найдёте практически ни в одной книге или статье. А ведь соблюдение этических принципов играет важнейшую роль в том, как вашу игру будут воспринимать сами игроки!
  • разборе примеров использования маскирующихся под игрофикацию манипулятивных техник и способов борьбы с ними
  • после каждой главы будет специальный раздел о том, как повысить свою личную эффективность с помощью Игрофикации

И конечно же, книга будет игрофицирована. Предупреждаем сразу, что с первого раза на самом высоком уровне сложности игру смогут пройти не все. Зато те, кто её пройдет, запомнят это на всю жизнь. И научатся превращать любой аспект своей (да и чужой) жизни в по-настоящему увлекательную игру. Гарантировано ; -)

Как появилась идея этой книги

Типовые ошибки при построении игрофицированных системы мы увидели сразу, как только занялись этой темой. Собственно с разбора этих ошибок и началось существование Клуба Игрофикаторов Why42. Мы долго консультировали проекты в клубном, закрытом режиме, а затем провели первый открытый проект – Learning Hub к курсу Gamification Кевина Вербаха на платформе Coursera в Институте Стрелка в Москве.

Затем мы создали курс на платформе Stepik, узнали очень много нового как во время подготовки курса, так и при его проведении. Всё это время мы собирали информацию, проводили тестирования, ставили эксперименты на игроках ; -) В курс вошло процентов 10 от наших знаний по Игрофикации. С момента его создания прошло уже почти два года, и мы теперь знаем ещё больше. Нам просто необходимо написать эту книгу, иначе наши головы взорвутся от обилия информации, которой так хочется поделиться!

Почему эта книга будет вам полезна?

Вместо банальностей, общих слов и рекомендаций, вас ждёт пошаговое руководство, алгоритм построения игрофицированной системы. Если бы нам предложили такую книгу три-четыре года назад, мы бы взяли её за любые деньги. Тогда мы бы точно совершили намного меньше ошибок, сберегли нервы и заработали бы намного больше денег.

Как будет выглядеть бумажная книга?

  • Формат – А5 (148*210 мм)
  • Твёрдый переплёт
  • Цветная ламинированная обложка
  • 300 – 350 страниц
  • Хорошая, качественная бумага и иллюстрации

План сбора денег на платформе

У нас будут уровни сложности!

Вплоть до сбора 200 000 рублей

В качестве награды книга будет доступна только в электронном варианте. Также вас ждут разные нииштяки по поводу курса, консультации по выгодным ценам и многое другое

Как только наберётся 200 000 рублей

Можно будет приобрести эксклюзивные возможности для обновлённой версии курса на Stepik. Курс будет значительно доработан и изменён. Обновлённая версия курса будет доступна только на платной основе. У спонсоров проекта будут особые условия и возможности – следите за обновлениями!

Как только будет собрано 400 000 рублей

У вас появится возможность купить бумажную книгу и некоторые другие эксклюзивные призы.

Как только наберётся 800 000 рублей

Вас ожидает нечто совершенно взрывное – инструмент, над которым мы работаем уже два года. С помощью него вы можете буквально создать Путь Героя для каждого отдельного игрока. Вы предусмотрите все мелочи и просто не сможете пропустить что-то важное.

Аналогов этому инструменту нет во всём мире и он вмещает в себя все современные достижения в области Игрофикации, включая Октализ, Гексаду, наработки Ника Йи, Джессии Шелл, Ричарда Бартла и много что ещё.

Почему была выбрана пошаговая схема?

Уровни - это тоже игрофикация. Такую схему мы разработали специально, чтобы учесть все риски. Каким бы ни был исход этого проекта на Boomstarter, все спонсоры получат выбранные награды.

На что пойдут деньги?

  • Вёрстка и редактирование
  • Оформление книги, включая иллюстрации
  • Организация новых интервью
  • Расходы, связанные с доработкой курса (2 уровень)
  • Расходы, связанные с изданием печатной книги (3 уровень)
  • Расходы на изготовление инструмента игрофикации (4 уровень)
  • Налоги
  • Процент, взимаемый системой оплаты
  • Процент платформе Boomstarter
  • Вознаграждения спонсорам и их доставка

Что получат спонсоры?

Выбирайте призы – посмотрите, наверняка они вам придутся по душе, а многие из них вы сможете получить только здесь. Часть из них также может стать прекрасным подарком вашим близким, друзьям и коллегам - порадуйте их! Ведь скоро Новый Год!

Вы можете и буквально стать нашими соавторами и увековечить своё имя в истории.

Вы можете даже повлиять на ход этой кампании, например, предложив свои варианты призов.

Да, список призов будет обновляться. Обратите внимание на то, что многие призы доступны в ограниченном количестве - успейте приобрести то, что вам особенно понравилось!

А ещё все спонсоры могут принять участие в игре – мы делаем первый в мире игрофицированный краудфандинг!

Становитесь частью нашего проекта, следите за новостями – и мы превратим несколько следующих месяцев вашей жизни в незабываемое приключение! А по окончании вы получите продукт, в создании которого приняли участие вы сами!


Итак, выбирайте призы, рассказывайте о проекте друзьям, и давайте вместе сделаем такой продукт, чтобы вы им гордились!


Информационная поддержка

Tceh – сообщество развития людей и компаний в технологической среде. Также это коворкинги, обучение, мероприятия и то место, где Клуб Игрофикаторов Why42 счастливо обитал первый год своей жизни.


Если хотите оказаться в списке информационной поддержки, напишите нам

И да пребудет с вами Fun!

Авторы курса Игрофикация и, благодаря вам теперь - писатели

Иван Нефедьев и Мирослава Бронникова