Международный краудфандинг запустился!
Получи поддержку со всего мира!
Начать

Эрудиториум - новый способ учиться лучше

Больше свободы и меньше рутины для учителей и учеников. More
Больше свободы и меньше рутины для учителей и учеников.

Choose reward

Начало

Всем привет, меня зовут Алексей, и, пожалуй, свой рассказ о проекте следует начать с рассказа о себе и о том, как человек, проработавший более 10 лет в области рекламы и маркетинга, оказался у школьной доски.

Все началось с того, что к 33 годам, когда дети подросли, пришлось задуматься об изменениях в жизни. Мы с семьей переехали подальше за МКАД, в квартиру побольше, устроили детей в местную школу и тут началось самое интересное.

Пока я прикидывал сколько времени и денег будет тратиться ежедневно на дорогу в Москву, у детей в новой школе начались проблемы. Решение этих проблем я традиционно свалил на жену, но когда и она пришла из новой школы из школы со слезами, было уже не отвертеться.

В двух словах, разговор с учительницей закончился фразой "Учи своих выродков сам". А директор только пожаловалась на то, что учительница уже старая и очень заслуженная, а работать больше некому. В общем - ничем.

Вспомнив о том, что где-то далеко в коробке лежит мой диплом МПГУ им. Ленина, посидев вечер с калькулятором и поняв, что, если отложить ремонт в квартире на неопределенный срок, а так же пожертвовать поездкой на море следующим летом, можно будет сделать ровно то, что сказала мне заслуженная учительница. Всех денег не заработать, а лучшие инвестиции - инвестиции в будущее. Потерплю год-другой.

"Учи своих выродков сам"

Так я и пошел учить "своих выродков сам" (наверно, я никогда не забуду эту фразу). А попутно еще 500 детей. Что такое 2 ставки я тогда слабо себе представлял. Специальность "информатика и математика" но математиков хватало, а вот информатик оказался очень нужен.

Так или иначе, но процесс пошел. Я привел кабинет в порядок, более менее настроил компьютеры, поднял локальную сеть, настроил несколько фишек. Скачал в Интернете рекомендуемые рабочие программы. Очень обрадовался тому, что на законодательном уровне все школьные учебники снабжены электронными версиями с разнообразными заданиями. Родители добровольно закупили рабочих тетрадей, потому что так привыкли и сделали это еще до летних каникул потому что к учебному году они подорожают.

И, как это обычно бывает, ожидания очень быстро разбились о реальность. Дело в том, что электронные приложения к учебникам были созданы для того, чтобы быть, а не для того, чтобы их можно было использовать в практике, а домашние задания в рабочих тетрадях перерисовывались под лестницей чисто механически. При чем, проверяя эти работы, их действительно можно раскладывать по стопкам. Вот эту работу сделали дома, вот первые три копии с нее, вот тут закралась ошибка, следовательно вот эти 5 были скопированы с нее. Пустая трата родительских денег и собственного времени. А еще, хочешь - не хочешь, а их надо оценить. А как? Ах, да, забыл сказать, двойки же ставить нельзя, это испортит статистику учебного заведения (хотя в этом и есть смысл - если у тебя все двоечники, видимо, ты не тем делом занимаешься).

Технологии в помощь

Я перепробовал практически все тренажеры, программы, редакторы тестов и единственное приложение, в котором учтено большинство нюансов, всплывающих в обстановке реального урока. Все оказалось очень просто. Автор проекта, создавая его, работал в школе. То есть прекрасно представлял, себе ситуацию. https://videouroki.net/et/ Так у нас появился тренажер. Дети достаточно быстро смирились с тем, что теперь на уроках придется включать голову. А от письменных домашних заданий я вообще отказался ввиду бессмысленности (ГДЗ? - Нет, не слышали).

Проблем стало на 80% меньше. Уроки стали более живыми (вот дела, мы же используем бездушную машину!) и интересными, оценок много, оценки объективные (бездумная машина посчитала время, количество попыток на выполнение заданий и я бы и рад тебе поставить оценку выше, потому что ты умница, но извини, такие дела, может быть в следующий раз стоит записывать в тетрадку какие-то важные вещи, а если что-то непонятно, то не стесняться переспросить учителя?).

Помогло

Так и прошел первый учебный год. Внедрившись в систему изнутри, оказалось что все не так уж и плохо. Много хороших, ответственных учителей, которые честно выполняют свою работу, проводят дополнительные занятия с неуспевающими, засиживаются до глубокой темноты на рабочих местах, участвуют с учениками в различных конкурсах, выходят на работу в выходные, чтобы успеть к понедельнику проверить тетради и заполнить очередную стопку отчетов. Есть конечно и те, кто ходит в школу "за грибами" набирая себе базу для репетиторства. Попадаются и такие, которых к детям подпускать нельзя ближе чем на километр. Да что там говорить, я и сам оказался в школе не ради всеобщего блага страны, а вполне с определенной целью. Которую и осуществил к следующему учебному году, переведя своих детей в свою школу и проследив чтобы они попали в нормальные условия.

Он существует!

В это же время Министерство образования очень порадовало, издав какой-то указ о предоставлении школам высокоскоростного доступа в Интернет, и, видимо, еще какой-то указ, в результате чего школы резко (по мне так слишком резко, но им виднее) перешли на электронный журнал.

Конечно в реальности никакого интернета в школе не появилось а у учителей добавилось веселья - каждый вечер дома перерисовывать оценки из обычных журналов в электронный. Ну это не про нас, телефон в режим модема через шнурок и никаких больше безрезультатных пробежек по 2-м гектарам школьных помещений в поисках бумажного журнала. А безуспешных, потому что кто-то из учителей его домой унес.

Но самое главное все же свершилось - школа на самом высоком уровне признала существование Интернета. (Я не знал что что-то задавали! Я не знал что я получил! Я забыл дома дневник, поэтому вы никак не сможете поговорить с моими родителями о моем же поведении, тот дневник, в котором вы выставили все мои оценки и замечания, съела соседская собака. Все это в момент стало, пускай таким родным и близким для многих из нас, но прошлым.) Плохо это или хорошо я не знаю, просто это свершившийся факт.

У описанных выше рабочих тетрадей все же было несколько недостатков. Самым главным из них было то, что на тот момент разработки были не по всем программам (новый федеральный стандарт все дела). А второй, но не менее существенный - невозможность что-нибудь изменить. Формулировку вопроса поменять, орфографическую ошибку исправить.

Следующим сервисом, заслуживающим внимание, был проект ЯКласс. Помните, школа признала существование интернета! И я решил незамедлительно этим воспользоваться. Тем более в старших классах с посещаемостью начинаются традиционные проблемы. Да и веселый робот в 16-17 лет уже не такой веселый как в 11, особенно когда твой лучший друг, с которым ты не расстаешься 24/7 - это телефон.

Я не буду рассказывать про ЯКласс, хотя в свое время он и очень помог выстроить новую модель.

  1. Был ты на уроке или не был, домашнюю работу ты в любом случае делаешь.
  2. У тебя есть возможность ограниченное количество раз переделать работу, если результат ниже того, за который тебя не убьет мама. Вот только будь готов к тому, что вопросы будут уже не те.
  3. На все это есть четко обозначенные сроки.
  4. И, не совсем очевидное, но, пожалуй, самое для меня важное - где-то глубоко в детских головах начинает формироваться понимание того, что интернет - это не только общение и развлечения, а еще и удобный и полезный инструмент.

Появилось свободное время?

К концу второго учебного года сложилась следующая ситуация. Я уже совсем не боялся того, что факта, что на вопрос "Чем вы занимались на уроке информатики?" дети обычно отвечали что они играли. Со старшеклассниками сложились менее теплые, но вполне понятные отношения. И уже тогда резко вырос средний балл по итоговым экзаменам, т.к. большинство выпускников уже понимали, что сдать информатику, только потому что ты в ВК проводишь больше времени чем в реальности, не прокатит.

И тут по мою голову пришла администрация. Надо срочно участвовать в конкурсах, сказали они. Ну надо, так надо, тем более давно уже собирался сделать для пятиклассников итоговую контрольную работу в формате онлайн игры, а заодно посмотреть на реакцию самых маленьких своих учеников на такую затею. К этому времени я уже кое как установил LMS/СДО (в общем это был великий и ужасный Moodle) на виртуальный хостинг (а это та еще задачка оказалась), ну и как водится добавил туда необходимых для аттестации на первую учительскую категорию материалов. Все жутко тупило, но работало. А в кабинете к этому времени появился настоящий высокоскоростной Интернет.

А не прогулять ли нам урок?

Сказано - сделано, пробное внедрение прошло вообще без каких бы то ни было проблем. И руководство довольно и конкурсный проект получился хоть и кривой с точки зрения любого профессионального разработчика, но детям понравился, особенно, когда они узнали что это была итоговая годовая контрольная.

В то же время moodle очень и очень мне не нравился в силу "дружелюбности" его пользовательских интерфейсов, я решил что на каникулах сделаю свою собственную электронную тетрадь, где все будет как я хочу, а еще она будет онлайн. К этому времени я просто влюбился в проект учи.ру, видя как младшая дочь яростно изучает таблицу умножения на моем планшете.

А чуть раньше один из старшеклассников рассказал мне о существовании конструкторов для создания простых онлайн игр, даже сделал игру "Водолей", которую я действительно использовал на уроках в 6-х классах. Он даже выступал с этим проектом на городском конкурсе. Но там нас, мягко говоря, не поняли.

В общем меня уже несло, нафиг море - съездим к бабушке на Волгу, нафиг ремонт - уже и так привыкли. Я остаюсь еще как минимум на год!

И все-таки LMS

Потратив примерно половину летнего отпуска на изучение индустрии производства игр, и получив на выходе 10 различных механик вопросов (там они и случайным образом формировались, и в числовые задачи подставлялись разные коэффициенты, и все перемешивалось, и подсказки всплывали и баллы рассчитывались исходя из времени и количества попыток). Красота!

Но это всего 1 урок! То есть осталось сделать еще 209. А еще нужно какую-то систему авторизации придумать и разделение по классам и перевод из одного класса в другой, а еще классы делятся на группы. Но самое главное потрясение случилось когда я подробнее вник в moodle и нашел там практически все те фишки, над которыми так долго работал (аналогичные задания были сделаны минут за 20). А еще их затравка с модульной системой давала надежду на то, что система рассчитана на очень глубокую кастомизацию (ха ха, наивный!). Но выбирать особо не из чего.

Итоги конкурса и новое начало

Кстати, конкурс назывался "Наше Подмосковье" и я его выиграл, так что вскоре на моем счету оказалось 30 000 рублей от самого губернатора Подмосковья (отправлялось 50, но дошло 30, ну вы знаете). Но всем так понравилась идея, все меня так хвалили, и друг друга и меня. Писали в газетах, показывали по местному телеящику.

Премия была немедленно пущена в дело и к третьему учебному году у меня было:

  • Задания к курсам 5,6 и 7 классов
  • Выделенный сервер с параметрами близкими к рекомендуемым
  • Специалист техподдержки, который очень помогал мне со всем этим хозяйством и обеспечивал его бесперебойную работу.

И конечно же святая вера в то, что я занят невероятно полезным делом и вскоре смогу поделиться своими разработками с коллегами по всей стране!

Весь третий год прошел в улучшениях и доработках именно методической части. Пробовались различные варианты, анализировалась статистика, обрабатывалась обратная связь, изучался опыт коммерческих проектов онлайн школ, тоннами просматривались вебинары (в большинстве своем абсолютно бессодержательные), посещались курсы, тоже весьма бесполезные. В общем механизмы настраивались опытным путем. Ставились задачи, менялись, пробовались различные дополнительные модули, писались комментарии о требуемых доработках тех или иных вещей. Трелло трещало по швам. Писались ТЗ разработчикам на создание плагинов. От них приходили ответы с какими-то неприличными суммами и отсутствию всяческих гарантий получения желаемого результата. А учебный процесс шел себе своим чередом, при чем не прекратился он даже когда школа закрылась на карантин в связи с эпидемией гриппа. Школа закрывается, но учебный процесс должен продолжиться удаленно, сказали они. Да без проблем!

Еще один год, ну пожалуйста...

К следующему году (вот к этому - 2019-у, хотя учителя считают года немного иначе :) путем проб и ошибок был сформирован своего рода набор решений типичных проблем. Другими словами стало ясно что нужно делать чтобы добиться желаемых результатов. К этому же времени стало ясно, что на сайте нужны конспекты уроков. Очень много конспектов. Материал нужно было переводить из различных форматов, от видео и презентаций, до обычных планов уроков в word, в формат HTML. Я в свое время пытался использовать различные методы, и видеоуроки и интерактивные презентации вроде iSpring. Но вскоре выяснилось что дети вполне себе умеют читать, если захотят. В общем масса рутинной работы. Ну ничего, здравствуй фриланс, прощай отпускные. Справимся!

А как же дети, что же происходило на уроках, спросите вы. И, наверно, не поверите, но все шло настолько хорошо, что у нас начало появляться свободное время на уроках. Занимали мы его по-разному, иногда были какие-то дополнительные задания, или развивающие игры, или просто дискуссии по пройденному материалу, так сказать сразу, пока это актуально, рисовали мультяшные аватары, в специальном генераторе, купленном на codecanyon за 50 долларов, в 8 классе начали готовиться к ОГЭ. Но все равно чувствовалась нехватка какой-то дополнительной, параллельной обучающей ветки.

Тем временем в администрации

Тем временем администрация все чаще и чаще стала наведываться в гости с приказами принять участие в различных мероприятиях, обучении, открытых уроках и т.п. Да ради бога проект толстел и вписывался практически в любую тематику. Был даже проведен мастеркласс на уровне городского объединения учителей информатики, где коллеги (в большинстве своем более опытные) примерили на себя роль моих 6-и классников. Сказали - мы тоже так хотим (ну не все так сказали, если честно, но большинство). Без всякого сарказма, если человек проработал 30 лет без всяких интернетов, а вспомните что творилось в 90-е... и реально способен обойтись без всех этих штук, а тетрадки проверяет со скоростью звука, параллельно мечтая о том, что работает последний год, и то потому что пообещал директору. Работать то не кому, помните, да?

В общем, так или иначе но в октябре-ноябре 2018 года, после конкурса "Учитель года", который запомнился в основном тем, что члены жюри разделились на 2 лагеря и устроили настоящий холивар по поводу такого подхода, я оказался в кабинете начальника управления образования по нашему городскому округу с презентацией городского образовательного портала "Эрудиториум", стопкой отзывов и экспертных оценок. Идея была встречена на ура. Ну действительно это же здорово объединить большинство школ города на одной площадке. Тут и соцопросы различные, коих спускается с небес управлений и сотен других контролирующих органов в безумных количествах, и различные конкурсы можно проводить. И лучшие могут посоревноваться с другими лучшими, а кто-то встретит друзей по интересам из другого района города.

Хорошего вам настроения

Настроение немного испортилось когда выяснилось что все это далеко не бесплатное удовольствие и дело уже даже не в том, что мне надоело тратить личные деньги на это, а в том, что их уже просто не хватит на поддержку и масштабирование проекта. В общем система образования так устроена, что денег нет, но вы держитесь.

Какие еще варианты?

  • Заставлять родителей добровольно оплачивать то что они оплачивать не должны совсем не хочется, тем более шила в мешке не утаишь. Да и с какой бы стати. Я сам родитель плачу налоги. А вы сами эти законы сочинили так что будьте любезны их сами исполнять.
  • Учителей - мое принципиальное нет. Хватит с нас весьма болезненного, неприятного и унизительного ежегодного медосмотра.

Но оказалось что выход есть в лице главы города. Дабы он сам в свое время работал учителем, да и дело стоящее, в общем через месяц я уже на самом главном ковре знакомлю мэра города со своим порталом, показываю картинки, графики и стопку бумаг. Оказывается что это немного не та стопка бумаг не доказывает потребность учителей города в подобных разработка, нужна немного другая стопка, которую раздобыть на самом деле весьма просто (вы же помните у меня есть личные данные пользователей). А еще нужна более подробная информация о финансах, желательно бизнес план и юр. лицо, и тогда можно будет на каком-то совете города все это обсудить и в общем все выглядит весьма обнадеживающе. Но на носу новый год, так что договорились о повторной, более обстоятельной встрече в начале 2019 года.

Год начался позитивно и плодотворно. Был проработан бизнес-план в рамках развития проекта как городского портала (небольшой подмосковный город, 10 школ около 80 000 человек). Подготовительная работа кипела во всю. Снова технические задания для разработчиков складывались в папки. Кстати, помните, я говорил что найти разработчика под эту систему с портфолио и адекватным ценником - не реально. Так вот вполне реально, просто я не в той стране искал. Попробуйте догадаться и написать в комментариях страну в какой надо было искать?

Финский образовательный феномен

В общем вся подготовительная работа сделана, правда пришлось немного прерваться, т.к. проект опять был признал одним из лучших но уже в стране. и мне, вместе еще с 49 победителями конкурса iУчитель пришлось на недельку съездить в Финляндию на стажировку (как-то уж так вышло что именно эта скандинавская страна теперь лидирует в сфере образования). Вы не представляете как же я был удивлен, что се те методы, которые я использовал в своей практике (часть из них просто считается у нас некорректной, а некоторые так и вовсе противозаконными) взяты там за стандарт.

Вернулся я в раздумьях.

А не попробовать ли чему-нибудь научить?

Идея внедрения в платформу курсов дополнительного образования начала оформляться уже давно, но тут она приобрела более менее вразумительный вид.

Нынче обучение - это свирепый тренд. Не учит только ленивый. От мощных образовательных проектов, от гигантов вроде мэил.ру и нетология груп, до каких-то хитрых пабликов в вк, скайпов, почтовых рассылок и других изобретений вчерашних школьников. Да сами знаете: сотни страниц выдачи поисковиков предлагают репетиторов всех мастей. Столько же объявлений о том, что учебному центру требуется преподаватель. Знания русского языка и наличие выхода в интернет обычно достаточно для того чтобы учить ваших детей в таких центрах (я их много обзвонил). Да и цена давно уже не является мерилом качества. Благо есть торренты (но это я тоже не буду утверждать с определенностью) и в большинстве случаев можно ознакомиться с курсом перед покупкой.

А почему бы нет

В общем стало ясно как нужно делать, как делать не нужно и чего не хватает большинству проектов, как это все завязать вокруг школьной программы и как сделать так, чтобы успешный ученик во время каникул имел возможность заработать денег не только крася заборы, раздавая листовки и выгуливая чужих собак.

Так вот, внеся некоторые изменения в бизнес-план я записался на прием к главе города в марте месяце. Сначала там были какие-то накладки, потом технические проблемы, затем что-то еще. Пока мне открытым текстом не сказали что данной встрече не будет. Я расстроился (власть не выполняет свои обещания, вот это новость!)

Еще варианты

Есть еще акселераторы, но в ФРИИ, хоть и повезло с менеджером, курирующим проект (у многих есть дети, и обо всем что я здесь написал вы тоже знаете не по наслышке). Так что она расстроилась чуть ли не сильнее чем я, когда выяснилось что проект не прошел в финал ввиду отсутствия продаж. Ну, с другой стороны, может они и окажутся правы.

Сколково вообще не обнаружило в нем ничего инновационного, ну да и ладно, мы ведь понимаем зачем это все.

Microsoft и Amazon вроде бы как в свое время пытались сделать вид что у них что-то есть для стартапов, но тут пришел один ФЗ, который сказал что сервера должны быть в России.

Так что тот факт, что при переходе на сайт мы видим там сайт, а не сообщение о том, что данный сайт больше не существует, исключительно благодаря нашему главному и единственному партнеру - хостинг провайдеру Veesp, предоставившему нам просто шикарные условия, учтя социальную значимость проекта.

Конец, или новое начало?

Я уверен, что Эрудиториуму просто нужно чуть больше времени и небольшой импульс для преодоления текущих трудностей. Но решать вам.

Картинки по запросу Бизнес

С уважением, администратор и владелец образовательного портала Эрудиториум, ген. директор одноименного ООО, учитель, отец, многократный лауреат разнообразных конкурсов, счастливый обладатель разноцветных грамот и даже благодарности в трудовой книжке!

Шалфеев Алексей