Оберег 2.0 - новая версия древнеславянской настольной игры

Настольная игра наших предков, в которую они играли больше тысячи лет назад, теперь в новом виде. Подробнее
Оберег 2.0 - новая версия древнеславянской настольной игры
Настольная игра наших предков, в которую они играли больше тысячи лет назад, теперь в новом виде.

Выберите вознаграждение

Меня зовут Михаил Голубев и, возможно, мы уже знакомы, так как это не первый мой проект на Бумстартере.

Представленная тут игра получила путёвку в жизнь здесь же на Бумстартере чуть больше года назад. На тот момент это был второй настолько успешный проект на игровую тему. Так что спасибо Бумстартер! Собственно вот первая версия игры на фото...

Зачем мы снова тут? Чуть чуть терпения, друзья сейчас всё станет ясно.

Это удивительная игра. Я и сам до сих пор не перестаю удивляться и находить в ней всё новые и новые грани. А история самой игры больше напоминает детектив, чем описание настольной игры.

древняя настольная игра

Судите сами. Эта игра известна под разными названиями: тавлеи, золочёные тавлеи, таблот, хнефатафл, славянские шахматы и другие. Увы, большинство из этих зубодробительных названий для современного русского уха не очень приятны. Вот Михаил Задорнов и предложил дать игре совершенно новое имя – Оберег. Название получилось приятное во всех отношениях и очень глубоко и точно выражает суть игры – оберегать Родину и свой род.

Игра эта очень древняя. По разным источникам ей от 1500 до 2000 лет. Сам я считаю, что она ещё древнее, но это лишь моя догадка.

Игра удивительна тем, что сегодня мы фактически наблюдаем её второе пришествие. Почему? Подробнее об этом вы можете прочесть на сайте игры tavlei.net. Так или иначе, но на большей части Европы уже к XIII веку игра почти полностью исчезла.

история игры оберег

Возвращение же Оберега к жизни началось в 1880 году с обнаружением в Норвегии в могильном кургане ярла Олафа Геирштат-Альфа драккара IX века, так называемого «Гокштадтского корабля». В погребении среди прочего был найден фрагмент доски для игры, с одной стороны имевший разметку для игры в «Мельницу», а с другой имевшей поле 13х13 клеток для неизвестной игры.

Сначала археологи как обычно решили, что это странный вариант шахматной доски. Но нечётное количество клеток не могло быть следствием безграмотности предков, которые при этом умели пересекали Атлантику на своих кораблях. Позже подобные находки посыпались как из рога изобилия, и стало очевидно, что это не шахматы, или не совсем шахматы, но игра, имеющая другие, нежели в шахматах, правила игры.

Вспомнили про скандинавские саги. Сопоставили факты. И стало ясно, что игра, имевшая столь широкое распространение, – те самые тавлеи или хнефатафл, которые упоминаются как в скандинавских сагах, так и в древнерусских летописях и сказаниях.

По своему опыту игры в Оберег могу сказать, что это действительно игра воинов. Вся логика игры пропитана настоящей древней битвой, местами безжалостной и жестокой, где цена одной ошибки – жизнь. Именно это я считаю доказательством глубокой древности игры, так как в те далекие времена людям еще не были известны боевые построения и сражения скорее напоминали рукопашную схватку.

Нетрудные для запоминания правила, динамичность и стройная логика игры, а главное чувство прикосновения к истории наших далёких предков, не могут не увлечь. И это касается не только детей, но и взрослых.

Правила игры в Оберег чуть сложнее чем в шашках, и намного проще, чем в шахматах. Для победы варягов князь должен достичь одного из четырёх выходов. Викинги, чтобы победить, должны захватить князя. Первый ход всегда за викингами (нападающими).

Все фигуры ходят как ладьи в шахматах, то есть на произвольное число свободных клеток по горизонтали или вертикали. «Перескакивать» через стоящие на пути фигуры нельзя. Князь же, за один ход может перейди не более чем на три клетки. Зато только он может вставать на трон и на выходы – все остальные фигуры на эти клетки ставить нельзя (переносить фишки через трон можно).

Взятие фигуры засчитывается, если в результате хода противника (но не в результате хода владельца фигуры!) она оказалась зажата между двумя вражескими фигурами, или вражеской фигурой и троном (после того как князь покинул трон), или вражеской фигурой и одним из выходов.

Есть ещё ряд специальных правил для князя и отдельных ситуаций. Подробнее о правилах игры вы можете прочесть на нашем сайте. Там же можно потренироваться в ходах на игровом тренажёре.

Современные правила игры разработаны известным московским преподавателем математики, руководителем Творческой лаборатории «Дважды два» Анатолием Бронниковым"

До этого у нас не было никакого опыта выпуска настольных игр, так что часто в процессе работы нам приходилось изобретать велосипед. За год работы по результатам общения с людьми, играющими в Оберег, у нас сформировалось понимание, что и как можно улучшить. И мы решились на следующий смелый эксперимент. Мы решили отказаться от классической коробки для игры и твёрдого поля.

И вот что у нас получилось:

Новый комплект игры состоит из:

  • тубуса;
  • цветного игрового поля;
  • 25 деревянных фишек (князь, 8 варягов и 16 викингов) в мешочке и игровой кубик для одной из разновидностей игры;
  • правила игры в виде красочного поля.

Игра теперь удобно помещается в тубус. Тубус компактный (высота 25 см., диаметр 12 см.), достаточно прочный, чтобы носить его с собой и у него есть ручка. Поле напечатано на плотной ткани. Оно осталось таким же ярким и красочным, но теперь легко сворачивается и занимает совсем немного места. Развернуть его можно на любой поверхности. Фишки теперь покрыты лаком, стали немного крупнее, их стало приятно держать в руках и они больше не слипаются.Теперь Оберег не только приятно дарить, но удобно носить и приятно играть. Мы уверены, что новая версия понравится Вам ещё больше. И игра станет по настоящему популярна.

Ну и самое удивительное открытие, которое мы сделали изучая историю игры. В одной скандинавской саге есть слова о том, что, когда будет снова найдена эта игра, закончится Конец Света (Рагнарёк по-ихнему)… Чувствуете, насколько серьёзное событие? ;-)

Для тех, кто зашёл на портал народного финансирования впервые, всё это может показаться сложным. Но суть краудфандинга очень проста. Совершенно не обязательно тратить много денег. Даже если вы выбрали вознаграждение за 100 или 200 рублей, это уже большой вклад в общее дело. Конечно главной целью этого проекта является создание новой игры. Но важен каждый человек. Океан наполнялся по капле. В этом заключается идея краудфандинга.

На странице проекта справа можно выбрать сумму участия и вознаграждение по душе. По правилам портала Boomstarter необходимо чтобы проект собрал заявленную сумму полностью, чтобы считаться успешным. Это звучит немного пугающе. Но мы же не собираемся просто так сидеть и ждать. Мы будем много работать. И у нас всё получится.

Весь процесс от регистрации до перевода денег занимает максимум 5 минут. Деньги можно перечислить любым удобным способом, подключены все способы оплаты (кроме pay-pal), нет никаких дополнительных комиссий (кроме платежей с мобильных Билайн и Мегафон).


Первый московский турнир по Оберегу в математической школе.

И стар и млад...

В многодетной семье Гайкаловых.


Михаила Николаевича представлять не надо. Он сам кого хочешь представит...

А это я с Зюгановым Геннадием Андреевичем (да, да - тот самый главный коммунист) на Дне русского языка. Если кто не в курсе, то Геннадий Андреевич давно и последовательно поддерживает возрождение нашей русской культуры и истории.

В начале этой страницы вы наверняка обратили внимание, что совокупное финансирование этого проекта должно составить 123 456 рублей. Это не случайность и не шутка. На самом деле для издания игры нужно примерно в три раза больше средств. Но первое издание игры оказалось достаточно успешным и большая часть денег у нас уже есть.

Поэтому наша цель не только собрать недостающую сумму, но что важнее - издать игру большим тиражом, чтобы как можно больше людей получили возможность играть в эту древнюю замечательную игру.

Если проект соберёт больше денег, чем было заявлено, то всё, что останется после сдачи в печать, будет использовано на развитие и продвижение проекта "Оберег".

А планы у нас по славянски грандиозные. Мы хотим создать электронную версию игры. Работаем над созданием реконструкции реального сражения по правилам игры, разыгранного живыми людьми в исторических костюмах того времени. Этот проект будет называться "Живой Оберег". Кроме этого мы готовим различные дополнения к игре и совершенно новые игры, как исторические, так и созданные с нуля.

Это очень большая, но интересная работа. Так что каждый рубль будет пущен в дело возрождения нашей народной памяти и гордости.