Художник и автор настольной игры по истории искусств «Арквестер» Ольга Алексеева рассказала, чему ее научила крауд-кампания и что получилось, когда она написала Артемию Лебедеву.
Холодным зимним вечером мы собрались с друзьями поиграть в настольную игру, — «Активити» или «Экивоки», что-то такое. Потом нам захотелось похожую игру, только более полезную и образовательную.
У нас у всех в компании было высшее художественное образование. Мы стали гуглить настолки, связанные с историей искусств, но нашли только кучу всякого позора для шестилеток, типа «отличи Пикассо от Дали».
А я как раз определялась с темой диплома в Британской Высшей Школе Дизайна и решила взять игру как тему исследования.
К моменту запуска проекта партия игр была уже напечатана и стояла у меня дома. Сумма сборов на Boomstarter покрыла ровно стоимость партии игр, плюс от крауд-кампании остался «шлейф» из заказов от тех, кто опоздал, и благодаря проекту у меня появился крупный клиент — денег от игры хватило, чтобы съехать от родителей)
Я просто продавала игру через Boomstarter, собирала предзаказы через сайт, чтобы оповестить людей о запуске проекта и дать им возможность купить игру дешевле. Мне не пришлось никого убеждать или упрашивать вложиться в полезный проект в обмен за магнитик.
Людей интересовала игра сама по себе, без довешенного дополнительного смысла. Когда я спрашивала у людей о том, что их мотивировало купить игру, они отвечали «крутая идея, очень хочу поиграть», «я очень интересуюсь искусством», «крутой дизайн коробки, подарю кому-нибудь», «взяла детям». То есть всё утилитарно, без абстракции.
Моя игра продавалась на Boomstarter за 3 000 р., 3 300р., 3 600 р., 3 900 р., две игры можно было купить за 7 000 р. Весь фокус заключался лишь в одном — «успей купить».
Одна фотка была красивее другой: эта с цветочком, та с дымком. На всех картинках рядом с лотом была фотография игры в разных ракурсах. Но без уточнений. Так делать не надо.
Демонстрация красот не делает условия вознаграждений понятными. Нужно было не просто красивые фото вставлять, а понятные. Например, лот за 7 000 р. должен иллюстрироваться фотографией с двумя играми.
Один Бог знает, сколько писем я получила в личку с вопросами:
«Почему цена разная? Сколько в итоге у тебя игр? Чем игра за 3 000 р. отличается от игры за 7 000 р.?» и так далее.
О продвижении крауд-проекта
Основными методами продвижения проекта в моем случае были:
1. Предзаказы с сайта игры
Не уверена, что хоть одна партнерская программа для меня сработала. Я, например, не захожу на сайт Британки, чтобы почитать новости «что там у Британки?», и не представляю, кто зайдёт, чтобы почитать статьи о проектах выпускников.
Очень многие компании используют свои медиа для информирования клиентов о статусе предприятия — там обычно полный бесперспективняк.
И тогда, и сейчас, продавая игру, я всем-всем-всем покупателям без исключения предлагаю личную встречу в кафе: мне безумно интересно посмотреть в глаза тем, кто со мной на одной волне, в ком отозвалась такая игра.
Не помню, сколько кафе я обошла за время сборов на Boomstarter, но помню ощущение праздника и потока жизни, который проходит через меня.
Все эти люди меня обогатили, я обросла контактами, что для меня всегда было сложным делом. Создавать контакты и поддерживать со всеми выгодное общение — это что-то из параллельной вселенной. Я очень рада, что это произошло само собой, считаю это подарком.
Для меня просить — это непреодолимый барьер, я из тех, кто постесняется у стюардессы в самолёте воды попросить. Как меня «ломало», когда я предлагала свой продукт =) Это было для меня как тренинг личностного роста, только круче.
Я начинала работать с очень драйвовым продюсером Аней Сысоевой, она больше не работает в Boomstarter, но мне запомнилась больше всего. Она очень вкладывалась в меня и в проект — и энергетически, и физически, и по-всякому. Она так болела за проект, как будто он ей был нужен больше, чем мне самой.
Продюсер проекта рассказала, как ее знакомые связались с Томом Хэнксом, и он им ответил.
Помимо прикладных советов типа медиаплана, она очень активно раскачивала мою смелость, веру и кругозор своими историями о том, что еще можно сделать. Аня «подстрекала» меня не бояться выходить на свет, гордиться своей игрой и рассказывать «труднодоступным» людям, почему они должны меня знать.
Мой план был прост как лапти: я написала текст-рассылку и собиралась долго и нудно копипастить это письмо семи сотням контактов, но — хомяк там плавал. Facebook меня банил как нелюбимую дочь. За спам. Я не знаю способа выполнить эту задачу разово в полном объеме, но точно не как делала я.
Я даже написала Анатолию Вассерману, Дэниелу Каннеману и Артемию Лебедеву. Ответили только из бюро Лебедева, и благодаря им я поняла, что я … (censored) Каким бы хайповым и многолюдным бы ни был канал, конверсия от него может быть нулевой.
Заметка вышла в бизнес-линче, дизайнер очень сдержанно указал на недостатки визуализации, зато в комментариях среди обычных пользователей были одни оскорбления и холивар на тему моего морального облика).
Я 3 раза меняла текст письма, потому что в первых двух формах он не работал. Первый вариант письма, который я рассылала, выдавал все психологические барьеры.
ЕДИНСТВЕННАЯ РАБОЧАЯ ФОРМУЛИРОВКА письма о крауд-проекте (в общих чертах)
Всё, другие письма безрезультатны: людям некогда думать, как бы им быть мне полезными.
А вначале я была убеждена, что люди понимают намёки и сами знают, что делать, что-то сообщать френду «в лоб» — это всё равно, что обозвать его тупым.
Самым большим факапом в своём краудфандинге я считаю старт сборов 1 мая. Я ничем, кроме своего проекта, не занималась и вообще не понимала какой сегодня день, какой день недели. А если понимала, то не придавала значения.
Кажется, что раз я в Москве и у компа, то все люди в мире тоже у компа и ждут, когда в пространстве интернета их найдет информация о том, что есть такая игра по искусству сверхъестественная, но нет =)
За 10 мая я собрала больше денег, чем за предыдущие 9 дней, кроме того, еще куча шерингов, постов и рекомендаций от моих друзей были сделаны с 1 по 9 мая, но этого никто не увидел.
1. Ни в коем случае не стартуйте и не планируйте активности в праздники.
Особенно такие длинные, как майские или новогодние.
2. Ищите интересные и популярные площадки для освещения проекта, а не узкотематические.
3. Составьте план по рассылке писем потенциальным партнерам и спонсорам.
Идите по алфавиту, поставьте себе цифру «20 писем в день» или что-нибудь еще, обязательно нужна система.
4. Делайте информацию о вознаграждениях прозрачной и понятной.
5. Верьте в чудо!
Только в Facebook с Boomstarter сделали шер 1300 человек – понятия не имею кто эти люди, у меня столько друзей нет на фб и вк вместе взятых. Это необъяснимый подарок вселенной.