Монография "Мусульманское завоевание Испании"
Нижний Новгород
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение

Предлагаемая к публикации научно-историческая монография, содержит очерки:

Источники по истории Испании эпохи мусульманского завоевания.

ОТ ГВАДЕЛЕТЕ ДО КОВАДОНГИ:

Очерк мусульманского завоевания Испании

ОТ МУСЫ ИБН НУСЕЙРА ДО АБД АР-РАХМАНА ИБН МУАВИИ:Очерк образования независимого эмирата в Испании



В качестве приложения в издание войдут впервые переведенные на русский язык два ключевых источника сведений об Испании 8-го столетия - византийско-арабская 741 г. н.э. и мозарабская 754 г.н.э. хроники (с черновыми вариантами переводов можно ознакомиться на сайте http://vostlit.info)


Собранные деньги пойдут на оплату услуг верстки, подготовки к печати, и непосредственно типографских услуг.


Отрывок текста:


Другим фактором способствовавшим успеху Тарика было наличие в его войсках значительного контингента чернокожих бойцов. По словам Ибн ал-Кутыйи: “Дабы устрашить врагов и напугать их, Тарик приказал своим воинам умертвить некоторых пленных, их тела разрубить на части и сварить в больших котлах, а остальных пленных велел отпустить. Они разбежались, не веря в свое спасение, и рассказывали всем встречным о том, что сделал Тарик со своими врагами, так что сердца жителей Андалусии наполнились ужасом.”[1] Ибн ал-Хусайн прямо называет тех, кому военачальник поручил акцию устрашения: “Суданцы взяли пленных готов и христиан, и убили их, и показали, что собираются их съесть.”[2] Каннибализм был в обычаях некоторых суданских племен. Поэтому ничего из ряда вон выходящего делать Тарику не пришлось. Он лишь на время ослабил узду на своих чернокожих соратниках. Эффект от этой акции, судя по всему, оказался именно таким, на какой рассчитывали мусульмане. Противник был устрашен и деморализован.

Прошло около двух с половиной месяцев, прежде чем состоялась решающая битва с королем Родериком. Как уже было сказано, войско Теодомира не оказало сколько-нибудь существенного сопротивления мусульманам. Максимум, на что этот военачальник оказался способен, это известить короля о том, что страна подверглась внезапному нападению. При этом ни количество войск противника, ни его происхождение Теодомиру выяснить не удалось. Согласно ряду источников король вестготов послал несколько отрядов, чтобы остановить завоевателей: один из них возглавлял племянник Родерика по имени Бандж (по-испански Санчо или Банчо), однако он был убит мусульманами вместе со своими людьми, их лошади стали добычей захватчиков. Сомнительно, чтобы Родерик стал бы делить свое войско, зная, что Теодомир не смог справиться с противником. Поэтому если эпизод с племянником имел место, то скорее всего тот выехал против мусульман по собственной инициативе во главе личной дружины.

Как бы то ни было, как только весть о высадке Тарика достигла Родерика, находившегося на севере в походе против басков, он оставил все менее значительные проблемы и отправился на юг, рассылая приказы своим сторонникам собраться в Кордове. ”…Когда Родерик прибыл в Кордову, сыновья Витицы занимались в одной дальней провинции сбором войск, чтобы двинуться против агрессоров, и он написал им, чтобы они пришли и соединились с ним, дабы вместе выступить против арабов,”- писал ал-Маккари[3]. Есть подозрения, что тот агрессор, против которого собирались войска, был никто иной как сам Родерик. Гражданская война, если и была на время прекращена, то это был не мир, а всего лишь перемирие. Как бы то ни было, большинство арабских авторов свидетельствует, что сыновья Витицы согласились на условия короля. Боясь войти в Кордову, они и их сторонники встали лагерем у реки Шакунды (Секунды), на противоположном городу берегу. После соединения, Родерик дал командование правым крылом своей армии Сисберту, а левого Оппе, которые согласно “Ахбар Маджмуа”, были сыновьями Витицы[4]. Однако, имена сыновей Витицы известны (по Ибн ал-Кутыйе их звали Оломонд, Ромуло и Артабас), и они были слишком юны, чтобы править в 710 г.н.э., так что невероятно, чтобы Родерик поручил им командование в 711 г.н.э. Согласно другой версии, Сисберт и Оппа были сыновьями Эгики, а не Витицы. Эта версия подтверждается Мозарабской хроникой 754 г, которая упоминает некого Оппу, сына короля Эгики[5].



[1] Ибн Кутыйя “История завоевания Андалусии” в “Средневековая андалусская проза” М., 1985, стр. 377

[2] “Corpus of early Arabic sources for West African History”, tr. J.F.P. Hopkins, Cambridge, 1981, стр. 39

[3] Al-Maqqari Ук. Соч., том 1, стр. 269

[4] “Ajbar Machmua”, стр. 8

[5] “Isidori Pacensis Episcopi Chronicon”, 36 вУк. Соч.