Искусство и наука танцевально-двигательной терапии
Москва
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение

Новость №7
24 августа

Хочу поделиться материалом из статьи Бирюковой Ирины Викторовны, одной из первооткрывателей метода танцевально-двигательной терапии в России и научного редактора нашей книги.

ТДТ зародилась на стыке психотерапии и танцевального искусства в США в 50-х годах XX века и постепенно распространилась по всему миру.

Итак, каковы же основные принципы ТДТ и в чем отличие этого метода от танца и от других направлений психотерапии?

1. Танцевально-двигательная психотерапия рассматривает тело и психику нераздельно связанными и взаимно влияющими друг на друга. Это значит, что любое переживание, психическая травма или расстройство находят свое отражение и в состоянии тела (напряжение или слабость определенных групп мышц, характерные позы или качества движения), ведь недаром иногда даже со спины можно определить, что человек опечален или встревожен. Это также означает, что можно активировать эту связь и в обратном направлении, и с помощью движения влиять на состояние психики.

2. Движение и танец в танцевально-двигательной психотерапии рассматриваются как процесс коммуникации, который осуществляется на трех уровнях: с собой, с другими людьми и с окружающим миром.Таким образом, анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек жет найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Следующим принципом работы ТДТ является принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело в танцевальной терапии рассматривается как живой и постоянно меняющийся организм. Люди научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думать, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным. Танце-терапевт помогает освободить тело и раскрыть психологическую причину, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психического и физического здоровья).

5. Танцевально-двигательная психотерапия обращается к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Она способствует развитию самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитию постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

Вот в такое путешествие приглашает нас танцевально-двигательная психотерапия, и, несмотря на все сложности, возникающие на пути, идти по нему одно удовольствие!

* использован материал статьи Бирюковой И.В. "Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души" (Журнал практической психологии и психоанализа №1-2, 2001 г.)

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.