Мировой кризис 2008-2009 гг.: преодоление и противоядие
Москва
Научная и научно-популярная литература

Выберите вознаграждение

Новость №36
30 мая

Проект – путь выхода из экономического кризиса

Главное предупредить разрушительность глобального кризиса. Как? Ответ на этот вопрос в проекте Б.Г. Румянцева. Кратко: необходимо внедрение в хозяйствующий объект (и в целом в экономику страны) механизма сопротивления и нивелирования возникающих негативных явлений в деятельности предприятия. По объективным причинам экономический рост неминуемо сменяется спадом – экономическим кризисом. В эпоху глобализации кризис, возникший в отдельной стране, неминуемо захватывает другие и становится мировым – глобальным, и потому предупреждение его и борьба с потерями является первоочередной задачей государства. Причины развития экономического кризиса и сам механизм данного процесса в последние столетия проходил по единому сценарию. Кризис может привести к быстрым и глубоким изменениям в экономической системе или к мягкому (постепенному и продолжительному) выходу. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Современное государство располагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. Но все эти не дают ожидаемой эффективности.

Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот. Кейнс и другие экономисты подчеркивали, что оптимизм - уверенность в том, что экономика вновь оживится, - необходимое условие усиления склонности к инвестированию. В теории существуют два выхода из спада: вперед или назад. «Назад» означает возврат к старой структуре экономики с дотациями, субсидированным не эффективным экспортом, искусственной поддержкой государственных предприятий-банкротов и сохранением избыточных рабочих мест, а значит, и низкой производительностью труда, протекционистскими мерами защиты отечественных производителей от внешней конкуренции, то есть отказ от дальнейших преобразований.

Автор проекта настаивает, что вся эта система государственных мер – не эффективна, и необходимо перейти к новым производственным отношениям – а именно к сверхрынку. Это процесс уже начался, он объективен, но государство, имея свои рычаги воздействия на рынок, должно подталкивать его, принимать такие меры, которые бы развивали возникшую тенденцию.

Государство должно делать то, чем оно обязано заниматься в современной рыночной экономике даже согласно либеральной концепции: во-первых, разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение; проводить налоговую и кредитно-денежную политику; контролировать определенные области экономики. Государство обязано выполнять все перечисленные функции так, чтобы с наибольшим эффектом решать текущие задачи. Во-вторых, государству следует инициировать образование и активно поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, создание новых организаций и ликвидацию старых, трансформацию отношений собственности.

Устойчивость развития экспортоориентированной российской экономики во многом определяется благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры. Если не удается ее адекватно спрогнозировать с целью упреждающего маневрирования ресурсами, то необходимо хотя бы извлечь дополнительный экономический эффект из уже сложившейся ситуации.

Выводом из данного положения является тот факт, что пути выхода из кризиса всегда зависят от причин, вызвавших данную ситуацию. Главной целью государства и власть предержащих должно быть принятие мер по адекватному прогнозированию и разработка плана по оздоровлению экономической деятельности.

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.