Автор проекта Б.Г. Румянцев, анализируя меры, предпринимаемые в разных странах по выходу из кризиса 2008-2009 гг., особо указывает на то обстоятельство, что призыв российского президента (Медведева Д.А.) консолидировать и выработать общую программу – остался не отвеченным. Это было демонстрацией разобщенности и неверной позиции Запада. Каждый поступал на свой страх и риск, в результате чего разрушительности, при том глобальной, избежать не удалось. Президент РФ В.В. Путин, оценивая сегодняшнюю ситуацию, констатировал на ПМЭФ-20019: Существующая модель мировой экономики находится в кризисе, несмотря на рост. По словам президента, рост и кризис мировой экономики "носят всеобъемлющий характер", а проблемы "накапливаются и множатся все последние десятилетия". Доминирующая модель развития, основанная на западной либеральной традиции, стала претендовать на глобальную роль, а главным драйвером новой модели выступила мировая торговля, рост которой с 1991 по 2017 более чем в два раза превосходил размер мирового ВВП.
В проекте автор предвосхитил оценку, данную президентом сегодня: После того, как мир столкнулся с мировым кризисом 2008 года, обнаружились ее "дисбалансы и диспропорции", а механизм развития этой модели "начал давать сбои". Одним из признаков такого сбоя, по словам президента, стало снижение доверия к доллару, "который, став мировой резервной валютой, превратился сегодня в инструмент давления страны-эмитента на весь остальной мир".
Однако новшеством в мировой экономике стали торговые войны и санкции – то, что в 2008-2009 гг. не наблюдалось. Президент подчеркнул, что государства, ранее проповедовавшие принципы свободной конкуренции, "заговорили на языке торговых войн и санкций, откровенного экономического рейдерства с выкручиванием рук, запугиванием, устранением конкурентов, так называемыми нерыночными способами". Между тем мировая экономика вошла в период торговых войн и растущего протекционизма, как прямого, так и скрытого. По его мнению, источник кризиса мировых экономических отношений заключается в том, что "модель глобализации, предложенная в конце ХХ века, все меньше соответствует стремительно формирующейся новой экономической реальности".
Глава государства указал, что за последние 30 лет доля развитых стран в глобальном ВВП по паритету покупательной способности снизилась с 58 о 40%, доля государств G7 снизилась с 46 до 30%. При этом вес стран с развивающимися рынками растет. "Такое быстрое становление новых экономик не только со своими интересами и со своими платформами развития, со своими взглядами на глобализацию и региональные интеграционные процессы плохо стыкуется с представлениями, которые относительно недавно казались незыблемыми", - подчеркнул Путин. Он посетовал, что торговые войны разворачиваются "под аккомпанемент разговоров о равенстве", хотя нынешние попытки монополизировать новую технологическую волну и ограничить доступ к ее плодам выводят на совершенно новый уровень проблему глобального неравенства как между странами и регионами, так и внутри государств. "А это, как мы хорошо понимаем, и есть главный источник нестабильности", - указал Путин.
Он отметил, что сегодня на мировой арене просматриваются два возможных сценария дальнейшего хода событий, представляющие собой две крайности. Первый - перерождение универсальной модели глобализации, "превращение ее в пародию, в карикатуру на саму себя, когда общие международные правила будут подменяться законами, административными и судебными механизмами одной страны или группы влиятельных государств". Президент добавил, что таким образом поступают сегодня США, "распространяя свою юрисдикцию на весь мир". Путин не останавливался на оценке США, как поджигателе мирового кризиса, но, тем не менее, факт остается фактом – кризисы последних 30 лет начинаются именно с этой страны. И это доказал кризис 2008-2009 гг., о чем подробно рассказано в проекте. Недостаточно правильная внутренняя экономическая политика в США приводит к негативным проявлениям во всем мире.
"Такая модель не только противоречит логике нормального международного общения, формирующимся реалиям сложного многополярного мира, но, главное, не отвечает задачам будущего", - пояснил Путин. Второй сценарий, по его словам, "это фрагментация глобального экономического пространства, политика ничем не ограниченного политического эгоизма и его силовое продавливание". "Это путь к бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может, даже и не только торговым. Образно говоря - к боям без правил всех против всех", - указал российский лидер.
Резюмируем словами президента:
"После холодной войны архитектура мировой экономики кардинально изменилась", - подчеркнул Путин. Доминирующая модель развития, основанная на евроатлантизме, стала претендовать на универсальную роль. А сейчас глобальная торговля перестала быть безусловным двигателем мировой экономики, считает он. В то же время новый двигатель, роль которого должны были сыграть суперсовременные технологии, пока проходит отладку и не заработал на полную мощность, пояснил глава государства.
- Natalia Sakiyan
- Автор проекта
Комментарии