Прежде всего, несколько слов о том, что такое кривая доходности, как понимать то, что она стала инвертированной, и почему об этом столько разговоров. По-простому, все выглядит так: американское правительство берет в долг, выпуская облигации, сроком от 3 месяцев до 30 лет. У облигаций с разными сроками погашения разные ставки доходности. А вот кривая, которая демонстрирует ставку доходности, в зависимости от срока погашения, называется кривой доходности. Согласно здравому смыслу, чем дольше срок погашения, тем выше доходность. Представьте, что вы даете в долг - кому-то на день, а кому-то на десять лет. Конечно же, второй сценарий более рискованный для дающего, поэтому процентная ставка по десятилетнему долгу будет выше. Таким образом, в обычных условиях кривая доходности направлена вверх, её левый край, с меньшими сроками погашения и, соответственно, меньшими доходностями, ниже правого, где длиннее сроки и выше ставки. Так должно быть и, как правило, так и есть, когда рынки верят в то, что экономика будет развиваться и на горизонте не маячат никакие кризисы.
Но жизнь, как известно, состоит не только из приятных сюрпризов, и время от времени случаются неприятности. Как правило, чтобы вытащить экономику из кризиса центробанки начинают снижать ставки, что в свою очередь сказывается на доходности облигаций – она снижается. Так что, когда инвесторы начинают верить в то, что кризис наступит в каком-то обозримом будущем, они активнее покупают облигации с длинными сроками погашения, стремясь зафиксировать более высокую текущую доходность. Повышенный спрос на долгосрочные облигации, естественно, приводит к удорожанию последних, что в свою очередь ведет к снижению доходности. Дороже купил – меньше заработал!
Что же происходит на рынке в последние дни. Инвесторы скупают облигации с длинными сроками погашения, их доходность падает, и дошло до того, что всю неделю, начиная с прошлой пятницы, стоимость трехмесячного долга (2.44%) выше, чем стоимость десятилетнего (2.39%). Впервые за последние 10 лет. Как вы понимаете, кривая направлена вниз. И именно такая ситуация называется инверсией кривой доходности. Почему это важно? Потому, что в течение последних 60 лет, каждый раз после того, как кривая становилась инвертированной, в течение 6-18 месяцев наступал кризис. И самое главное, что закономерность эта не была нарушена ещё ни разу.
Вот и не удивительно, что кривая доходности, вернее её новая, инвертированная форма, стала предметом жарких обсуждений и споров среди инвесторов и представителей ФРС. Кстати, именно полный разворот в политике ФРС, на 180 градусов, который произошел в декабре прошлого года, и стал одним из катализаторов для инверсии кривой. ФРС дала понять, что ставку повышать не будет, более того, не исключила возможности её снижения в будущем. Такой либерализм вызвал восторги инвесторов и не замедлил сказаться на динамике рынка акций – с начала года рост S&P 500 составил более 12%. Но, если заглянуть чуть дальше, то причины, что привели к развороту в политике регулятора, в долгосрочной перспективе должны вызывать у инвесторов опасения.
ФРС признал, что американская экономика замедляется, и свежие прогнозы выглядят далеко не так оптимистично, как несколько месяцев назад. Прогноз роста американского ВВП в первом квартале снижен с 2.3% до 1.5%. Естественно, замедление экономики сказывается и на корпоративном секторе. По данным FactSet, рост прибыли в 2019 году ожидается на уровне 3.8%, в годовом измерении, а еще в ноябре 2018-го этот показатель находился на уровне 8.8%. Рост рынка в последние месяцы привел к тому, что значительно выросла оценка компаний. Форвардное соотношение P/E для компаний S&P 500, по данным того же FactSet, выросло до 16.6, а это выше, чем средние значения за последние пять и десять лет.
Что в итоге. Экономика замедляется, как в США, так и глобально. Прибыли корпоративного сектора снижаются, импульс от налоговой реформы Трампа выдохся, и в ближайшие время помощи ждать неоткуда. Цены на активы выше средних. Безусловно, совокупность таких факторов вряд ли вызывает оптимизм. И, в этой ситуации, очень похоже, что инвертированная кривая опять, как и во все предыдущие разы, может стать предвестником кризиса.
Вопрос только, когда этот кризис случится. Есть, конечно, ряд факторов, которые могут его отодвинуть. Например, если Китай и США договорятся о новых принципах торговли. На этой неделе переговоры в Пекине вела представительная американская делегация во главе с министром финансов Мнучиным. Опять слышны жизнеутверждающие заявления, что всё идет в нужном направлении, хотя каплю дёгтя добавил советник Трампа по экономике Ларри Кадлоу, заявив, что результат переговоров не привязан к какой-то конкретной дате и они могут длиться ещё не один месяц. Чем-то это всё начинает напоминать историю с Brexit, который тянется уже несколько лет, но так до сих пор и не ясно, чем закончится.
Наверное, бессмысленно спорить о том, наступит кризис или нет. Принцип цикличности ещё никто не отменял, вечно рынки расти не могут, рано или поздно падение наступит. Вопрос – когда, рано или поздно, в 2019-м или 2020-м? Вряд ли у кого-то есть точный ответ, но в прошлый раз, когда кривая изогнулась не туда в 2006-м, гром грянул в 2008-м.
В любом случае, к грому нужно быть готовым, ведь он принесет возможности, которые при правильном использовании будут кормить вас следующие 5-10 лет.
- Natalia Sakiyan
- Автор проекта
Комментарии