Мы начинаем публиковать ознакомительные фрагменты из книги «Даррелл в России». Сегодня – предисловие, написанное Ли Даррелл, которая была не только женой Джеральда Даррелла, но и его коллегой, соратником в борьбе за охрану дикой природы, поддерживала его во всех начинаниях и сопровождала его в поездке по Советскому Союзу.
Предисловие к русскому изданию «Даррелл в России»
Одним из самых ярких моментов моей жизни была поездка в Советский Союз в начале 1980-х, где мы с Джерри должны были снимать телесериал о фауне и флоре этой огромной страны. Мне выпала большая честь участвовать в съемках по всей стране: от степей Аскания-Нова до скованного льдом озера Байкал, от пустынь Туркменистана до тундры Таймыра, посчастливилось побывать в таких экзотических местах, как Тбилиси и Самарканд, и даже в горах Тянь-Шаня.
Мы изучили природу СССР, но плохо себе представляли, как добираться, чего ожидать от тех мест, куда мы направлялись, и что за люди там живут. Снимать 13-серийный сериал непросто в любой точке мира, но наше путешествие состоялось еще до того, как Горбачев провозгласил «политику гласности», и мы были первыми «представителями Запада», взявшимися за такой проект. Однако нам не о чем было волноваться.
Куда бы мы ни приехали, нам оказывали радушный и теплый прием. Никогда не забуду церемонию встречи с хлебом-солью на красивом вышитом полотенце в Дарвинском заповеднике. Это была наша первая вылазка за пределы Москвы. Не менее теплые приемы ждали нас повсюду. Мы побывали на пышных трапезах и останавливались в скромных домах, где хозяева уступали нам свои спальни. Мы пели, танцевали и до поздней ночи болтали о жизни с нашими новыми друзьями.
Флора и фауна СССР подтвердили слухи о своем невероятном разнообразии и уникальности. С нашего путешествия прошло уже много лет, а я до сих пор помню слово «заповедник» – что означает особо охраняемую природную территорию. Система заповедников была создана по всей стране с 1917 года, и мы посетили многие из них. Каждый из них – это уникальная история и замечательные животные, которых нам посчастливилось встретить благодаря преданным своему делу сотрудникам. Были и случаи «близкого личного общения» с животными, каждого из которых Джерри описал в своей неподражаемой манере. В Окском заповеднике белоголовый сип млел от щекотки, а потом попытался затащить меня в свой вольер. Бакланы, вороны и сомы в Астрахани продемонстрировали сложное взаимодействие в деле добычи пропитания. Мы встретили множество очаровательных животных: от крошечных соболей в Баргузине до огромных овцебыков на Таймыре.
Сотрудники всех заповедников, где бы они ни располагались, были бесконечно преданы своим подопечным и идее защиты животных в целом. Наши единодушие и одинаковый взгляд на мир нашли свое отражение в сериале и, несомненно, способствовали его успеху.
Не было человека более близкого нам по духу в плане охраны природы, чем профессор Николай Дроздов – советский вариант сэра Дэвида Аттенборо. Ник был и остается уважаемым ученым; тогда он также вел еженедельную телевизионную программу о животных, которая пользовалась огромной популярностью. Мы стали большими друзьями. Мы не только участвовали в его программе, но и наслаждались его компанией: вместе мы побывали во многих заповедниках, и Николай рассказывал нам о местах съемок.
Пока Ник не сказал нам, мы даже не осознавали, насколько книги Джерри были популярны в Советском Союзе, и поверили ему, лишь когда увидели очередь за автографами: люди пришли за несколько часов до начала встречи, и очередь растянулась на несколько сот метров.
Судя по теплой встрече, которую мне оказали много лет спустя (я приезжала по случаю 150-летия Московского зоопарка), Джерри до сих пор ценят и вспоминают с любовью. Я уверена, что эту книгу, в которой он увлекательно рассказывает о наших приключениях сорокалетней давности, с интересом встретят не только поклонники Даррелла, но и все те, кто любит природу и жителей этой замечательной части мира.
Ли Даррелл
Корфу, апрель 2021 г.
- Любовь Мачина
- Автор проекта
Комментарии