Эта статья написана для тех, кто уже заказал русское издание игры «Серп» на Бумстартере (или планирует сделать это в ближайшее время) и кто был бы не прочь взглянуть, а что же ждёт его в коробке с игрой.
Иными словами, это статья будет особенно интересна тем, кто (как и я) с нетерпением ожидает свой экземпляр.
Начну с самого начала. Меня зовут Александр Петрунин, я занимался организацией работ по локализации игры «Серп».
Александр Петрунин, главный редактор Crowd Games
Несмотря на все возникавшие трудности (а без них не обходится никогда), процесс локализации оставил после себя одни лишь приятные впечатления. Связаны они были не только с красотой и юмором игры, но и общим высоким качеством текстов, с которыми нам пришлось иметь дело. В смысле, у меня ещё свежа в памяти двухмесячная переписка с другим известным разработчиком, которая вылилась в три десятка страниц уточнений и диалоги вида:
— Вот здесь у вас написано то-то и то-то. Это можно понять либо как А, либо как В. Что в точности вы имели в виду: А или В?
— Конечно, В.
— Но если В, то игра ломается в местах C, D и E. Может быть, всё-таки А?
— Окей, тогда А.
Общение с Джейми проходило иначе. Мне редко приходилось о чём-то спрашивать, но когда это случалось, он быстро, вежливо и максимально корректно отвечал на каждый вопрос. Настоящий профессионал. Также он прислал файл с перечнем исправлений в правилах и придумал дополнительный пример о действии мельницы, так что русская версия игры будет чуточку точнее оригинальной английской.
На днях я получил тестовый экземпляр русского «Серпа» — прототип того, как будет выглядеть готовая игра. Этот экземпляр ждёт долгий путь, который, вероятно, начнётся с художественной фотосессии. Но что нам мешает заглянуть под крышку заветной коробки уже сейчас, правда же? К слову о крышке, мне очень нравится её иллюстрация. Тёмный задний план с грозовыми тучами и военным сражением, а на контрасте — светлый передний план с мирными крестьянами. Война и мир. Роботы и хлебопашцы. Всё очень символично и сделано в лучших канонах живописи XIX века. Такая картина запросто могла бы висеть в Третьяковской галерее. Если бы Руссвет завоевал Полянию, точно бы висела.
Формат повествования я решил сделать таким. Вместе с вами я открою коробку и один за другим буду извлекать из неё компоненты, попутно рассказывая о них.
Первое, на что вы обращаете внимание, взяв в руки коробку, это то, насколько же она здоровая! Она куда шире и глубже «стандартных» квадратных коробок. Весит она тоже прилично, мои весы показали примерно 3,5 кг. Поверхность коробки матовая, с тиснением — такая не только будет оставаться как новенькая долгое время, но и не «зацапается» от частого перемещения из шкафа на стол и обратно. Как я увижу потом, такое же тиснение будет на всех картонных компонентах и картах, что говорит об очень хорошем подходе производителя к обеспечению качеству материалов. Но давайте же скорее откроем игру!
Первыми нас встречают 4 текстовых «документа». Это буклет с общими правилами игры, буклет с правилами одиночной игры, а также два двусторонних листа: первый для отметок о достижениях, второй — памятка. Поверхность буклетов и памятки глянцевая, а листа достижений — матовая мелованная. Это означает, что достижения можно вписывать даже карандашом (на случай если вы рассоритесь с боевым товарищем и захотите стереть все его подвиги из истории). Все листы и страницы очень плотные. Из-за этого даже создаётся впечатление, что правила объёмнее, чем есть.
Буклеты с правилами яркие и сочные, в них много картинок, примеров и напоминаний. Текст, как я уже говорил, написан очень понятно и предельно чётко. Пожалуй, единственная трудность может возникнуть с пониманием передвижения искусственного противника в одиночном режиме игры, но со временем оно станет для вас делом привычки. Красота и сложность одиночного режима связана с тем, что в «Серпе» он сделан не для галочки, а напоминает серьёзные алгоритмы, по которым живёт компьютерный ИИ. Судите сами, его правила занимают 12 страниц. 12, Карл! Не всякое-то евро похвастается таким объёмом буклета. Для меня такая глубокая продуманность (какого-то там) одиночного режима — одна из причин считать «Серп» крутым.
Отложив в сторону бумажные компоненты, мы видим картонные листы со всевозможными жетонами и монетами. Листы толстые, поверхность матовая, с тиснением. Обратите внимание, что, несмотря на кажущуюся простоту, монеты нарисованы очень искусно. Посмотрите на их неоднотонный фон, эффект блеска, имитацию неоднородности чеканки — взгляните на «горошины» по контуру «пятирублёвки» со 2-й картинки и попробуйте найти две одинаковые! Всё в монетах словно стремится отринуть картонную сущность и заставить вас поверить, что они делались из благородных металлов. Это очень замороченные монеты. Представляю, насколько может быть приятно играть с настоящими металлическими деньгами, если к их изготовлению подошли с тем же старанием!
Убрав картонные листы, я прямо-таки ахнул. Ого, такие огромные шестиугольные клетки! Почти вполовину ширины коробки! И зачем нужно какое-то там увеличенное поле?! Оказалось, что это и есть увеличенная сторона поля :/
Не уверен, что мои фотографии действительно передают визуальную разницу размеров клеток на двух сторонах игрового поля, но реально она выглядит значительной. Само поле очень красочное. Вы не найдёте двух идентичных клеток, на каждой из них свой уникальный рисунок, и я не сомневаюсь, что вы захотите потратить время, чтобы просто рассмотреть всё, что на них происходит, ведь, помимо маленьких историй, вы обязательно заметите несколько «пасхалок», например, лохнесское чудовище, переплывающее одно из озёр.
Изъяв поле, мы видим множество различных компонентов: тут у нас и фигурки, и колоды карт, и планшеты, и даже деревянные фишки, просвечивающие через органайзер для фигурок. Перед тем как начать выуживать их из коробки, заметьте, что в ней есть картонный разделитель. Разумеется, это не бог весть какое средство хранения компонентов, но я, например, не думал, что он вообще тут есть. По обзорам у меня сложилось впечатление, что компоненты в коробке просто свалены в кучу, так что наличие разделителя стало приятным сюрпризом.
Для хранения фигурок предусмотрен свой пластиковый органайзер с крышкой. Роботы закрываются ещё и отдельной крышкой. Всё-таки опасная техника. Это гарантирует, что с вашими фигурками ничего не случится, даже если вы не будете использовать сторонний органайзер для игры.
Детализация роботов просто замечательная. Видна буквально каждая заклёпка, и вы наверняка надолго «зависните», рассматривая все детали. Я, например, завис. Но оно того стоило. Вот смотрите, на спине руссветсткого робота оказались странные ёмкости, подсоединённые к выхлопной системе. Неужели эти чокнутые русские вынесли бензобак наружу робота?!
Или ещё вот. Я никогда не замечал (ни по фотографиям, ни по обзорам, ни по картинкам из правил), что робот Северного королевства — это, на самом деле, драккар с ногами. Ух… это, конечно, какая-то наркомания, но выглядит прикольно, этого не отнять.
Фигурки национальных героев не менее хороши. Тут детализация впечатляет даже ещё больше. Различим не только каждый колтун животного, но и мелкие складки на давно не знавшем стирки кителе Гюнтера фон Дуйсбурга.
Кстати говоря, совершенно неожиданно у Ольги Романовой обнаружилась настоящая русская коса (не путать с серпом). А ведь по причёске и не скажешь. Воистину эта героиня полна сюрпризов. Где-то в интернетах я краем глаза видел нечто вроде фан-клуба Ольги Романовой. Оно и неудивительно, дама весьма представительная, верно? Хотели бы вы сыграть с Ольгой в настольную игру? :)
Самая «компактная» фигурка — Зехра и Кар, что логично, потому что Кар — птица, а значит, ей не требуется место на подставке. (Но зато эта фигурка и самая высокая.) Самая широкая фигурка — Бьёрн на Моксе. Только посмотрите, насколько овцебык «выпирает» за пределы подставки.
Каковы же размеры фигурок героев и роботов? Высота роботов сопоставима с высотой фигурок из «О мышах и тайнах». Герои чуть выше. Высота людей такая же, как и у фигурок из «Зомбицида», то есть, можно сказать, что высота «стандартная».
Что ж, кинув украдкой последний взгляд на Ольгу, продолжаем опустошать коробку. Вот мы и добрались до карт. Их в игре 3 размера и несколько типов. Колода среднего размера запакована в плёнку с отрывной полосой. Остальные колоды — в плёнку с отверстием посередине, что хорошо видно на засвеченной фотке внизу.
И то, и другое позволит вам быстро извлечь карты из плёнки без подручных средств. Это одна из тех вроде бы малозначимых вещей, которую вполне могли бы не делать, но сделали. И это отлично. Сами карты плотные и с тиснением. Срез ровный, драных и мохнатых краёв я не заметил.
Среди карт большого размера (70 x 110 мм) нас ждут карты Фабрики, карты приключений и 2 вида двусторонних подсказок. Вообще, я, наверное, не встречал никакой другой игры, которая сопровождалась бы таким количеством памяток, подсказок и напоминаний. Вы не поверите, но есть даже карта, которая советует, как играть на первых 5 ходах! И ведь дело не в том, что игра сложная. Дело в отношении издателя к своему игроку. Джейми хотел, чтобы у нас с вами не появлялось ну вообще никаких вопросов, чтобы для нас всё было легко и прозрачно, чтобы мы просто сели за стол и… насладились игрой. Это очень редкое и особенное отношение, поэтому я не мог не обратить на него ваше внимание.
Большие карты сделаны большими намеренно — чтобы игроки смогли во всех деталях рассмотреть замечательные иллюстрации. Впрочем, для меня, видевшего их в процессе локализации во всю ширь 20-дюймового монитора, даже эти 11-сантиметровые карты показались мелковатыми. Возможно, я всё-таки решусь и закажу себе артбук на Бумстартере. Только не говорите моей жене.
Моя любимая карта — это вот эта патриархальная деревня, в которой бабушка лупит палкой по роботу. Как бы фантасмагорично ни смотрелись картины Якуба, он добавляет в них столько естественности и каких-то каждодневных мелочей, что вы безусловно верите каждой из них. Что? Солдаты на роботе обворовали бабку? Да, конечно, я слышал об этом и даже знаю, в какой деревне это случилось. На картах приключений происходит куда больше того, что описано в трёх вариантах развития событий. Разглядывать всем вместе эти карты (как предписывают правила) и обсуждать их станет для вас отдельной весёлой мини-игрой.
Идём дальше. Карты среднего размера (57 x 87 мм) — это карты личных секретных целей игроков и карты для одиночного режима игры, включая ещё 8 карт подсказок :) Карты целей также проиллюстрированы картинами Якуба, а значит, их тоже можно разглядывать бесконечно долго.
В какой-то степени цели однотипны, в основном всё сводится к вопросу «иметь или не иметь». Однако поскольку иметь или не иметь надо разные вещи, в разных количествах и при разных условиях, а число карт целей в колоде теперь достигает почти трёх десятков (а за игру вы видите всего 2 карты), можете не сомневаться, что каждый из вас будет преследовать собственный интерес и что в следующий раз ваши приоритеты будут уже совсем иными. Чтобы минимизировать фактор случайности при получении личной цели, перед началом партии игрок берёт 2 карты, но выполнить из них он может только 1. Как вам, кстати, самовар на ножках на второй карте внизу? Прямо-таки «Иван Иваныч. Ранние годы».
Маленькие карты (44 х 67 мм) — это карты боя. Такими компактными они сделаны, чтобы полностью всовываться в диск силы. Иллюстрации на них специально подобраны так, чтобы их скромный размер не умалял детали картин Якуба.
Не удержался, позаимствовал фотку у Дениса Басырова
Далее в коробке мы находим диски силы. Их два. И их нужно будет собрать самим. Но в этом нет ничего сложного, надо просто приложить круглую картонку к квадратной и скрепить их пластиковыми фиксаторами. Фиксаторы прилагаются. Диски силы используются в бою. Будучи игрой новаторской, «Серп» продолжил нелёгкий поиск бескубиковых решений для имитации боя. На мой взгляд, получилось хорошо, потому что напоминает некую психологическую мексиканскую ничью. Кто из вас струсит, а кто даст залп из всех орудий? Кто сможет угадать, что задумал другой? Решится ли Руссвет использовать оружие с Фабрики, тайно размещённое на Кубе? По крайней мере, это куда атмосфернее и интереснее, чем рунбаундовская орлянка с жетонами (имхо). Одновременно в игре могут использоваться только 2 диска силы. Невозможна ситуация, когда в бою примет участие более двух сторон.
И вот мы подобрались к ключевым компонентам игры — к планшетам. В игре их два вида: планшеты наций с уникальными свойствами, которые те получают по мере игры, и планшеты игроков, благодаря которым участники планируют и выполняют действия. Планшеты наций картонные, не тонкие и не маленькие (принц Коллин не даст соврать), с матовым покрытием и тиснением. Мне очень нравится, как эффектно смотрится золотая надпись «Серп» на рубашке планшетов, а эта рамка и цвет фона вызывают ассоциации со старинным немым фильмом, что вполне соответствует духу игры. Жаль, что во время партии всего этого не будет видно, ведь планшеты выкладываются рубашками вниз. Один обладатель английской версии игры говорил мне, что оттенок этих рубашек «гуляет» от планшета к планшету. В русской версии я такого не заметил. Но это и понятно, ведь на производстве использовался новый (русифицированный) файл рубашки.
Впрочем, есть кое-что, что выглядит даже ещё лучше! Это планшеты игроков.
Они длиннее планшетов наций и где-то раза в три толще, однако их главная особенность заключается в другом.
Они двухслойные! Такого я ещё не видел. Я видел планшеты со сквозными вырезами, видел планшеты с двухъярусными накладками, но не встречал ничего подобного. Едва ли мои скромные фотографии смогут передать то ощущение трёхмерности, которое возникает в вашем сознании, когда вы смотрите на эти планшеты! Но это ощущение абсолютно нереально. Вы обязательно почувствуете это, когда возьмёте планшеты в руки.
В начале партии выемки планшета заполняются вашими фишками. В процессе игры фишки перемещаются на игровое поле и между областями планшета. Внутренний слой сделан не только для внешнего изящества, но и для функционального назначения. Забирая из выемки фишку, вы вводите в игру бонус или штраф, указанный под ней. Конечно, Джейми мог бы сделать и эти планшеты плоскими, однослойными. Никто бы не сказал ни слова. Но он решил заморочиться. В результате получилось не только удобно, но и эстетически круто. Возможно, это станет новым bon ton в настольных играх?
Эти планшеты задали нам непростую задачку. Для экономии места Джейми использовал самые короткие слова, какие только смог найти в английском языке: pay, use, get, move. Это здорово, ведь он запросто уместил их между краем планшета/секции планшета и контуром вырубки верхнего слоя, сохранив читабельный размер шрифта. Каково же пришлось нам, носителям языка, в котором слова в принципе длиннее да ещё и отсутствуют нематерные короткие варианты для перевода?! Наша задача многократно усложнялась тем, что мы не могли двигать никакие графические элементы планшета (не говоря уже о контуре вырубки), поскольку для каждого иностранного локализатора на производстве использовался один и тот же «английский» штамп вырубки и настройки оборудования. Менять всё это означило бы никогда не сделать стоимость игры доступной. Сложилась известная ситуация: «Я выкрутился. Теперь ваша очередь!». В итоге, после перебора разных вариантов, чтобы не уменьшать шрифт до такого размера, что прочесть его без лупы смогла бы одна лишь Дюймовочка, мы сделали переносы. Мы подобрали слова так, чтобы в них было не больше одного переноса и чтобы они переносились «красиво». И мне нравится то, что получилось в конце концов. Я смотрю на планшеты вживую, и чтение этих перенесённых слов не вызывает никаких затруднений. А что ещё нужно?
Вот мы и выгребли с вами из коробки последний пласт компонентов — это всевозможные фишки, и в игре их море. Прежде всего, это набор личных фишек для каждого игрока. Здания, рабочие, звёзды и так далее. Особенно внушительно смотрится фишка силы — щит со стрелами, рожками и… э… крылышками?
И опять же, я просто диву даюсь, как заморочено подошёл Джейми к внешнему виду игры. Все штампуют рабочих-миплов одинаковыми. Хотя бы в пределах одной игры. Это наша устоявшаяся реальность. Всё, на что мы можем рассчитывать, — это изменение цвета для каждого игрока. Но Джейми снова ломает стереотип и поднимает планку — в «Серпе» миплы каждой нации уникальны. И вы даже можете углядеть в них некие национальные черты. Как вам нравятся казачьи папахи на представителях Крыма? Или тирольские шляпы на гражданах Саксонии? Не кажется ли вам смутно знакомым образ красного рабочего с вытянутой вперёд рукой и в картузе?
Последнее, но не худшее. Пакетики с ресурсами: деревом, нефтью, едой и металлом. Ресурсы выглядят вполне симпатично. В смысле, отлично, что это не просто кубики/цилиндры разных цветов, а фигурные объекты, но сегодня этим уже никого не удивишь. Удивить можно было бы фишками реалистичных ресурсов с Бумстартера, но это совсем другая история, правда? Про себя я отметил, что хотя фишки еды и крымские фишки вроде бы одного жёлтого цвета, их оттенок настолько разный, что их нельзя перепутать на поле, даже если приложить к тому усилия.
А вот и бонус для тех, кто вложился в «Серп» на Бумстартере, — 4 пакетика с дополнительными картами, среди которых 4 карты личных целей, 6 карт Фабрики и 8 карт приключений (в двух пакетиках). Теперь, когда все необходимые суммы сборов достигнуты, «Crowd Games» сможет заказать массовую печать этих карт и приложить их к каждому экземпляру игры.
Собрав компоненты обратно в коробку, я обнаружил, что она буквально набита битком. А ведь это я ещё не раздербанил картонные листы с мелкими компонентами и, соответственно, не добавил в коробку пакетики с жетонами и монетами. Что ж, хорошей игры должно быть много, а «Серп» для меня определённо хорошая игра. Мне очень понравилось её качество в целом и приятно поразило, сколько всего придумал Джейми, чтобы она не только отлично игралась, но и выглядела удивительно. И я сейчас вообще не говорю про иллюстрации, о которых и так жужжат все. Воистину, как говорили в «сумасшедшем обзоре», «Серп» — это игра о величии каждого открытия. И первое из них — это открытие коробки.
Спасибо, что прочли эту статью. Надеюсь, вам понравилось всё, что вы увидели, и вас порадует качество локализации. Наша команда вложила в неё много сил и где-то там, на дне каждой коробки, под всеми этими бесчисленными компонентами, лежит частичка нашей души :)
- Crowd Games
- Автор проекта
Комментарии