Фарфоровые птицы в картинках. Крупнейшая коллекция в мире.
Иркутск
Иллюстрированное издание

Выберите вознаграждение

Новость №8
23 июня

Как повторилась история великого Андерсена про гадкого утёнка, причём опять в Дании, но уже в фарфоре - об этом в нашей третьей истории! Загадка датской утки...

А началось всё так.

Один антиквар из Москвы, зная мою страсть к птичкам из фарфора, предложил мне за недорого купить неказистую утку. На фото утка действительно выглядела немного нелепо, но была в ней какая-то трогательность, а своей нелепостью она вызывала жалость. Жалость сложное чувство, очень похожее на любовь, бороться с ним бесполезно. Деньги небольшие, - решила я, - пусть утка "плывет" в Иркутск.
Получив злополучную утку, я обнаружила на ней несколько клейм. Во-первых, синее клеймо фабрики Бинга и Грёндала (Bing & Grøndahl), что находится в Копенгагене. Во-вторых, клеймо в тесте (т.е. оттиск в фарфоре до обжига) с именем Якобсен. В-третьих, цифру 97. Имея в своем арсенале полные каталоги датских производителей, в том числе, Бинга и Грёндала, я стала искать по каталожному номеру 97 историю выпуска утки. Однако, меня ждало полное разочарование: ни имени Якобсен, ни каталожного номера 97 там не существовало. Уж не подделка ли, подумалось мне.
Загадочная неказистая утка не давала мне покоя. Обратиться напрямую в фабрику Бинга и Грёндала невозможно: она прекратила свое существование еще в 1970-е гг., объединившись с Королевской копенгагенской фабрикой. Осталась надежда на более ранний каталог фабрики Бинга и Грёндала другого издательства. Книга нашлась у друзей в США. Из нее выяснилось следующее. Пресловутый Якобсен работал на фабрике всего 3 года в конце 19 века. Ушел ли он по собственному желанию или был уволен, история умалчивает. Однако, цифра 97 оказалась датой (!) - 1897 г.
Гадкий утенок в моих глазах вырос в прекрасного лебедя, став самым старинным экземпляром датской части моей коллекции. Каковы бы не были эстетические свойства утки, она прекрасна хотя бы уже и тем, что пережила две мировые войны. Якобсен не стал известнейшим фарфористом с именем, но его работа неведомыми путями судьбы находится в коллекции в далекой Сибири, живет и несет память о Мастере.

А вот и та самая утка: одна, среди экспонатов выставки и на страницах нашего каталога!

Комментарии

Только спонсоры оставляют комментарии.